Конституционное право на жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..…..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.1 Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации..….......5
1.2 Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина……………………..…………………………………...………17
2 ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Ограничение права на жизнь в Российской Федерации и их конституционное закрепление…………………………………………...…..26
2.2 Обеспечение права на жизнь в Российской Федерации……………...…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...…………………….....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Сам процесс  жизнедеятельности, в рамках которого, собственно, и реализуется право на жизнь, – это процесс пользования определенными социальными благами, обеспечиваемыми либо охраняемыми государством. Можно выделить три группы факторов в области социально-экономических отношений личности и государства, оказывающих непосредственное влияние на возможность реализации исследуемого права. Это, во-первых, уровень социально-экономического развития общества, принципы социальной политики, проводимой государством; во-вторых, уровень общекриминальной преступности; в-третьих, комплекс мер, предпринимаемых государством с целью создания максимально возможных благоприятных условий реализации конституционных прав личности.

Главным определяющим моментом в создании подобных условий является уровень социально-экономического развития общества, позволяющий судить о потенциальных возможностях государства в выполнении данной задачи. Государство должно стремиться к такому уровню развития и функционирования своих структур, который исключит вероятность наступления социально-экономических катаклизмов (гиперинфляции, экономического кризиса, массовой безработицы и т. п.). В этом аспекте гарантии реализации права личности на жизнь сближаются с гарантиями права человека на достаточный уровень жизни (ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах)40, но они все же не идентичны.

Государственная политика в сфере социальной поддержки личности закреплена на конституционном уровне (ст. 37-41 Конституции Российской Федерации), а также в текущем законодательстве. Ежегодно публикуемые «Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации» являются своеобразным отражением сложившейся в обществе социально-политической ситуации, ее «больных» мест41.

Помимо указанных  факторов, показателями благополучия общества может служить продолжительность жизни его членов, а так же уровень детской смертности. Приходится с сожалением констатировать, что демографические процессы в России развиваются негативно, а ожидаемая продолжительность жизни сокращается. Согласно сообщениям печати, среди европейских стран младенческая смертность выше всех в странах СНГ, вплотную к нам приблизилась лишь бывшая Югославия. Причины подобного положения дел разнообразны и разномасштабны: от экологического неблагополучия и острого дефициты медицинской техники и лекарственных средств до снижения качественных характеристик репродуктивной способности населения.

Период коренных преобразований в России сопровождается резким ростом общекриминальной преступности. По мнению российского Президента РФ В.В. Путина, «преступность сегодня представляет собой угрозу национальной безопасности России». Ежегодно в Российской Федерации регистрируется почти 3 млн. преступлений, среди которых 1,7 млн. тяжкие и особо тяжкие – убийства. Каждый год в России совершается более 30 тыс. убийств, более 7,7 тыс. убийств не раскрыто42.

Значительное  воздействие на процесс реализации конституционного права на жизнь оказывает позитивная деятельность государства по созданию благоприятных условий жизнедеятельности каждой личности. Эта деятельность представляет собой комплексную, многоступенчатую систему определенных социально-экономических мер. В качестве центрального связующего звена системы выступает понятие «безопасной жизнедеятельности человека». Безопасная жизнедеятельность человека находилась в центре внимания 1-го Съезда специалистов по безопасной деятельности, состоявшегося в июне      1992 г. в г. Санкт-Петербурге. Съезд, в частности, рассматривал вопрос об объединении усилий представителей науки и практики в обсуждении всех аспектов безопасности человека в любых сферах его обитания. Правовое понятие «безопасность» сформулировано в Законе Российской Федерации «О безопасности» и определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»43.

Основными субъектами безопасности выступают личность и, следовательно, ее жизнь, а основным гарантом обеспечения безопасности – государство. Ст. 2 Закона Российской Федерации «О безопасности» гласит, что «государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации»44.

Тесная взаимосвязь  и взаимозависимость конституционного права на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) и конституционного права на здоровую окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) очевидна.

В юридическом  смысле качество окружающей среды определяется установленными в правовом порядке нормативами. Система таких нормативов и лимитов, а также общие сведения к их разработке определены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»45.

В случае катастрофы, вызванной как человеческой деятельностью, так и природными катаклизмами, в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»46 федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.

Система безопасной жизнедеятельности будет неполной без такого звена, как государственная  проверка качества пищевых продуктов  и медикаментов. П. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»47 прямо указывает на право гражданина Российской Федерации на получение от компетентных органов сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды48. Однако в настоящее время существуют веские основания, позволяющие оценить российскую систему государственной проверки качества пищевых продуктов и медикаментов как недостаточно эффективную.

Сущность политических гарантий права человека на жизнь состоит в следующем. Политическая организация общества, господствующий в нем политический режим предопределяют потенциальную возможность реализации любым членом данного общества своих прав человека и гражданина.

Современные правовые учения рассматривают политическую систему любого общества с точки зрения ее демократичности, предполагающей плюрализм взглядов и свободу их выражения, находящих отражение, главным образом, в деятельности политических партий. Важность плюрализма в сфере существования политических организаций была отмечена в документе Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ49. Тем не менее, сам факт множественности политических партий и движений с позиции их влияния на процесс реализации каждой личностью своего права на жизнь не может быть оценен однозначно. С одной стороны, плюрализм политических партий (в том числе оппозиционных) и их деятельность в определенной мере уменьшают степень вероятности обретения государством характерных признаков тоталитаризма. Ни одна партия, как правило, не осмелится заявить в своих программных документах об отрицании ею права личности на жизнь и необходимости защиты данного права государством. Но, с другой стороны, борьба различных политических объединений за власть в ряде случаев (особенно в период становления многопартийной системы) приводит к активному противостоянию политических сил в рамках высших эшелонов государственной власти, к дестабилизации общественно-политической обстановки, политическим конфликтам, перерастающим в вооруженные столкновения, в которые втягиваются огромные массы людей. Подобная ситуация характеризуется массовыми нарушениями прав человека и гражданина, в том числе и права на жизнь.

Кризис государственности  и обострение социальных противоречий провоцируют ухудшение обстановки и в области межнациональных отношений.

Государство вправе и обязано способствовать формированию жизнеутверждающих начал общественного сознания. К числу идеологических гарантий права на жизнь относятся существующие в обществе гуманитарные и этические взгляды, нравственные нормы, провозглашающие неприкосновенность человеческой жизни.

В процессе своего исторического развития человечество выработало оптимальную, с точки зрения защиты жизни, модель государственности, именуемую «правовым государством. «Это государство, проводящее идею защиты личной свободы, а не реализаций неких мессианских проектов коллективного Добра; государство, принципиально отказывающееся от навязывания гражданам своих планов, оставляющее им полную свободу распоряжаться жизнью по своему усмотрению... Государство, не требующее жертвоприношений во имя будущего и не оправдывающее насилие величием своих исторических задач»50. Данный тип государства является наиболее оптимальной формой, обеспечивающей эффективность всех гарантий права личности на жизнь, особенно правовых.

Задачей любого государства является минимизация, на основе демократических, правовых принципов, с учетом мирового опыта, отрицательных процессов в основных сферах жизнедеятельности общества. В этой связи уместно упомянуть о положительных сторонах деятельности нашего государства, осуществляемой в последнее время. Актуализация и реализация приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилья, утверждена концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года51 безусловно, повысят качество жизни и соответственно уровень гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на жизнь. Несомненно, указанные процессы окажут свое положительное воздействие и на правовую систему страны.

Юридические гарантии права на жизнь представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты, прав и свобод человека и гражданина.

Нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе права на жизнь сопровождаются причинением определенного вреда человеку. Конституционные гарантии в этих случаях состоят как в том, чтобы восстановить нарушенное право, так и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах. Размер возмещения причиненного как материального, так и морального вреда устанавливается судом.

Правовые  гарантии, защищающие право на жизнь следует особо выделить в уголовном праве. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, охраняющих жизнь человека.

Принятые  в России законы «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»52, «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»53, «О государственной охране»54 установили случаи законного применения специальных средств и оружия.

Важную роль в обеспечении  права на жизнь играет право, провозглашенное ст. 37 Конституции Российской Федерации, а именно ее ч. 3: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Важное место в этом процессе занимают производственная безопасность и охрана здоровья работников. Она включает в себя мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья людей и меры по предотвращению несчастных случаев на производстве.

Между тем, какие бы замечательные  законы и договоры ни существовали, главное – это воля государств гарантировать применение этих соглашений, признание и уважение права человека на жизнь, всех основных прав человека.

Важным в  решении вопроса о защите права  на жизнь является повышение ответственности государства за издание законов, недостаточно четко регулирующих вопросы, затрагивающие право на жизнь, а также органов государственной власти и их должностных лиц – за незаконные действия (или бездействия) в сфере реализации нормативно-правовых актов, касающихся нарушения права на жизнь. Высокая правовая культура противодействует стремлению государства стать выше права и закона. Это – одно из важнейших гарантий прав и интересов граждан.

Право каждого человека и гражданина на судебную защиту прав и свобод закрепил Закон Российской Федерации «Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»55.

Важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации закреплены практически все основополагающие гарантии права на жизнь. Однако проблема эффективного обеспечения полноценной реализации права на жизнь коренится в несоблюдении условий эффективной реализации этих гарантий на практике.

Вполне очевидно, что  для исправления (улучшения) данной ситуации существенное значение имеет  анализ деятельности различных структур и институтов общества и государства, призванных в законодательном отношении  заниматься вопросами обеспечения права на жизнь.

В системе государственного механизма обеспечения права  человека и гражданина на жизнь, важное значение имеет деятельность правоохранительных органов и среди них – органов  внутренних дел. Важнейшей задачей  органов внутренних дел в современный период является охрана и защита конституционного права человека и гражданина на жизнь, так как выполнение этой задачи способствует обеспечению реализации и развития, в целом, правового положения личности, свободной от страха и нужды, насилия и принуждения.

Внутренняя и внешняя деятельность органов внутренних дел позволяет обеспечивать эффективную реализацию права на жизнь:

  1. внутренняя сторона деятельности заключается в том, чтобы сами органы и их сотрудники не нарушали прав и свобод человека и гражданина, стояли на страже исполнения ими своих обязанностей;
  2. внешняя сторона деятельности органов внутренних дел состоит из четырёх основных направлений:
    • осуществление эффективной профилактической деятельности по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина;
    • своевременное пресечение нарушения прав и свобод человека и гражданина;
    • своевременное раскрытие нарушения основных прав и свобод человека и гражданина;
    • принятие своевременных мер к возможно полному восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Конституционное право на жизнь