Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация – отделение науки от ненауки – так и не увенчалась успехом. Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно". Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.

Содержание работы

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание
1.1 Специфические формы знания
1.2 Формы вненаучного знания
2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития
3. Проблема происхождения человека в философии и науке
4. Как Вы понимаете данное высказывание: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени»
5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах
б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя
в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.)
6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?

Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

Эволюция человека имеет  ряд ступеней: 3.5-5.5 млн. лет назад  выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых; около 0.5 млн. лет  назад появились архантропы как  промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос). К  ним относятся питекантропы и  синантропы. 50-40 тыс. лет назад возникли палеоантропы, неандертальцы, 45-15 тыс. лет назад появился неоантроп, кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду, в целом, завершается, а его социальная эволюция продолжается.

Началу и протеканию этого  эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок. Природно-биологические  предпосылки касаются как природно-климатических  изменений (сейсмические, геомагнитные, температурные, радиоактивные инверсии, изменения флоры и фауны), так  и антропологических (т.н. “гоминидная  триада” – прямохождение, строение рук, изменение мозга). Указанные факторы взаимодействовали с социальными, зарождавшимися в то время.

Возникновение трудовой деятельности было тем фундаментальным процессом, который вызвал необходимость в  абстрактном мышлении, установлении общения между индивидами с помощью  речи. Эволюция семейно-брачных отношений  и возникновение первых форм нравственного  регулирования (табу) стимулировали  дальнейшее развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения  и деятельности, культуры человеческого  общества.

Человек является биосоциальным  существом. Развитие и существование  человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается  как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном (современный, «ставший» человек) аспекте. Биологическое  в человеке соединяет его с  природой, является необходимым условием его существования. Социальное в  человеке, исторически надстраиваясь  над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные  социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально  социальное и биологическое находятся  в системном взаимодействии. Сложность  познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии  между биологизаторскими и социологизаторскими  концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и  в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над  социальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепции абсолютизируют социальное начало в человеке, недооценивают  личностное начало, биологические особенности  человека.

Выделение в человеке биологического и социального начал – это  познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать  многообразные проекции человека, включенного  как в природный, так и в  социальный мир. Попытку синтеза  противоположных подходов предприняли  представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.

Проблема биосоциальной  природы человека – часть общей  проблемы гармонизации взаимоотношений  в системе «человек – общество – природа». Человек – результат  совместной социоприродной истории, поэтому  экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества, природы  осуществляется в различных направлениях в философии, науке, в рамках междисциплинарных  исследований (в глобалистике, социальной экологии и т.д.).

 

4. Как Вы понимаете  данное высказывание: «Пусть никто  в

молодости не откладывает  занятия философией, а в старости не

устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым,

ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что  еще не

наступило или  прошло время для занятия философией, тот похож

на того, кто  говорит, что для счастья или  еще нет, или уже нет

времени»

Культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное  усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а вся богатейшая проблематика философии останется  для него книгой за семью печатями.

Мысль о связи философии  с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, что всякому  времени отвечает своя философия. В  этих словах есть глубокий смысл. Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых  и острых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация.

Дело в том, что в  критические, переломные моменты своей  истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к  прошлому опыту, с тем чтобы извлекать  из него уроки и стараться не повторять  допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко  осмысленном виде сокровища этого  опыта выражает именно философия.

Нельзя не учитывать и  характерной особенности тех  проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято  называть "вечными". Каждое новое  поколение людей, каждый человек  в своей жизни вынуждены снова  и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они  предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как  прихотливыми течениями истории, так  и особенностями индивидуального  опыта человека. Вместе с тем в  них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто  внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его  бытия. Однако из того, что каждому  человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что сам он должен изобретать и средства для их решения. Эти средства создаются в самых  разных сферах духовной культуры человечества – в мифологии и религии, в  науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический  суд разума предлагаемые варианты решения  этих проблем.

Дело, наконец, заключается  в следующем. С точки зрения разумного  мышления выдающиеся философы прошлого – это наши предшественники и  оппоненты, у которых мы многому  можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия – это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Только путем обсуждения проблем, затрагивающих человека, – и может вырабатывать у себя навык разумного мышления.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия  – это особая область знания, в некоторых отношениях существенно  отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение  и в самом стиле философских  произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые  восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ  излагает свое учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в  этом смысле она сродни литературе и искусству.

Философия не является строгой  наукой в обычном понимании этих слов: у нее, однако, есть своя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею утверждений. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великую сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться с  ней, надо размышлять над первоисточниками, то есть над произведениями самих  философов.

 

5. Определите названия  философских течений в теории  познания

(гносеологии), выраженных  в следующих положениях. В каких

исторических  типах философии они возникли?  

 

а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет

ничего, чего первоначально  не было бы в чувствах

 

Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление втеории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. 

 

б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов

чувств доверять нельзя

 

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, – «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

То, что в основе бытия  и познания лежит разум, Декарт доказал  следующим образом:

- в мире существует  много вещей и явлений, которые  непонятны человеку (есть ли они?  каковы их свойства? Например: есть  ли Бог? конечна ли Вселенная?);

- зато абсолютно в любом  явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир?  светит ли Солнце? бессмертна  ли душа? и т.д.);

- следовательно, сомнение  реально существует, этот факт  очевиден и не нуждается в  доказательствах;

- сомнение – свойство  мысли, значит, человек, сомневаясь, – мыслит;

- мыслить может реально  существующий человек;

- следовательно, мышление  является основой как бытия,  так и познания;

- поскольку мышление –  это работа разума, то в основе  бытия и познания может лежать  только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его  философское кредо: «Я мыслю, следовательно  я существую». 

 

в) В познании решающую роль играют бессознательные,

неподконтрольные  разуму (противоразумные) факторы (интуиция,

инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.)

 

Иррационализм обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п. 

 

 

6. Какой метод  познания соответствует отраженной  в отрывке

концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению

природу или историю  человечества или нашу собственную

духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина

бесконечного  сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто

не остается неподвижным  и неизменным, а все движется,

возникает, изменяется и исчезает»?

 

Диалектика – это учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Введение в философию:  Учеб. пособие для вузов. / Авт.  колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

2. Интернет ресурсы.

     3. Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. / Сост.: В.А. Козловская. – Красноярск: СИБУП, 2010. – 43 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"