Исследование проблемы почвоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Земля – слово особенное. Много книг написано о земных недрах, таящих в себе неисчислимые богатства руд, об удивительных растениях, кормящих и одевающих людей, о силе воды, ветра и атома, которые с каждым годом все больше и больше подчиняются человеку. Но приходилось ли нам читать о почве – материи всего живущего на Земле, посмотрев на зеленые поля, раскинувшиеся на месте бывших здесь ранее болот? В богатых урожаях этих полей – труд почвоведа. Почва. Какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами! Невиданные для нас урожаи может она давать, если будут раскрыты все ее тайны. Уже и теперь много известно о свойствах почвы, приемах обработки и способах повышения ее плодородности.

Содержание работы

Биография…………………………………………………………….5
Начало науки о почве………………………………………………..5
«Русский чернозем»…………………………………………………6
Нижегородская экспедиция…………………………………………7
«Наши степи прежде и теперь»……………………………………..8
Пропагандист русской науки………………………………………..9
Учение о зонах природы……………………………………………11
Школа и ученики……………………………………………………14

Файлы: 1 файл

KSE_Referat(1)(2).docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

Пропагандист русской  науки

«Трудно в России сделать что-нибудь», - часто с горечью говорил Докучаев. Его смелые научные теории и практические планы постоянно сталкивались с препятствиями, порождаемыми недальновидной политикой царского правительства. Таково было общее положение русской науки в восьмидесятые-девяностые годы прошлого столетия. Сейчас трудно даже себе представить те ничтожные суммы, которые отпускались царским правительством на научные общества. Эти научные общества,  сыгравшие большую роль в развитии русской науки, почти не имели никакой финансовой поддержки со стороны царского правительства и существовали главным образом на добровольные взносы самих же ученых. Все крупнейшие научные открытия и достижения русские ученые стремились сразу же сделать достоянием народа: культурное развитие народа, по их мнению, должно было послужить его духовному и общественному  раскрепощению.  Одним из наиболее ярких и убежденных пропагандистов науки был Докучаев. Все свое влияние, всю силу своего убеждения он направлял на пропаганду и популяризацию передовых научных идей среди широких слоев интеллигенции, среди народа, среди народа. Не веря в способности и желания царского правительства осуществлять предложенные им меры для борьбы с неурожаем, с голодом, он находил необходимым обращаться прямо к народу, считая, что «естественно-историческое образование народа лежит в корне улучшения экономического быта страны».  Докучаев не ограничивался популяризацией и пропагандой новой науки в родной стране. Следя за специальной иностранной литературой, он прекрасно знал, что русские почвоведы оставили далеко позади европейских коллег. Он испытал чувство законной гордости за русскую науку, которая во многих областях шла впереди мировой науки. Ученый возглавил созданную по его настояниям Почвенную комиссию Вольного экономического общества. Докучаев отличался от многих ученых того времени тем, что он не только намечал и разрабатывал новые научные проблемы, но всегда продумывал и обеспечивал организационную сторону дела. Пропаганда идеи комплексности в научных исследованиях,  обоснование необходимости комплексного естественно-исторического исследования природы были логическим следствием утверждения естественно-исторического метода. И наконец,  итогом было торжество почвоведения – новой науки, впервые официально выступившей перед многолюдной аудиторией ученых. На общем собрании съезда Докучаев выдвинул предложение о проведении всестороннего исследования  столиц страны – Петербурга. Свыше восьмидесяти ученых приступили к подготовке исследования Петербурга и его окрестностей.  Докучаев хотел произвести подробное изучение столицы, для того чтобы на его основе можно было осуществить планомерную перестройку всех условий жизни населения города в соответствии с передовыми научными воззрениями. Одной из первых, по мнению Докучаева, практических задач, которую следовало осуществить, была борьба с наводнениями, причинявшими много бед столице. Докучаев тем не менее главное внимание по-прежнему уделял почвоведению. Поскольку докучаевское почвоведение возникло в недрах геологии, а практические выводы из почвоведения были важнее всего для сельского хозяйства, обсуждение предложения Докучаева было поручено объединенному совещанию Геологического комитета и Ученого комитета Министерства государственных имуществ, ведавшего вопросами земледелия. И снова, разработанный проект Докучаева был провален, несмотря на энергичную поддержку представителей комитета. Оппоненты Докучаева утверждали, что «успехи земледелия не зависят от науки, в частности от почвоведения». Докучаев говорил, что никто не хочет изучать почву «как естественно-историческое тело», никто не хочет «исследовать все важнейшие свойства этих тел в их взаимной связи».  Проект, на протяжении многих лет вынашиваемый Докучаевым, был провален. Почвоведение по-прежнему не имело научной базы для своего развития.

Учение о зонах природы 

Мысли Докучаева о почве как  особом природном теле и его же идеи о факторах почвообразования явились  надежным фундаментом для построения учения о зональности почв.  Уже  в 1879 году, во время работы над «Русским черноземом», Докучаев публикует свою почвенную классификацию.

В классе сухопутно-растительных почв Докучаев выделяет:

  1. Почвы серые северные
  2. Почвы черноземные
  3. Почвы каштановые
  4. Почвы красные солончаковые

В это время Докучаев еще не знал почв тундр, пустынь, тропических лесов, но это была первая, еще несколько  робкая и неполная, но подлинно научная  почвенная классификация. В 1886 году Докучаев дополнил и переработал  эту классификацию.

Класс «сухопутно-растительных почв»  выглядит в его новой классификации  так:

  1. Светло-серые северные почвы
  2. Серые переходные (лесные почвы)
  3. Черноземные
  4. Каштановые переходные
  5. Бурые солонцовые

Были определены следующие типы горизонтальных зон: тундра, тайга, переходная зона ( смешанные леса и лесостепь), южная и западная часть (средиземноморская и степная зоны) и пустыни. Труды и открытия выдающихся русских ученых подготовили почву для создания Докучаевым последовательного изучения о зонах природы. Но не совсем ясен был Докучаеву вопрос о вертикальных почвенных зонах. Теоретическое воззрения  Докучаева на почву и ее связь с другими явлениями природы приводили его к полному  признанию существования почвенных вертикальных зон в горах, повторяющих горизонтальные на равнинах.  На Кавказе он дал яркую характеристику тех основных природных зон, которые он выделял: бореальной, таежной, черноземной, аэральной и латеритной.

Тундровая зона – лежит в краю вечных приполярных стран, где земля  оттаивает, здесь белые и темные дни, растительность представлена главным образом лишайниками и мхами.

Черноземная зона - чернозем, это царь почв, отличается, как известно, замечательным  богатством питательных веществ и сладкого гумуса, здесь теплое время почти равно холодному, атмосферных осадков в обрез.

Для аэральной, то есть пустынной зоны, Докучаев считает типичные лессовые, барханные, каменистые и солонцовые почвы. В классификации Докучаева  впервые была дана живая и полная характеристика природных зон.

 

Школа и ученики

Докучаев не только создал почвоведение как совершенно новую науку, но и  воспитал сплоченную школу почвоведов, которая не распалась после его  смерти, а процветает и в наши дни. Докучаев начал создавать школу  русских почвоведов уже со времени  нижегородской экспедиции. Докучаевская школа объединяет множество исследователей, которые никогда не видели и не слышали великого творца почвоведения. Выдающиеся научные заслуги Свирцева сделали его одним из подлинных классиков русского естествознания. Свирцев работал над углублением учения о зональности почв. После смерти Докучаева Глинка стал продолжателем его дела; сначала он много и успешно работал над исследованием одного из важнейших теоретических вопросов почвоведения – он стремился познать сущность процессов выветривания. Глинка провел множество экспедиций. В результате этих экспедиций географические рамки русского почвоведения значительно расширились; выросли в это время и новые крупные ученые:  академик  В.Р. Вильямс, С.С. Неуструев, профессор Г.Н. Высоцкий, академик Л.И.Прасолов, академик Б.Б. Полынов. Глинка претворил в жизнь мечту Докучаева – создал Почвенный комитет имени Докучаева.  Среди учеников Докучаева совершенно особое место занимает академик Вильямс. Василий Робертович Вильямс непосредственно не учился у Докучаева, но, тем не менее, мы имеем все основания именно его считать наиболее выдающимся учеником и последователем великого создателя науки о почве. Он выдвинул новую, весьма плодотворную идею о едином почвообразовательном процессе. Разнообразные почвенные типы он рассматривал как стадии или диалектические скачки в грандиозном, по своим масштабам, едином почвообразовательном процессе; этот процесс в значительной мере обязан своим развитием биологическим факторам.  Вильямс показал, что в обществе человек, активно воздействует на почву, может переделывать ее по своему усмотрению. Заслуги Вильямса перед нашей страной исключительно велики: он действительно явился гениальным продолжателем дела Докучаева и сумел многое, о чем только мечтал, сделать достоянием жизни. Вернадский сумел связать почву с судьбами всей земной коры, с передвижением, или, как говорят геохимики, миграцией, в ней тех или иных химических элементов; он показал роль и значение почвы в накоплении ряда химических элементов. Много других ученых – не почвоведов и не геологов – испытало огромное влияние Докучаева и его идей. Среди этих ученых – ботаники, географы, лесоводы, агрономы. Создание огромной школы в почвоведении и во многих смежных с ним науках – одна из величайших заслуг великого русского ученого Докучаева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своем труде «Русский чернозем» (1883) Докучаев заложил основы генетического  почвоведения. Там изложена область  распространения, происхождение, химический состав, принципы классификации и методы исследования этой почвы.

Докучаев разработал первую в мире классификацию почв(1886). Это первая

естественно-научная классификация  почв, затем усовершенствованная  Н. М. Сибирцевым и другими учеными - почвоведами, используется и в наше время.

Докучаева можно смело можно  назвать отцом современной «зональной»  географии. Идеи и труды Василия Васильевича оказали огромное и неоценимое влияние на всю физическую географию, лесоведение, мелиорацию и другие направления науки.

В своей книге «Наши степи  прежде и теперь» (1892) он изложил  комплекс мер по борьбе с засухой.

Докучаев основал первую в России кафедру почвоведения (1895).

Докучаев создал школу почвоведов, воспитал много последователей своих  идей. Его идеи получили распространение  за границей.

Зарубежные ученые изучали труды  В. В. Докучаева и признавали его  концепцию «новым словом в науке» (Э. Брюкнер,1886 г.).

 Генетическое почвоведение в начале 20 века начало активно распространяться, особенно после конференций в Будапеште(1909 г.), Стокгольме(1910 г.) и Праге(1922 г.), а особенно после конгрессов почвоведов в Вашингтоне(1927 г.) и Ленинграде(1930 г.)

Дело великого ученого  живет и процветает, почвоведение развивается и углубляется с учетом новых достижений в науке, но на базе открытий и заслуг Василия Васильевича Докучаева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Крупеников, И.А. Василий Васильевич Докучаев: учебное пособие / И.А. Крупеников. – Москва: ЦК ВЛКСМ – М., 1949. – 287 с.

Есаков, В.А. Творцы Отечественной  науки. Географы: учебное пособие / В.А. Есаков. – Москва: Агар – М., 1996. – 572 с.

Польский, Б.Н. Рассказы о почве: учебное  пособие \ Б.Н. Польский. – Москва: Просвещение  – М., 1977. – 143 с.

Баландин, Р.К. Люди науки. В.В. Докучаев: учебное пособие / Р.К. Баландин. –  Москва: Просвещение – М., 1990. – 95 с.

Крупеников И.А, История почвоведения: учебное пособие/ И.А. Крупеников. –  М.: московского университета – М., 1975. – 300 с.


Информация о работе Исследование проблемы почвоведения