Этические проблемы естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 03:06, контрольная работа

Описание работы

Потребность в этической регуляции науки как социального института в конце XX века порождена тем, что некоторые цели – ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и общезначимого порядка. Наука всегда отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение.

Содержание работы

1. №68- Этические проблемы естествознания
2. №77-Дайте количественную формулировку второго начала термодинамики
3. №102-В чем заключается основной вклад древних греков в развитии знаний о природе
4. №108-Имеет ли общая теория относительности экспериментальные и наблюдательные подтверждения? Если да, то какие?
5. №122-Как вы понимаете термин «парадигма»? Сравните его с понятием «научно-исследовательской программы»
6. №129-Из каких газов состояла первичная атмосфера Земли? Чем она отличалась от современной атмосферы Земли?
7. №151-В чем проявляется экологический кризис
8. №153-Эволюционное учение Ч. Дарвина
9. №163-Что такое клетка, какова ее функция, организация
10. №164-Что изучает наука генетика
11. Список литературы

Файлы: 1 файл

ксе.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. №68- Этические проблемы естествознания
  2. №77-Дайте количественную формулировку второго начала термодинамики
  3. №102-В чем заключается основной вклад древних греков в развитии знаний о природе
  4. №108-Имеет ли общая теория относительности экспериментальные и наблюдательные подтверждения? Если да, то какие?
  5. №122-Как вы понимаете термин «парадигма»? Сравните его с понятием «научно-исследовательской  программы»
  6. №129-Из каких газов состояла первичная атмосфера Земли? Чем она отличалась от современной атмосферы Земли?
  7. №151-В чем проявляется экологический кризис
  8. №153-Эволюционное учение Ч. Дарвина
  9. №163-Что такое клетка, какова ее функция, организация
  10. №164-Что изучает наука генетика
  11. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этические  проблемы естествознания.

Этика науки

 Этика науки  изучает специфику моральной  регуляции в научной сфере,  в частности: отыскание и обоснование  ценностей, норм, правил, которые  бы способствовали большей эффективности  научного труда и его безупречности с позиций общественного блага.

Этика научного общества включает следующие принципы:

 А) самоценность истины: какой бы “печальной” или “низкой” не оказывалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать.

 Б) новизна  научного знания как цель и  решающее условие успеха ученого:  наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания.

В) полная свобода  научного творчества: действия не “по  нужде”, а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее.

Г) абсолютное равенство  всех исследователей “перед лицом  истины”: подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще нее обремененными званиями, должностями и прочими регалиями.

Д) научные истины – всеобщее достояние: открытие только тогда становится открытием, когда  оно проверено и признано научным  сообществом; тот, кто получает выдающийся результат, не вправе им монопольно распоряжаться.

 Е) исходный  критицизм: всякая новая теория  поневоле отрицает, критикует уже  существующую и в то же время  сама попадает под огонь критики  сложившейся научной традиции.

Этика науки как социального института

Потребность в  этической регуляции науки как  социального института в конце XX века порождена тем, что некоторые  цели – ценности внутреннего этоса  науки столкнулись с ценностями общесоциального и общезначимого  порядка. Наука всегда отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение.

Итоговое решение проблемы наверняка будет диалектическим, т.е. совмещающим противоположности. Свобода, как известно со слов Бенедикта Спинозы, есть познанная необходимость.

Свобода научного творчества также должна быть внутренне  детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Общество вводит правовые ограничения на потенциально социально опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1996 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы Конвенция “О правах человека и биомедицине” однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков. А после появившихся в 1997 г. сенсационных сообщений о клонировании овец к Конвенции был принят специальный “Дополнительный протокол”, запретивший любые манипуляции с генетическим материалом, имеющие целью создание генетически идентичных его копий.

Важнейшей проблемой  этики и методологии в современном  естествознании является вопрос о свободе исследования. Хорошо известно, что современные фундаментальные исследования требуют совместного труда больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами. Уже одно это хотим мы того или не хотим, накладывает неизбежные ограничения на свободу исследования.

Но не менее  существенно и то, что нынешняя наука вполне сформировавшийся и  достаточно зрелый социальный институт, оказывающий серьезное воздействие  на жизнь общества. Поэтому идея неограниченной свободы исследования, некогда бывшая прогрессивной, ныне уже не может приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть неразрывно связана эта свобода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дайте количественную  формулировку второго начала  термодинамики.

Второе начало термодинамики, определяющее направление тепловых процессов, можно сформулировать как  закон возрастания энтропии:

 для всех происходящих  в замкнутой системе тепловых  процессов энтропия системы возрастает; максимально возможное значение  энтропии замкнутой системы достигается в тепловом равновесии:

 ΔS≥0

Данное утверждение  принято считать количественной формулировкой второго начала термодинамики (второго закона термодинамики), открытого  немецким физиком Р.Ю. Клаузиусом (1822–1888). Молекулярно-кинетическое истолкование этого закона дано австрийским физиком Л. Больцманом (1804– 1906).

 Идеальному случаю  – полностью обратимому процессу  замкнутой системы – соответствует  неизменяющаяся энтропия. Все естественные  процессы происходят так, что  вероятность состояния возрастает, что означает переход от порядка к хаосу. Значит, энтропия характеризует меру хаоса, которая для всех естественных процессов возрастает. В этой связи закон о невозможности вечного двигателя второго рода, закон о стремлении тел к равновесному состоянию получают свое объяснение. Почему механическое движение переходит в тепловое? Да потому, что механическое движение упорядочено, а тепловое беспорядочно, хаотично.

 В середине XIX в.  активно обсуждалась проблема  тепловой смерти Вселенной. Рассматривая Вселенную как замкнутую систему и применяя к ней второе начало термодинамики,                  Р.Ю. Клаузиус свел его содержание к утверждению, что энтропия Вселенной должна достигнуть своего максимума. Это означает, что все формы движения со временем должны перейти в тепловые. Переход же теплоты от горячих тел к холодным приведет к тому, что температура всех тел во Вселенной сравняется, т. е. наступит полное тепловое равновесие и все процессы во Вселенной прекратятся – наступит тепловая смерть Вселенной. Ошибочность вывода о тепловой смерти заключается в том, что бессмысленно применять второе начало термодинамики к незамкнутым системам, например к такой безграничной и бесконечно развивающейся системе, как Вселенная.

 

 

 

3. В чем заключается основной вклад древних греков в развитии знаний о природе.

Некоторые историки науки  считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в Древней  Греции, где на фоне разложения мифологического  мышления возникают первые программы  исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих  государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в  развитии культуры. Энгельс писал, что  мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Своеобразие географических и экономических условий. Древней  Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником  между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

 Знания у древних  греков не были еще расчленены  на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

 

 Наука «о природе» в Древней Греции включила три кардинальных направления:

 -изучение «природы» живого (и прежде всего человеческого) организма;

 -изучение «природы» космоса в целом;

-изучение «природы» (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.

Философские течения  Древней Греции — материализм  и идеализм — отражали острую классовую  борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.

 Одним из выразителей  материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.

Идеалистические течения  были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты  были представителями рабовладельческой  аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

 

 

4. Имеет ли  общая теория относительности  экспериментальные и наблюдательные  подтверждения? Если да, то какие?

Теория относительности  — общепринятая официальной наукой теория о том, как устроен мир (на макроуровне), объединяющая механику, электродинамику и гравитацию. Содержанием  теории относительности является физическая теория пространства и времени, учитывающая существующую между ними взаимосвязь геометрического характера.

Общая теория относительности, в настоящее время — самая  успешная теория, хорошо подтверждённая наблюдениями. Первый успех общей  теории относительности состоял  в объяснении аномальной прецессии перигелия Меркурия. Затем, в 1919 году, Артур Эддингтон сообщил о наблюдении отклонения света вблизи Солнца в момент полного затмения, что качественно и количественно подтвердило предсказания общей теории относительности. С тех пор многие другие наблюдения и эксперименты подтвердили значительное количество предсказаний теории, включая гравитационное замедление времени, гравитационное красное смещение, задержку сигнала в гравитационном поле и, пока лишь косвенно, гравитационное излучение. Кроме того, многочисленные наблюдения интерпретируются как подтверждения одного из самых таинственных и экзотических предсказаний общей теории относительности — существования чёрных дыр

Так же, как и в случае квантовой механики, многие предсказания теории относительности противоречат интуиции, кажутся невероятными и невозможными. Это, однако, не означает, что теория относительности неверна. В действительности, то, как мы видим (либо хотим видеть) окружающий нас мир и то, каким он является на самом деле, может сильно различаться. Уже больше века учёные всего мира пробуют опровергнуть СТО. Ни одна из этих попыток не смогла найти ни малейшего изъяна в теории. О том, что теория верна математически, свидетельствует строгая математическая форма и чёткость всех формулировок.

О том, что СТО действительно  описывает наш мир, свидетельствует  огромный экспериментальный опыт. Многие следствия этой теории используются на практике. Очевидно, что все попытки  «опровергнуть СТО» обречены на провал потому, что сама теория опирается на три постулата Галилея (которые несколько расширены), на основе которых построена ньютонова механика, а также на дополнительный постулат о постоянстве скорости света во всех системах отсчета. Все четыре не вызывают какого-либо сомнения в пределах максимальной точности современных измерений: лучше 10 − 12, а в некоторых аспектах — до 10 − 15. Более того, точность их проверки является настолько высокой, что постоянство скорости света положено в основание определения метра — единицы длины, в результате чего скорость света становится константой автоматически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Как вы понимаете  термин «парадигма»? Сравните  его с понятием «научно-исследовательской   программы».

 Парадигма в переводе с греческого означает пример, образец. Это понятие широко используется в языкознании, где под грамматической парадигмой принимается образец, согласно которому копируются процедуры. Отсюда, по-видимому, это понятие и заимствовано Т. Куном. "Под парадигмами я подразумеваю, - пишет Кун в работе "Структура научных революций", - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу". Следует уточнить, что термин "парадигма" используется в книге Т. Куна в двух различных смыслах. С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества, - социологический смысл термина. С другой стороны, парадигмы рассматриваются как образцовые достижения прошлого. Введение понятия парадигмы позволяет рассматривать процесс развития науки не как простое накопление отдельных открытий и изобретений, не как простой прирост знаний, а как процесс, условно разделенный на этапы, каждый из которых имеет два периода.

Информация о работе Этические проблемы естествознания