Концепция ноосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Ноосфера (от греч. noos — разум) — сфера разума, буквально «мыслящая оболочка».
Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми.
Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой — как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия.
Велики различия и в понимании ноосферного времени. Одни полагают, что ноосфера — наша реальность, по мнению других, это лишь вероятное будущее.

Содержание работы

Введение
1. Понятие ноосферы
2. Понятие ноосферной личности
3. Концепция ноосферы В.И. Вернадского
4. Концепция ноосферы Тейяра де Шардена
Заключение
Список литературы
Список цитируемых произведений

Файлы: 1 файл

Концепция ноосферы.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

   Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного...»2.

    «...Появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли -их основных проявлений человека- не может быть случайным»3. «...Человек уничтожил «девственную» природу. Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных и растений.

     Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений»4.

     Ключевые положения концепции В.И. Вернадского:

а) человечество—великая геологическая сила;

б) эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного;

  в) лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм;

г) человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы.

   Последний тезис служит оправданием целесообразности перехода человечества на позиции автотрофности, что «...даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений... реально откроет перед ним пути лучшей жизни»5. Здесь В.И. Вернадский выступает заодно с рядом других российских космистов, мечтавших о человеке, свободном от земных материальных оков.

    Изложенные идеи тогда же в Париже были горячо восприняты французскими коллегами — математиком, философом Е. Леруа и геологом, палеоантропологом, теологом П. Тейяром де Шарденом. Для обозначения «очеловеченной биосферы» ими был предложен термин «ноосфера», впервые появившийся в печати в 1925—1927 гг. В.И. Вернадский принял и поддержал его, стал широко использовать в своих последующих трудах.

   В 1937—1938 гг. он работает над философским и научно-историческим введением к «главной книге жизни» о химическом строении биосферы.  

     Введение вылилось в самостоятельную фундаментальную монографию «Научная мысль как планетное явление». К сожалению, долгие годы она оставалась в черновой рукописи. И только в 1977 г. благодаря усилиям учеников и последователей великого ученого увидела свет. В названной, итоговой для В. И. Вернадского, работе ноосфера чаще всего определяется как «царство разума».

     Идеальная составляющая - лишь одна сторона ноосферы. Другая-материальная - представлена биосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Научная мысль «...строит и направляет техническую работу человечества»1. Под воздействием «культурной биогеохимической» энергии глубоко трансформируются природные режимы энерго и массообмена.         

    Ноосфера оказывается насыщенной разнообразным техновеществом и новыми видами антропогенной энергии.

     Если синтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она представляется как сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальных проявлений. Цивилизация «...культурного человечества... является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере»2. Как и в ранних работах, автор учения о ноосфере связывает ее возникновение и развитие с процессом культурогенеза.

4. Концепция ноосферы  Тейяра де Шардена

     Примерно в то же время, когда В.И. Вернадский трудился над итоговой «книгой жизни», П. Тейяр де Шарден создал удивительно своеобразный научно- философский и вместе с тем религиозно-мистический трактат «Феномен человека», основное содержание которого составляет его видение ноосферы. Книга была написана в Пекине, где ее автор оказался не случайно, так как в течение ряда лет вел археологические исследования в Китае. Он один из первооткрывателей синантропа, ставшего важным звеном в эволюционной цепи гоминидов.

    По мнению П. Тейяра де Шардена, в ходе развития живой природы «...с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу»1. Поэтические образы ноосферы как «мыслящего пласта», «духа Земли», «покрова сознания» пронизывают всю работу ученого и философа, члена ордена иезуитов.

   В то же время ноосфера — неразрывная часть единой природы, ее закономерное эволюционное производное. Она «...коллективный... продукт... мышления»2 и «...неодолимый разлив полей и заводов», «эра промышленности, нефти, электричества и атома, эра машин»3.

    Так же, как и В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден видит в ноосфере взаимозависимые материальную и идеальную стороны. Оба они отстаивают монистическое понимание ноосферы. Согласно материалистическому монизму, мыслящий дух признается как «высший цвет» материи [16, с. 363].          

      Существенные расхождения между названными учеными возникают в видении будущего ноосферы.

 

 

 

 

 

 

  Заключение

    Основоположники учения о ноосфере как истинные эволюционисты видели в ней творение историческое. Самые ранние признаки ноосферного развития Земли В. И. Вернадский относит ко времени 10—20 тыс. лет назад, т. е. к верхнему палеолиту и мезолиту.

    Развитие ноосферы идет непрерывно с нарастающей интенсивностью. Новый мощный толчок ноосферная эволюция получила вследствие промышленного переворота, охватившего западные страны в 19 в.

    Данная работа позволяет судить о ноосфере как о:

- этапе эволюции биосферы, который, однако, не является ни высшей  точкой развития биосферы, ни  ее эталоном;

- "сфере взаимодействия природы  и общества, в которой человеческий  разум при посредстве технически  оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития".

- существовании нескольких концепций о ноосфере, которые, в чем-то дополняют друг-друга, а в чем-то противопоставляют себя друг-другу (Концепции Вернадского, Пьера де Шардена, Леруа);

- том, что основными концепциями считаются концепция Вернадского и Шардена;

- по Вернадскому главенствующим  признаком в формировании ноосферы  является феномен науки. Каждое научное достижение, опыт и открытие имеют конкретного автора, но, будучи созданным, оно становится достоянием всего человечества, включаясь в качестве элемента в единое родовое знание;

- по Шардену человек, как носитель  разума, не приспосабливается к среде, как другие животные, а изменяет и подчиняет ее себе, "…устраняет и покоряет всякую форму жизни, не являющуюся человеческой", а ноосфера представляет собой результат деятельности всего человечества, начиная с момента появления человека; на современном этапе она, как и биосфера, включает "былые ноосферы.

- проблемами становления ноосферы  по Шардену являются: индивидуальный  и групповой эгоизм, антропоцентризм, персонализация общества, опасность  тоталитаризма.

   К началу 20 столетия ноосфера приобрела, по славам И. Вернадского, черты «вселенскости». Человеческим разумом был «...охвачен весь земной шар и все моря. Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром...»1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Данилова, B.C. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. - 2004. - N 2. - С. 50.

Данилова, B.C. Планетарное мышление и его основные характеристики// Вестн. Моск. ун-та, Сер.7, Философия. - 2001. - N 3. - С.28.

Николаев В.А. Концепция ноосфер: история и современность: Концепция перехода Российской Федерации на ноосферный путь развития// Вестн.Моск.ун-та.Сер.5,География. - 1996. - N2.- C.11.

Оленьев, В.В. Глобалистика на пороге XXI века // Вопр. философии. - 2003. - N 4. - С. 18.

Пахомов Ю.Н. Цивилизация и природа: некоторые методологическиеаспекты ноосферного развития//Вестн.СПб ун-та.Сер.6.Философия. -1996. -N2.-C.39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Список цитируемых произведений

  1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства.- М.: 1912.
  2. Булгаков С.Н. Софийность хозяйства// Русский космизм.- М., 1993.
  3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М., 1989.
  4. Вернадский В.И. Автотрофность человечества// Русский космизм.- М., 1993.
  5. Вернадский В.И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление.- М., 1977.
  6. Федоров Н.Ф. Философия общего дела// Русский космизм.- М., 1993.
  7. Шарден Т. Феномен человека.- М., 1988.

1 Федоров Н. Ф. Философия общего  дела// Русский космизм.- М., 1993, с. 71

2 Булгаков С. Н. Философия хозяйства.- М.: 1912, с. 13.

3 Булгаков С. Н. Софийность хозяйства// Русский космизм.- М., 1993, с. 131-132.

1 Там же, с. 133.

2 Вернадский В. И. Биосфера и  ноосфера.- М., 1989, с. 166.

1 Там же.

2 Вернадский В. И. Автотрофность  человечества// Русский космизм.- М., 1993, с. 288.

3 Там же, с. 297.

4 Там же, с. 299.

5 Там же, с. 303.

1 Вернадский В. И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное  явление.- М., 1977, с. 26.

2 Там же, с. 33.

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1988, с. 224.

2 Там же, с. 149.

3 Там же, с. 172.

1 Вернадский В. И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное  явление.- М., 1977, с. 97.

 

 

 

 

Под ноосферой понимается (от греч. nou - разум и sjaira - шар) - "сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития" . Само понятие “ноосферы” было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами – Пьером Тейяр де Шарденом и В.И.Вернадским. Их взгляды на ноосферу оцениваются, обычно, как противоположные.

По Леруа под ноосферой понимается современная стадия, геологически переживаемая биосферой. Ноосфера, по Тейяру де Шардену это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в идеальной точке "Омега", подобно тому, как раньше образовались такие целостности, как молекулы, клетки и организмы. Мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса.

Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в сознании нервных клеток. Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который, в конечном счете, нечто иное, как психогенез Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа – ноогенезом.

Учение о ноосфере Тейяр де Шардена можно свести к следующим основным положениям. • Возникновение разума – закономерный результат развития материи, подготовленный всем ходом развития мира. Эти представления близки к развиваемым в рамках "антропного принципа". • Возникновение человеческого разума – качественно новый этап эволюции живой материи, переход эволюции от биологической фазы к социальной, духовной; превалирование духовного начала над материальным в организации

и функционировании биосферы. • Человек, как носитель разума, не приспосабливается к среде, как другие животные, а изменяет и подчиняет ее себе, "…устраняет и покоряет всякую форму жизни, не являющуюся человеческой". • По мере развития "планетаризации" человека, деятельность его принимает глобальный характер, "…затрагивает саму жизнь в ее органической целостности". • Социальная эволюция объективно направлена на единение человечества, социальную и духовную конвергенцию

рас, народов, разных слоев общества, на формирование "единомыслящего" в мировоззренческом плане человека. • Ноосфера представляет собой результат деятельности всего человечества, начиная с момента появления человека; на современном этапе она, как и биосфера, включает "былые ноосферы". • В состоянии ноосферы эволюция "…приобретает свободу располагать собой - продолжить себя или отвергнуть", завершить развитие разума путем глобальной катастрофы. •

Формирование ноосферы – естественный процесс, независящий от воли человека, но он может быть ускорен деятельностью человека. "От нас зависит сделать стихийный процесс сознательным, превратить область жизни – биосферу, в царство разума – в ноосферу" (Э. Леруа). В.И. Вернадский подходил к ноосфере с материалистических позиций. Для него было очевидным, что биосфера под влиянием разумной человеческой деятельности и коллективной

научной мысли переходит в качественно новое состояние биосферы, названное им ноосферой, преобразованной из биосферы человеческой мыслью и трудом. Следует особенно подчеркнуть роль человека в переходе от биосферы к ноосфере, так как именно здесь проявился новый антропогенный фактор - человек стал использовать биосферу для удовлетворения своих потребностей за счет применения различных орудий труда, накопленных знаний и умений. Как отмечал Тейяр де Шарден, «отличие человека как гомонизированного индивида от животного

в том, что и животное что-то знает, но только человек знает о своем знании» и в полной мере может использовать это знание на ноосферном этапе биосферы. Это означает, что важнейшим фактором, определяющим жизнь на Земле, становится разумная коллективная деятельность человека. Кроме научного фактора формирование ноосферы, согласно В. И. Вернадскому, определяется следующими условиями и предпосылками: • человечество стало единым целым;

Информация о работе Концепция ноосферы