Биосоциальная сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:18, реферат

Описание работы

Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что люди способны организовывать неприродные, социальные объединения. По современным воззрениям, прародиной человека считается Африка. Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – одна из основных проблем философии. Первым, кто поставил человека в центр философии, был Сократ ("человек познай самого себя!"). Различные подходы к сущности человека: человек как микрокосм – часть и подобие космоса (Древний Восток, Античность); человек как двойственное, духовно-телесное и, потому, греховное существо (Средневековье); человек как творец самого себя (Возрождение); человек как разумное существо (Новое время); человек – "животное, производящее орудия" (Франклин); человек как воля к власти, мост к сверхчеловеку (Ницше); человек как существо играющее (Й. Хейзинга); человек как "совокупность общественных отношений" (марксизм); человек как свободная, неповторимая личность, высшая ценность (персонализм, экзистенциализм); человек как "символическое животное" (Э. Кассирер) и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
Глава №1. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека…………………………………………………..........................3
Глава №2. Биологизаторские концепции…………………………………..5
Глава №3. Социологизаторские концепции……………………………….8
Глава №3. Биологическая сущность человека…………………………….9
Глава №4. Социальная сущность человека……………………………….12
Глава №5. Заключение……………………………………………………..20
Глава №6. Список литературы…………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Биосоциальная сущность человека.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности:

1 - биогенетический подход  – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

2 - социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения  с окружающими и т.д.

3 - психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни  биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие  собственно психических явлений.

На формирование личности человека так же огромное влияние оказывает воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхъестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.

Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства.

Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности

(например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются  нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М.

Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности,—это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия — это «самозаконность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно последовательное «поступание».

Основной источник активности личности – это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем- то, или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры

(чтение книг, посещение  театров, музыка и т.д.).

Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

Активность бывает:

Внешней (движение, мышечные усилия), и внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Для всякой деятельности необходимы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности. Различают три основных вида деятельности: учебную, игровую и трудовую. Они отличаются друг от друга по: результатам, мотивам, организациям.

Труд - основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.) Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде

(Чайковский, Толстой, Репин  и др.).

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Чайковский.

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра - не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы и организация этих видов деятельности:

Мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра мотивированна интересом.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Деятельность Действия Движения

Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов:

Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный

пример - Плюшкин.

Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

 

Заключение

В ходе теоретического изучения биологического и социального начал в развитии личности отмечается их тесное переплетение. Человек рождается всего лишь как биологический вид. Природные данные человека составляют основу для дальнейшего развития его как личности. Соответственно, исходя из этих исследований, подтверждается гипотеза взаимосвязи биологического и социального компонентов формирования личности.

Информация о работе Биосоциальная сущность человека