Геоцентрическая система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:09, реферат

Описание работы

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.

Содержание работы

Введение
1. Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира………….
2. Строение геоцентрической системы мира…………………………………
3. Геоцентрическая картина мира Аристотеля……………………………….
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 233.74 Кб (Скачать файл)

САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

  Киришский филиал

Факультет экономики  и финансов

                                    Кафедра «Финансы и кредит»

Реферат

Дисциплина: Концепция Современного Естествознания

         Тема: «Геоцентрическая система Аристотеля» 

        Выполнила студентка

         группы № 4-3511/2-2

специальность: «Финансы и кредит»

Клопышева Мария  Александровна

Проверил:

инженер ТСО  Камоцкий С.С.

__________________ 

Кириши

2010 

Содержание

Введение

  1. Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира………….
  2. Строение геоцентрической системы мира…………………………………
  3. Геоцентрическая картина мира Аристотеля……………………………….

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Трудно  точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли  сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда  люди были совершенно бессильны перед  природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали  мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов  всех народов мира.

  Первые  представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались  с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше «земное» противопоставлялось «небесному». Думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

  Начиная с IV века до н. э. греческие мыслители  строят геометрические модели мира, призванные объяснить движение небесных светил. Рождению новой космологической  модели способствовал самый выдающийся ученый Древней Греции – Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). На основе достижений всей греческой науки он создал единую научную систему, сформировал детально разработанное мировоззрение. Аристотель превратил сведения о видимых  небесных явлениях и движениях светил в стройную теорию – систему мира. Система мира по Аристотелю основывалась на четырех принципах, являвшихся синтезом всей греческой науки.

Принципы, лежащие в основе геоцентрической  системы мира :

  1. Небесный свод (сфера неподвижных звезд) – опора для звезд и граница между небом и землей. Он за сутки делает полный оборот вокруг оси, соединяющей северный полюс неба с южным. Ось вращения пересекается с небесной сферой в двух неподвижных точках – полюсах мира. Принцип сохранился до Коперника.
  2. Одухотворенность небесных тел: звезды, как и другие небесные тела, обладают душой, приводящей их в движение.
  3. Принцип небесного совершенства:

…космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам. Затем Бог путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой всюду равно отстоит от центра…

Платон

Небесное  совершенство обусловлено несколькими  обстоятельствами.

  • Небеса идеальны во всех отношениях. Они сами и их опоры состоят из вечной материи – эфира-. Эфир, согласно Аристотелю,  самый легкий элемент, который, лежит на границе между материальным и нематериальным. Эфир не может превращаться в другие элементы, следовательно, он не может ни возникать, ни уничтожаться. Потому для небесных тел и возможно движение, которое недоступно ничему земному. Поэтому и небо не могло возникнуть, и, следовательно, мир существует вечно.
  • Все небесные тела и Земля шарообразны. Шар и сфера, идеальные геометрические фигуры. Шар при вращении вокруг собственной оси всегда занимает одну и ту же часть пространства. Сфера – геометрическое тело, все точки поверхности которой равноудалены от центра. Концепция шарообразной формы тел во Вселенной и самой Вселенной вошла в основу всех последующих конструкций Вселенной.
  • В небесах реализуется только совершенное движение: совершенное движение – это вечное, равномерное круговое движение.
  1. Музыка сфер: в основе небесных явлений лежат математические закономерности. Существование восьми небесных сфер и такого же числа тонов музыкальной гаммы подтверждали это. Каждая сфера поет свою ноту, и восемь нот сливаются в гармонию – музыку неба.

  Все принципы подчинены главной концепции  древних греков: миром правит гармония. Примером небесной гармонии являются Платоновы тела. Существует всего пять правильных выпуклых многогранников разной формы. Впервые исследованные пифагорейцами, эти пять правильных выпуклых многогранника были впоследствии подробно описаны Платоном и стали называться в математике платоновыми телами. Все грани многогранников – одинаковые правильные многоугольники, все многогранные углы равны. С помощью треугольников Платон строит четыре правильных многогранника, ассоциируя их с четырьмя земными элементами (землей, водой, воздухом и огнем). И лишь последний из пяти существующих правильных многогранников – додекаэдр, всеми двенадцатью гранями которого служат правильные пятиугольники, претендует на символическое изображение небесного мира.  

Платоновские  многогранники

  Честь открытия додекаэдра (или, как полагалось, самой Вселенной, этой квинтэссенции  четырех стихий, символизируемых, соответственно, тетраэдром, октаэдром, икосаэдром и  кубом) принадлежит Гиппасу, впоследствии погибшему при кораблекрушении. В этой фигуре запечатлено множество отношений золотого сечения, поэтому ему отводилась главная роль в небесном мире.

Строение  геоцентрической  системы мира

  Аристотелевская модель Вселенной имела четкое строение. Она напоминала луковицу.

  • У Вселенной есть центр. Это – неподвижная Земля.

Неподвижность Земли в центре Мира я просто постулировал, чтобы обосновать реальность суточного вращения всего небосвода. По кинематическому принципу относительности движения, если Земля неподвижна, то небо движется. Поскольку шарообразность Вселенной была "видна" простым глазом (форма небосвода, круговое суточное движение небесных светил), в такой ограниченной Вселенной обязательно должен существовать центр как точка, равноудаленная от периферии. Центральное положение Земли следовало из общих свойств Вселенной: самый тяжелый элемент – “земля”, в основном составляющий земной шар, не может не быть всегда в центре Мира”..

Аристотель 

  • Вокруг Земли обращаются прозрачные твердые сферы с прикрепленными к ним небесными телами (планеты) в следующей последовательности: Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.
  • Первичной причиной движения служит вращение сферы неподвижных звезд. Движение первой сферы передается другим сферам – все ниже и ниже вплоть до Земли. Вся модель содержала в общей сложности 55 сфер, как бы вложенных друг в друга и передающих движение друг другу.
  • “Подлунный” мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений. Круговое движение ей не свойственно и есть для нее нечто насильственное. Все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.
  • “Надлунный” мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечно равномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.
  • За последней сферой мира пребывает только бог. Никакого другого бытия, запредельного миру, не может быть.
  • Телам, которым свойственны определенные движения. Это движение по направлению к центру мира, к его периферии и круговое движение. Но все эти виды движения возможны только в сфере. А так как за границами сферы не существует ничего, то за ней не может существовать и пустота. Мир объемлет в себе не только все место, но и все время. Само по себе время – мера движения. Так как движение не распространяется на область, запредельную миру, то не распространяется на нее и время.
 

Геоцентрическая картина мира Аристотеля

  Аристотель  был уверен в том, что уже имеется  все необходимое и достаточное  для решения вопросов о Земле, небе и т. п. В общем его учение о вселенной представляет собой  довольно стройное, хотя и поверхностное, обобщение непосредственного чувственного опыта. Согласно этому учению, мир  устроен целесообразно, разумно  и представляет собой совокупность тел, состоящих из определенных веществ и находящихся в состоянии непрерывного движения или изменения. Он «поместил» земной шар неподвижно в центре мира, а весь остальной мир считал своего рода оболочкой этого центрального тела.

  В противоположность тогдашним материалистам (атомистам), Аристотель совершенно правильно  не отрывал пространство от материи  и поэтому отрицал возможность  абсолютно пустого пространства. Несмотря на это, Аристотель не удержался  на правильной позиции: вселенная представлялась ему не только единственной, но и  пространственно ограниченной, т. е. замкнутой. Он пытался при помощи различных логических ухищрений доказать, что небо, окружающее Землю, должно иметь только сферическую форму, ибо сфера — самое «совершенное» из тел, изучаемых в геометрии, а небо должно быть «совершенным», так как все, мол, его считают божественным.

  Но  несмотря на то, что Аристотелю небо ошибочно представлялось пространственно  ограниченным, он считал небо безграничным во времени, т. е. вечно существующим. В своем большом трактате «О небе»  Аристотель пишет: «Небо не создано  и не может погибнуть, как думают некоторые философы. Оно вечно, без  начала и конца; кроме того, оно  не знает усталости, ибо вне его  нет силы, которая принуждала бы его двигаться в несвойственном ему направлении».

  Мы  уже отметили, что если первый шаг  в развитии науки о небе связан с возникновением идеи шарообразности небосвода, то следующий шаг вперед связан с представлением о шарообразной форме Земли.

  Это представление в значительной степени  принадлежит философской школе  Пифагора. Пифагор будто бы даже выражал мнение о повсеместной обитаемости  земного шара, т. е. о существовании  антиподов — людей, противостоящих «стопам нашим». Автором слова  «антипод» считают Платона. В  настоящее время невозможно установить, какого рода соображения привели  Пифагора к этому, столь важному  для дальнейшего развития науки, представлению о сфероидальности  Земли. Но не подлежит сомнению, что  это представление должно было возникнуть у древних греков вследствие развития мореплавания: изо дня в день наблюдали  они явления, обусловленные шарообразной формой Земли. Аристотель знал об этих фактах, и из них он сделал совершенно правильный вывод, что Земля не только шарообразна, но и не может быть очень  велика, и что она вся заселена. При этом он дал настолько ясный  обзор доказательств шарообразности Земли, что его совершенно справедливо  можно считать истинным основоположником доктрины о сфероидальности Земли.

  «Что  Земля есть шар, — говорит Аристотель,—следует также из чувственного ощущения... Ибо  в противном случае во время лунных затмений мы не видели бы на Луне столь  отчетливого круглого темного сегмента. Граница тени (т. е. невидимой части) Луны в течение месяца принимает  различную форму: то вид прямой линии, то выпуклой, то вогнутой дуги круга, во время же затмений эта линия всегда выпукла; а так как лунное затмение происходит от земной тени, то и Земля  должна иметь вид шара. Это явствует также и из явлений, представляемых звездами над горизонтом и доказывающих, кроме того, что земной шар не может быть слишком велик. Так, стоит  только немного подвинуться по направлению  к югу или северу, чтобы круг горизонта значительно изменился  и находившиеся прежде над нашей  головой звезды удалились от прежнего своего места. Некоторые звезды, видимые  в Египте или на острове Кипре, бывают невидимы в странах, севернее лежащих, и обратно — северные звезды, при ежедневном своем течении, остаются постоянно над горизонтом северных стран Земли, между тем  как в более южных местах те же звезды, подобно другим, восходят и заходят. Следовательно, Земля  не только шарообразна, но она и невелика, так как в противном случае при столь незначительной перемене места вышеописанное явление  не было бы заметно.

Информация о работе Геоцентрическая система Аристотеля