Естествознание и «глобальные» проблемы человеческой цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования: Среди глобальных проблем современности экологическая проблема по своей остроте в конце XX – начале XXI века вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе.

Файлы: 1 файл

ксе кр1.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)


 

        Московский

Социально-гуманитарный

         Институт     

 


Ф.И.О. студента   Мкртчян Светлана Алексеевна

Филиал Каменск-Шахтинский

Факультет Экономический

Специальность   Государственное  и муниципальное управление

Курс 1

Группа 12/КШ-БГ

Название учебной дисциплины КСЕ   

Тема контрольной 

 Естествознание и «глобальные» проблемы человеческой цивилизации

                     

Город Каменск-Шахтинский                                               Год 2012

Краткая рецензия________________

_______________________________________                                            

_______________________________________                                                                                               

____________________________________                                                 Оценка_______________________                                                                                          

_______________________________________                                                                                                                   

Преподаватель И.П.Гетманов                                         Подпись__________________                                                  

________________________________                                           Дата______________________                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность проблемы исследования: Среди глобальных проблем современности экологическая проблема по своей остроте в конце XX – начале XXI века вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе.

Кроме того, приоритеты общественного  сознания смещаются в сторону признания высшей ценности гармоничного развития человека и природы, отказа от иерархической картины мира.

Решение глобальной экологической проблемы обусловлено способностью людей вырабатывать качественно новые формы миропонимания и деятельности.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решения проблем.

В ХХ в. человечество предпринимало  попытки к признанию глобальной взаимозависимости. Лига Наций, сформировавшая концепцию коллективной безопасности, была первым шагом в этом направлении. Вторым шагом стала ООН, продемонстрировавшая способность человечества к объединенным действиям в области безопасности, а также здравоохранения, сельского хозяйства, образования, защиты окружающей среды, охраны детства. Отдельного упоминания заслуживают вопросы широкого признания международных договоров по правам человека и усилия по сохранению и укреплению мира.

Взаимосвязанный, взаимозависимый  характер современного мира выступает как противоречие между объективной необходимостью и субъективной неготовностью различных государств, народов и регионов сотрудничать друг с другом в силу имеющихся цивилизационных, этно-конфессиональных, идеологических барьеров.

 

 

 

Экология, человек и общество. Глобальные проблемы человечества.

 

Человек живет на Земле  в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Географическая среда – это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. Человечество является частью биосферы.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой, наука, исследующая структуру, динамику и историческое развитие надорганизменных систем, видов, биогеоценозов и биосферы в целом. Следовательно, предметом современной экологии правомерно считать изучение закономерностей взаимодействия надорганизменных систем (популяций, видов, биогеоценозов и биосферы в целом) с окружающей средой, изучение энергетики данных макросистем, их развитие во времени и пространстве.

Экология – комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического развития системы “общество – природа”. Осуществление воздействия человека на природу не может происходить вопреки ее законам, в противном случае это оборачивается непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека.

Человек, превращая все  большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания – экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении с природой.

Глобальные проблемы человечества – и среди них экологическая как важнейшая – становятся достоянием общечеловеческого, массового сознания во многих странах. Все глобальные проблемы делятся на три большие группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

Особенности современного положения влияют на характер интерсоциальных  проблем.

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью. 

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства. 

Вторая группа глобальных проблем, связанная с взаимодействием  общества и природы, может быть в свою очередь подразделена на несколько подгрупп.

Это, во-первых, экологические  проблемы; во-вторых, проблемы, связанные  с освоением обществом природы, т.е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов; в-третьих, проблемы, связанные  с относительно новыми глобальными объектами - космическим пространством и Мировым океаном.

Под экологическими проблемами (первая подгруппа) понимают меры против загрязнения окружающей среды. Они  включают в себя охрану водного и  воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. 

От собственно экологических  проблем следует отличать проблему ресурсов (сырьевых и энергетических), т.е. вторую подгруппу. Последняя выступает  в качестве относительно самостоятельной, хотя и имеет тесную связь с экологическими проблемами. В России и других странах СНГ экологические проблемы стоят в ряде случаев исключительно остро.

Вторая подгруппа проблем, относящаяся к группе «общество-природа» – проблемы ресурсов. Речь идет о таких ресурсах, как воздух и вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетические и сырьевые ресурсы.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны  с системой «индивид-общество». Они  непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.

Третья большая группа проблем непосредственно связана  с человеком, с его индивидуальным бытием. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.

Социальная неоднородность человечества не исключает общности целей и интересов, так как перед человечеством стоит цель – выжить в качестве биологического вида. Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом. Поэтому представляется целесообразным для скорейшего выхода из глобального кризиса современности использование экологической идеологии.

Экологическая идеология  – система взглядов, помогающая людям объединяться во имя общих  целей сохранения не только природной среды обитания, но и выживания человечества как вида. Ее новизна и специфика заключается в том, что она преодолевает классовые, национальные и религиозные разногласия, а также свойственные всем существующим идеологиям антропоцентризм, ориентируясь не только на общечеловеческие ценности разума, духа, совести, но и на общежизненные ценности, единые для человека и природы. Согласно им человеку необходимо отказаться от доминанты частных потребностей.

Экологическая идеология  рассматривается как организующая сила в решении глобальных проблем. Основным принципом экологической идеологии является учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

 

2. Учение о биосфере и ноосфере как формах взаимоотношения Человека и Природы.

 

Биосферой названа область  жизни на Земле Э. Зюссом в 1875 г. Но она была указана, как особое реальное явление на нашей планете – естественное тело, много раньше, в конце XVIII – начале XIX в. Биосфера Зюсса есть лик нашей планеты, как образно он выразился, в отражении планеты во внеземном космическом пространстве.

Первым начал разрабатывать  эту тему учитель Вернадского  В.В.Докучаев. Он же обратил внимание на единство материальной и духовной культуры людей с окружающей природной  средой. Но если Докучаева волновали  в первую очередь практические аспекты этой проблемы, то Вернадский постарался создать теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразований человеком – на основе науки – среды жизни.

С понятием биосферы В.И. Вернадский связывал пленку жизни, возникшую на поверхности планеты, способную поглощать энергию космоса и трансформировать с ее помощью земное вещество. Сравнение Земли и Луны позволяет наглядно демонстрировать эффективность живого вещества – биосферы. Сама биосфера как пленка жизни, окружившая внешнюю оболочку Земли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое вещество выступило в качестве катализатора процесса развития. На протяжении всей истории Земли количество живого вещества, согласно выводам Вернадского, было практически постоянным благодаря так называемым геохимическим циклам, или круговоротам веществ в природе.

С появлением человека возник еще один могучий фактор природных  взаимодействий. В связи с чем  можно было поставить вопрос о месте и роли человека в едином планетарном развитии. Ноосфера – это сфера разума. Можно встретиться с суждением, что ноосфера для второй половины XX в. – такая же премудрая и туманная область, вызывающая трепет, как и теория относительности для первой половины XX в.

Понятие ноосферы было введено  Э. Леруа для обозначения оболочки Земли (включая человеческое общество) в 1927 г. Он предложил рассматривать ноосферу как закономерный этап развития биосферы, на котором произошло вмешательство человеческой деятельности во все природные процессы.

Информация о работе Естествознание и «глобальные» проблемы человеческой цивилизации