Конституция Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность заключается именно в том, что Великобритания не имеет общепринятой конституции.
Цель работы – выявить характерные черты и особенности конституции Великобритании.
Задачи – выявить особенности правления; систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
3
Конституция Великобритании
4
Статус монарха
6
Система органов государственной власти
8
Местное самоуправление
12
Заключение
13
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная КПЗС.docx

— 80.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение

3

  1. Конституция Великобритании

4

  1. Статус монарха

6

  1. Система органов государственной власти

8

  1. Местное самоуправление

12

Заключение

13

Библиографический список

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли права не существует. Существует конституционное право конкретной страны. В данном случае Великобритании. Нет также и науки с таким названием. При употреблении термина конституционное право зарубежных стран речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права стран зарубежья, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине.

В данной работе будет рассмотрено конституционное право Великобритании, а именно особенности правления.

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе ограниченного правления, а также появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее, до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: не существует единого документа наивысшей юридической силы.

Актуальность заключается именно в том, что Великобритания не имеет общепринятой конституции.

Цель работы – выявить характерные черты и особенности конституции Великобритании.

Задачи – выявить особенности правления; систему органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

  1. Конституция Великобритании

 

Конституцией принято считать основным законом страны. В данном случае в Великобритании отсутствует единый писаный кодифицированный конституционный акт, регулирующий те отношения, которые обычно регулируются конституциями: основы общественного строя, конституционно-правовой статус личности, систему, порядок формирования и полномочия органов публичной власти. Однако в данном государстве имеется исторически сформировавшаяся система норм, которые в комплексе регулирует эти отношения, достаточно эффективно. Существует нормы, которые содержатся в разных источниках права.

  1. Статуты (законы). Среди статутов есть как акты, принятые давно, но сохраняющие свое значение: Великая Хартия Вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследие 1701 г. и т.д., существуют более современные законы: о Парламенте (1911 и 1949 гг.), о пэрах (1958 и 1963 гг.), о Палате общин (1978г.).
  2. Судебные прецеденты, правила, зафиксированные в судебных решениях, обязательные для судов при рассмотрении аналогических дел. Чаще всего, решения Верховного суда, Апелляционного суда и Палаты лордов. Палата лордов может при этом отступать от своих прецедентов. Прецедентами установлено, что нет права взимать налоги без разрешения Парламента, что монарх не несет ответственности, что должна осуществляться контрассигнация актов монарха Премьер-министром.
  3. Конституционные обычаи, устоявшиеся нормы поведения, которые в силу традиций не ставятся участниками этих отношений и другими лицами под сомнение. Они основаны на всеобщим согласии. В Великобритании, нередко называется конституционными соглашениями. В случае если имеется прямое противоречие между конституционным обычаем и статутом, то применяется статут. Некоторые обычаи, как и прецедент, перетекают в статуты.
  4. Доктрина (труды авторитетных юристов). Они рассматриваются как дополнительный источник Конституции. Сфера использования таких трудов – восполнение на научной основе пробела или устранение. В сфере конституционного права, прежде всего, труды Беджгота, Блэкстона и Дайси. Исторические особенности развития британской Конституции предопределили и то, что в Великобритании не выражен четко принцип разделения власти. Монарх считается вхожим во все ветви власти. Палата лордов является и частью Парламента, и судебным органом. Члены Правительства одновременно является парламентарием. Но это не означает, что существует подчинение одной ветви власти другой. Между ними существует баланс.

Таким образом, в Великобритании отсутствует единый писаный кодифицированный конституционный акт, но при этом существуют другие источники права: статут, судебный прецедент, конституционный обычай, доктрина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Статус монарха.

 

Великобритания является парламентарной монархией. Положение монарха (короля, королевы) в системе власти определяется по принципу «царствует, но не правит». Цель монарха – символизировать стабильность государственных институтов. Монарх формально наделен, достаточно большими возможностями, как закрепленными статутами, так и рассматриваемыми как прирожденными полномочия монарха.

У монарха существует прерогативы – политические, которые весьма велики. Он назначает Премьер-министра руководит вооруженными силами, назначает судей, осуществляет помилование, вправе созывать и распускать Парламент, подписывает законы, является главнокомандующим Вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры и т.д. Монарх не осуществляет полномочия самостоятельно. Правительство назначается им по результатам парламентских выборов, а все остальные действия, в которых проявляется власть, осуществляется при условии контрассигнации Премьер-министра и по инициативе Правительства. У монарха есть преимущество («скрытые» полномочия), которые он может реализовать сам, сообразуясь, конечно, с политической ситуацией. Также у монарха сохраняется право абсолютного вето на законы, но в настоящее время оно не практике не применяется.

Монарх имеет личные прерогативы:

- атрибуты власти (трон, держава, скипетр, титул, мантия);

- королевский двор и  цивильный лист (денежное содержание);

- иммунитет монарха (принцип  не ответственности), для этого  служит институт контрассигнации.

Кроме личных и политических прерогатив существуют другие статуты монарха:

  1. Возглавляет британское Содружество (объединение бывших британских колоний, из которых некоторые, например, Австралия, признают монарха главой государства);
  2. Глава англиканской церкви.

В Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. наследие трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына – старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника. Наследник приобретает титул «принц Уэльский». Монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Таким образом, в Великобритании бразды правления принадлежат монарху, у которого существуют политические и личные прерогативы. Великобритания относится к кастильской системе престолонаследия, основываясь на Акте о престолонаследии 1701 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система органов государственной власти

 

Система органов государственной власти состоит



 

 

 

Самые обширные полномочия у главы государства:

- назначение Премьер-министра  и членов Правительства и других  должностных лиц;

- созыв и роспуск Парламента;

- право вето на законопроект, принятый Парламентом;

- и т.д.

Законодательная власть (Парламент). Парламент состоит из двух палат – Палаты общин и Палаты лордов.

Палата общин избирается сроком на 5 лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе. Председатель Палаты общин – Спикер. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партией. Кандидатура Спикера одобряется монархом. Спикер избирается на срок полномочий палаты, но если он остается депутатом после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. Спикер имеет полномочия как по представлению Палаты общин во вне (обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом), так и по руководству работой Палаты. Спикер определяет вид законопроекта (финансовый или обычный), что влияет на процедуру его прохождения, способ голосования, наличие оснований для прекращения прений.

Спикер не участвует в дебатах. Он обязан вести себя политически беспристрастно. При равенстве голосов депутатов в дебатах, его голос является решающим.

Иными  ответственными должностными лицами Палаты общин является заместители Спикера (один из них - первый), лидер Палаты общин (фактически представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты) и клерк – должностное лицо, не являющиеся парламентарием, назначенное монархом без ограничения срока полномочий. Клерк руководит аппаратом Палаты и является советником Спикера по вопросам Палаты и парламентских привилегий. Порядок в Палате общин поддерживает пристав. Коллегиальный руководящий орган в Палате не создается.

Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством. Оно состоит из руководящих министерств и иных ведомств, государственных министерств, парламентских секретарей, ряда других должностных лиц.

Правительство возглавляет Премьер-министр. Его полномочия вытекают из политических традиций и обычаев, и, в частности охватывают отдельные полномочия, относящиеся, формально, к прерогативам монарха. Премьер-министр формирует Правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнением решений Правительства министерствами и ведомствами. Официально он занимает должность Первого лорда Казначейства. Благодаря набору своих полномочий он играет ключевую роль.

Премьер-министром назначается лидер партии, победивший на выборах в Палате общин. Назначение осуществляет монарх. После этого Премьер-министр формирует Правительство в основном, из парламентариев. Кабинет министра может включать только членов Парламента – в основном Палаты общин, но и Палаты лордов.

Правительство уходит в отставку в случае отказа ему Палаты общин в доверии либо выражения ею недоверия. Если монарх распустит Палату общин, то отставки Правительства не происходит.

Основные функции Правительства – определение политической позиции, выносимой на обсуждение и утверждение Парламента, и реализация, осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств.

Судебной системе Великобритании характерно активное исполнение рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Судебная система


 

 

 

 


 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Великобритании имеются высшие судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Великобритании.

Из-за разветвления системы судов существует разнообразие статусов судей. В высшие суды могут быть назначены юристы, имеющие, существенный опыт работы в качестве адвоката.

Судей низших судов назначает лорд-канцлер. Он может освободить их от должности без объяснения причин. Мировые судьи работают до достижения 70 лет, а платные магистры – 65 лет.

Таким образом, систему органов государственной власти Великобритании составляет: Глава государства в лице Короля, Королевы; законодательная власть в лице Парламента; исполнительная власть в лице Правительства; судебная власть, состоящая из высших и низших судов. Каждая из систем власти имеет свои полномочия, которым они должны придерживаться и не отступать от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Местное самоуправление

 

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англия, Уэльс, Шотландия и Сев. Ирландия.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства, а графства – на округа (всего их 339). В округах есть советы и мэры. Округа в графствах делится на приходы или общины. Во всех административно-территориальных единицах избирается совет, только в малых приходах решения принимаются на общих собраниях.

В Великобритании местный совет избирается населением. Совет избирает из своего состава представителя. Исполнительные функции выполняет сформировавшиеся советом и состоящие из советников и других лиц комитеты.

Реформа местного управления призвана допустить:

1.самостоятельное определение  системы органов местного управления.

Информация о работе Конституция Великобритании