Эволюция и становление интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:48, научная работа

Описание работы

Цель научной работы: систематизировать информацию по вопросу «эволюция и становление интеллекта».
Для достижения цели научной работы поставлены следующие задачи:
- дать представления эволюции человека с позицией учения Дарвина;
- привести сравнительные данные интеллектуальной деятельности человека и животного;
- дать определение понятию науки «Анторология», и предмет её изучения;
- рассмотреть эволюцию культуры человека;
- охарактеризовать интеллект на разных стадиях его эволюции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….……………3
1. Происхождение жизни и эволюция человека ……………….……......…..4
2. Синтетическая теория эволюции……………………………………..........6
3.Случайна ли эволюция?.... .………………………………………………....8
4. Антропология……………………………………………………………..…9
5. Эволюция культуры ...……………………………………………….........11
6. Интеллект человека………………………………………………….…….13
7. Предыстория интеллекта………………………………………………….14
8. Первобытный интеллект…………………………………………………..15
9. Интеллект Эпохи Возрождения..……..………………………….….........19
10. Предыстория теории искусственного интеллекта…..…....…..…..….....22
11. Этапы программных средств………………………………………….....22
12. Искусственный интеллект в наши дни………………………….…..…..24
13. Будущее искусственного интеллекта…………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………....29
Список использованных источников………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Эволюция.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

                                                 4. Антропология.

В широком смысле «антропология» — наука о человеке (от греч. «антропос» — человек). Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то за антропологией в узком смысле осталась проблема происхождения человека и определения специфики его строения и эволюции. Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX века после создания теории эволюции Дарвина. Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом. Он же предположил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древесные обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку.

  В 1960 году английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «Человека Умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 куб. см. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов, которые он, как предполагают, изготовлял. Позже на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрастом 5,5 млн. лет. Наличие изготовленных орудий труда (если по этому факту судить о становлении человека) позволили существенно увеличить его возраст.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразных обезьян (не ранее, так как гены тех и других слишком сходны), т. е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам». Скорость изменения генов за счет точечных мутаций (изменений отдельных пар оснований ДНК) устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки отхождения данной эволюционной ветви от общего ствола.

Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место выходы урановых пород и существует повышенная радиация. Последняя, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека Умелого» относят к австралопитекам, остатки которого впервые найдены в Африке в 1924 году. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он был способен к созданию орудий труда. Это стало формой преодоления противоречия между недостаточной естественной вооруженностью австралопитека и большой насыщенностью его существования опасными ситуациями.

Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы остатки, обнаруженные в 1891 году на острове Ява. Существа, жившие 0,5 млн. лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 куб. см. Они использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы XX века в Китае был найден синантроп с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но не имел речи.

В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальца впервые обнаружены захоронения трупов.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 году были найдены останки существа, близкого по облику и объему черепа (до 1600 куб. см.) к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть «Человек Разумный». В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки (светлая кожа у «белых» и т. п.).

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «Человек умелый» (австралопитек), «Человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «Человек неандертальский», «Человек разумный» (кроманьонец). После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда, как его социальная эволюция продолжалась.

 

                                             5. Эволюция культуры.

 

Помимо эволюции человека как биологического вида, можно говорить об эволюции культуры. Здесь была предложена шкала, которая основывалась на материале орудий, созданных и применяемых человеком. Выделен каменный век — эпоха применения каменных орудий. В его пределах палеолит (древнекаменный век), который подразделяется на нижний палеолит (австралопитек и «Человек прямоходящий»): преобладание галечных орудий, ручных рубил и чопперов (больших галечных орудий, оббитых с одной стороны); средний палеолит (неандерталец): преобладание орудий на отщепах (отколотых частях камня, являющихся заготовкой для более сложных орудий); верхний палеолит (от 38 тыс. лет): появление пещерного искусства у «Человека разумного». В мезолите (среднекаменном веке) преобладал охотничье-собирательный тип общественного устройства.

Важное событие произошло в неолите (новокаменный век) 9-6 тыс. лет тому назад, получившее название неолитической революции — одомашнивание диких животных, переход к выращиванию растений и оседлому образу жизни (свайные постройки). Охотничье-собирательное хозяйство превратилось в скотоводческо-земледельческое. Виды домашних животных и культурных растений, выведенные с помощью искусственного отбора и гибридизации, гончарное производство, ткачество, металлургия и другие результаты неолитической революции широко используются и поныне.

Следующие стадии культуры сведены в так называемую систему «трех веков» — медный, бронзовый, железный. Они имели каждый свою датировку, но потом выяснилось, что это скорее стадии развития отдельной культуры, и их время зависит от времени развития данной культуры. Последовательность смены «веков» не везде соблюдается и в целом данная схема ныне признается неудовлетворительной, хотя ничего лучшего пока не предложено.

Развитие цивилизации, по А. Тойнби, идет через подражание. Это соответствует гипотезе, что способность к имитации поведения других видов имела большое значение на ранних стадиях человеческой эволюции для «вписывания» человека в природу и установления гармоничных отношений с ней. Способность к имитации, доставшаяся от обезьян, послужила основой социального развития человека. Р. Дикинс ввел понятие «мим» — единица подражания. Примерами «мимов» являются мотивы, идеи, фразы, моды, способы создания вещей или частей здания.

В так называемых «традиционных обществах», по Тойнби, подражают старшим, и такое общество консервативно и малоспособно к развитию. В «прогрессивных обществах» подражают талантливым, и такое общество способно к более быстрому развитию. Понятие прогресса применимо только к эволюции в целом. Отдельные общества могут регрессировать по своему духовному и культурному уровню (например, аборигены Австралии), возможно, из-за доступности пищи и более легких условий существования, которые препятствуют совершенствованию.

Для нормального развития, по Тойнби, необходимы кризисы, которые требуют напряжения сил для адекватного ответа на вызов ситуации. Человек достигает цивилизованного состояния не вследствие биологических дарований (наследственности) или легких условий географического окружения, а в процессе удачного реагирования на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное усилие. Прогресс общества определяется, таким образом, ответом на вызов объективных условий существования.            

                                        

6. Интеллект человека.

 

Человеческий интеллект - одно из важнейших  сущностных  свойств  человека. Утверждение  о  случайном   характере   возникновения   человека   в   мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в  явном противоречии с глубинными тенденциями современной  науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что  человек - это  результат  единого  закономерного  мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи.

Величие и достоинство человека заключается в бесконечных  возможностях его труда и интеллекта. Весьма примечательно, что затрагивающее  достоинство человека  и  его  интеллекта  утверждение  о   случайности   человека само оказывается  ничтожной  мыслью,  бессмыслицей,  ибо «случайный человек», находящийся в случайном, поверхностном, бессодержательном отношении к  миру не мог бы судить о своей случайности, так как для этого  он  должен  быть  в необходимом отношении к миру. Концепция «случайного человека»  есть  не  что иное,  как  скрытая  форма  «парадокса  лжеца». Интеллект мстит  за   свое унижение, обращая в бессмыслицу утверждения о своей ничтожности.

                                            

                                           7. Предыстория интеллекта.

 

Непосредственным предшественником человеческого  интеллекта  выступает так называемое «конкретное мышление». Природа,  структура  и «логика» конкретного мышления еще весьма  плохо  изучены. Принято  считать, что  психика   высших   животных   базируется   на   двух   основных   видах реакций — инстинктах и ассоциациях.  Инстинкты — врожденные, передаваемые по  наследству  видовые  формы  поведения  и  отражения  среды, сложившиеся  в  результате  многих   тысячелетий   биологической   эволюции.

Ассоциации   имеют   прижизненный   характер,   формируются   в   результате

индивидуального   приспособления   к   среде,   составляют    индивидуальный

прижизненный  опыт  животного. Ассоциации — отражение  внешних  связей  между различными воспринимаемыми животными явлениями среды: звуками, запахами и  т.д.

Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят также  в  состав  психики  человека,  образуя  очеловеченный  биологический  фундамент  его   сознания, интеллектуальной  деятельности.  К   инстинктам   человека   можно   отнести основной обобщающий инстинкт жизни (или самосохранения),  двигательный, половой, родственный, познавательный инстинкты.

Сущность жизни заключается  в неустранимой   тенденции   живого   к

самосохранению, осуществляемой путем адаптации, приспособления к среде.  Для приспособительного   способа   существования необходимо  и  достаточно отображение внешних сторон действительности. Человек возникает в  результате закономерного развития внутреннего противоречия жизни: абсолютная  по  своей природе  тенденция  живого  к  самосохранению  «выносит»  живое  за  пределы относительно «слабого» и ограниченного  способа  деятельности — приспособления к среде и порождает  более  эффективный  и  мощный  способ  деятельности: преобразование  среды,  производство  своего   собственного   существования, свойственный человеку как высшей форме материи.

Производящий способ существования необходимо порождает и принципиально новую  форму  мышления — человеческий  интеллект,  способный  отображать  как явления, так и сущность действительного мира. Для  человеческого  интеллекта предметом   отображения   становится   бесконечный   мир    и    собственная неисчерпаемая человеческая сущность.    Интеллект по своей природе бесконечен. Если мышление животного «находится в отношении»  лишь  к  конечной части внешней среды, то человеческий интеллект с  момента  своего  появления самой бесконечной историей своего возникновения  «открыт»  в бесконечность, вступает  в  диалог  с  бесконечным  миром. Способность бесконечного творчества, познания и изменения мира —  это достоинство и величие человеческого интеллекта.

 

8. Первобытный интеллект.

 

Исследование первобытного интеллекта  представляет,  по-видимому,  еще

большие трудности, чем его биологической предыстории,  поскольку  применение экспериментальных  методов  здесь вряд  ли  возможно.  Одним  из важнейших показателей формирования и развития первобытного  интеллекта  выступают его главные результаты, дошедшие  до  нашего времени — ископаемые  орудия  труда первобытного человека. Шествие человеческого  разума  начинается  с  первого «космического»  достижения  человека  —  создания   первых   орудий   труда, практически и духовно поставивших человека в отношение к бесконечному миру.

Преобразование  окружающего мира, производство не существующих в     природе условий существования — обусловило первую и важнейшую   парадигму человеческого интеллекта  —  соответствие  мысли  реальности,  объективность   отображения реальности. Коренным условием существования и развития  человека  становится познание  все  более  существенных  свойств  и  связей  природных  объектов, феноменологических  проявлений   законов   природы,  а с определенного, достаточно высокого уровня развития   общества — законов природы и общества.

Первобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений, их временной и   сезонной  последовательностью и т. д.  Необходимо  допустить,  что  интеллект этого периода развития общества обладал простейшей логикой, в той  или  иной  мере воспроизводившей «логику вещей», логику природных  связей  и  регулярностей, от которых прямым образом зависело существование человека.

Естественно предположить, что на  определенном, сравнительно высоком уровне развития первобытного труда и интеллекта перед человеком становится задача  объяснения  системы  природных  явлений,  с  чем следует связать возникновение нового уровня  интеллекта — объясняющего. К возникновению этого уровня толкала деятельная  практическая  природа  человека,  поскольку производящая деятельность человека, или труд, есть  причинная деятельность, неизбежно порождающая причинный интеллект, т. е. объясняющий интеллект.

Информация о работе Эволюция и становление интеллекта