Федеральное вмешательство в дела субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ института федерального вмешательства в Российской Федерации, уяснение его места в системе федеративных отношений.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
1. рассмотрение понятия и мер федерального вмешательства;
2. изучение института федерального вмешательства как инструмента региональной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………………............5
1 Понятие и меры федерального вмешательства..............................…….......................5
2 Институт федерального вмешательства как инструмент региональной политики.12
Заключение……………………………………………………………………….. …….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………..25
Список сокращений……………

Файлы: 1 файл

Фед.вмешат-во.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, двуединая сущность федерального вмешательства заключается в том, что его использование, необходимое для сохранения и закрепления определенного типа федеративных отношений в некоторых обстоятельствах может привести к изменению принципов организации самой федерации. Например, создание процедур, позволяющих федеральному центру достаточно легко отстранять от власти высших должностных лиц субъектов федераций, приводит к тому, что политическое влияние регионов и их руководителей серьезно снижается, а влияние федерального центра, напротив, повышается. В связи с этим, актуальной становится задача ограничения возможности федерального центра незаконно вмешиваться в предметы ведения и полномочия субъектов федерации.

С учетом российского и зарубежного опыта к мерам федерального вмешательства правоведы традиционно относят (приложение А).

Меры федерального вмешательства классифицируют по различным основаниям (приложение Б).

Принудительный характер этих мер очевиден. Однако, некоторые исследователи считают введение чрезвычайного положение, ввод войск, отказ в переводе бюджетных средств не санкциями, а предупредительными административно-правовыми средствами. Они, как предполагается, должны помогать субъектам федерации выправлять положение. Однако не вызывает сомнений, что ликвидация органов государственной власти субъекта федерации и введение прямого президентского правления на его территории являются конституционно-правовыми санкциями15.

Несколько сложнее выглядит ситуация с федеральным вмешательством в сфере бюджетного федерализма. Дело в том, что здесь каждый из инструментов играет собственную роль. В рамках анализа их влияния на политический процесс скорее их можно называть мерами косвенного воздействия.

Сущность финансовой помощи, которая может носить как целевой, так и нецелевой характер, выражается путем предоставления дотаций, субвенций, субсидий, а также бюджетных ссуд. Под дотациями обычно понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на обеспечение определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на определенный срок.

По форме предоставления трансферты можно подразделить на общие и целевые. К общим относятся такие трансферты, при выделении которых центральное правительство не накладывает никаких ограничений на использование средств субнациональными органами власти. При выделении целевых трансфертов центральное правительство четко оговаривает цели использования средств. Среди целевых трансфертов обычно выделяют трансферты, выделяемые на условиях неограниченного софинансирования расходов; трансферты, выделяемые на условиях ограниченного софинансирования расходов; целевые трансферты, не связанные условиями финансового участия получателя средств16.

Как уже подчеркивалось, перечисленные формы финансовой помощи являются формами косвенного вмешательства федерального центра на регионы. Тем не менее, не во всех случаях прозрачной является практика их распределения. Т.е. выделение финансовой помощи в определенных случаях может распределяться по субъективным соображениям и волюнтаристскими методами. Следовательно, распределение финансовой помощи может стать предметом своеобразного политического «торга» между федеральным центром и субъектами федерации.

Злоупотребление механизмом федерального вмешательства, неумелое или неправомерное его применение, использование института для смещения федеральным центром неугодных ему правительств и роспуска легислатур субъектов федерации, обращение к нему без должного учета реальной политической ситуации и долговременного прогноза чаще всего оказываются не только неэффективными, но и само по себе способно активизировать сепаратистские и регионалистские движения, провоцировать межобщинные конфликты, дестабилизировать конституционную систему государства в целом.

Таким образом, институт федерального вмешательства является важным средством региональной политики федеративного государства. С одной стороны, он направлен на защиту и поддержание текущей ситуации, с другой - это мощный инструмент федерального центра для усиления своего политического, экономического и иного влияния во взаимоотношениях с субъектами федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Федеральное вмешательство - это чрезвычайный механизм воздействия федеральных органов государственной власти на ситуацию в субъекте федерации в случае ее отклонения от общегосударственного конституционного правопорядка, направленный на его восстановление.

Сущность федерального вмешательства определяется как переход к особому правовому режиму взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, что в целом может выражаться: а) во временном изменении полномочий различных органов государственной власти; б) в отходе от установленного разграничения предметов ведения; в) в применении в соответствующих случаях мер принуждения к исполнению конституционно-правовых обязанностей либо возложении дополнительных ограничений и обязанностей, а также применении мер принуждения к иным соответствующим субъектам права.

Общим основанием активизации механизма федерального вмешательства является невозможность (неспособность) устранения ситуации несоответствия конституционному правопорядку на территории отдельного субъекта федерации (или определенной их группы) без вмешательства центральных органов государственной власти.

Единственно возможным основанием применения мер конституционно-правовой ответственности должен являться конституционный деликт, внешним проявлением которого выступает нарушение конкретных норм конституционного законодательства (отклонение от законодательной модели поведения), обеспеченных возможностью применения к нарушителю определенных государственно-властных мер принудительного характера. Любое несоответствие поведения того или иного субъекта правоотношения социально-политической обстановке, в том числе - недостаточная эффективность деятельности, изменение соотношения политических сил, противоречие так называемым «латентным обязанностям», выводимым из «духа конституционного регулирования», не должны интерпретироваться как противоречие нормам права, а их оценка может находиться лишь в плоскости политической либо моральной шкалы оценок.

Меры федерального вмешательства - это предусмотренные нормами национального права формы (способы, средства) воздействия (влияния) федеральных органов государственной власти на сложившуюся в одном или нескольких субъектах федерации ситуацию, угрожающую государственному, правовому единству всего государства в целом, с целью обеспечения конституционного правопорядка на соответствующей территории. Критериями дифференциации мер воздействия являются: 1) структурированность мер федерального вмешательства на принудительные с выделением их разновидностей и на характеризующиеся отсутствием принудительного воздействия; 2) объекты направленности реализации мер федерального вмешательства; 3) типовые сущностные признаки применяемых мер федерального вмешательства.

Применительно к Российской Федерации в целях гармоничного развития федерально-субъектных отношений в будущем модель правового регулирования федерального вмешательства должна быть основана на федеральном законе. В тексте предполагаемого закона должны найти отражение: однозначное указание на саму возможность осуществления соответствующих мер воздействия со стороны федерации в отношении ее субъектов; концептуальное обоснование института федерального вмешательства, включающее определения основных терминов; установление строгого перечня оснований и адекватных им мер вмешательства; дифференцированная схема взаимодействия федеральных органов государственной власти в процессе реализации механизма федерального вмешательства; гарантии прав субъектов, подвергающихся воздействию.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Конституционная ответственность

вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения

2

Конституционное правонарушение

виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения

3

Субъекты конституционной ответственности

высшие должностные лица и органы государственной власти

4

Формы конституционной ответственности

- отмена или приостановление  антиконституционного акта;  
- отрешение от должности;

- признание выборов или результатов  референдума недействительными,  
- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;  
- досрочное расформирование подотчетного органа

5

Федерация

форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований)

6

Федеральная интервенция

в установленном федеральной конституцией или законом порядке вмешательство центра в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федеральной конституции или федеральных законов, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушений прав человека, серьёзных беспорядков, возникновения угрозы целостности государства, задержки налоговых и других платежей

7

Государственная власть

власть, осуществляемая компетентными органами на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

8

Федеральные органы исполнительной власти

федеральные министерства, государственные комитеты, государственные службы и др

9

Единство государственной власти

принцип организации государственной власти, означающий существование единой системы органов с разделением властно-управленческих функций, но не властей

10

Исполнительная власть

одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве; совокупность полномочий по управлению государственными делами:

- полномочия подзаконодательного  регулирования;  
- полномочия внешнеполитического представительства;  
- полномочия по осуществлению административного управления и др.;

+ система государственных органов, осуществляющих эти полномочия


 

 

Список использованных источников

1

Белоглазов, Владимир Геннадьевич. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства [Текст] // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 37-39.

2

Вяткин, Евгений Викторович. Институт федерального вмешательства в системе конституционно-правовой ответственности [Текст]. - М.: Юрист, - 2013. - 487 с.

3

Дядев, Алексей Николаевич. Законодательство о федеральном вмешательстве в дела субъектов федерации и опыт его применения [Текст]. - М.: Статут, - 2011. - 430 с.

4

Живолупов, Юрий Михайлович. Федеральное вмешательство как механизм конституционно-правовой ответственности в системе вертикального разделения властей [Текст] // Вестник СамГУ. - 2014. - № 5. - С. 139-144.

5

Косенко, Надежда Николаевна. Институт федерального вмешательства как форма конституционно-правовой ответственности федеральной власти [Текст]. - М.: Городец, - 2012. - 358 с.

6

Моисеев, Александр Иванович. «Федеральное вмешательство» и «федеральный процесс» как категории конституционного права [Текст] // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №8. - С. 12-17.

7

Орленко, Aнна Bикторовна. Конституционно-правовые основы федерального вмешательства в РФ [Текст]. - М.: Норма-М, - 2011. - 416 с.

8

Ребров, Дмитрий Владимирович. Институт федерального вмешательства в конституционном праве РФ [Текст]. - Омск: Принта, - 2012. - 471 с.

9

Токарев, Борис Александрович. Институт федерального вмешательства [Текст]. - М.: Статут, - 2013. - 466 с.

10

Ханалин, Виталий Андреевич. Федеральное вмешательство: проблемы теории и правового регулирования [Текст] // Законодательство и экономика. - 2015. - № 7. - С. 21-26


 

Список сокращений

абз. - абзац

в ред. - в редакции

г. - год

гл. — глава

изм. - изменения

М. - Москва

п. - пункт

пп. — подпункт

РФ - Российская Федерация

ст. — статья

СЗ - Собрание законодательства

т.е. — то есть

т.д. - так далее

ФЗ - Федеральный закон

ч. – часть

НПА – нормативный правовой акт

 

Приложения

А

Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


1 Ребров, Дмитрий Владимирович. Институт федерального вмешательства в конституционном праве РФ [Текст]. - Омск: Принта, - 2012. - 471 с.

2 Косенко, Надежда Николаевна. Институт федерального вмешательства как форма конституционно-правовой ответственности федеральной власти [Текст]. - М.: Городец, - 2012. - 358 с.

 

3 Дядев, Алексей Николаевич. Законодательство о федеральном вмешательстве в дела субъектов федерации и опыт его применения [Текст]. - М.: Статут, - 2011. - 430 с.

 

4 Вяткин, Евгений Викторович. Институт федерального вмешательства в системе конституционно-правовой ответственности [Текст]. - М.: Юрист, - 2013. - 487 с.

 

5 Ханалин, Виталий Андреевич. Федеральное вмешательство: проблемы теории и правового регулирования [Текст] // Законодательство и экономика. - 2015. - № 7. - С. 21-26

 

 

6 Орленко, Aнна Bикторовна. Конституционно-правовые основы федерального вмешательства в РФ [Текст]. - М.: Норма-М, - 2011. - 416 с.

 

7 Токарев, Борис Александрович. Институт федерального вмешательства [Текст]. - М.: Статут, - 2013. - 466 с.

 

8 Токарев, Борис Александрович. Институт федерального вмешательства [Текст]. - М.: Статут, - 2013. - 466 с.

 

9 Ханалин, Виталий Андреевич. Федеральное вмешательство: проблемы теории и правового регулирования [Текст] // Законодательство и экономика. - 2015. - № 7. - С. 21-26

 

10 Живолупов, Юрий Михайлович. Федеральное вмешательство как механизм конституционно-правовой ответственности в системе вертикального разделения властей [Текст] // Вестник СамГУ. - 2014. - № 5. - С. 139-144.

 

11 Белоглазов, Владимир Геннадьевич. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства [Текст] // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 37-39.

 

12 Белоглазов, Владимир Геннадьевич. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства [Текст] // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 37-39.

 

13 Моисеев, Александр Иванович. «Федеральное вмешательство» и «федеральный процесс» как категории конституционного права [Текст] // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №8. - С. 12-17.

Информация о работе Федеральное вмешательство в дела субъектов РФ