Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данного реферата является исследование биосферы на основе учения В.И.Вернадского, определение места человека в ней и анализ системы: природа – человек-биосфера.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
рассмотрим основное содержание учения о биосфере, используя работы Вернадского, при этом определим понятие «биосфера», вскроем ее сущность, покажем структурные уровни биосферы и объясним основные принципы ее существования;
рассмотрим проблему единства и взаимозависимости человека биосферы;
проанализируем экологические противоречия , возникающие во взаимодействии природы, человека и биосферы.

Содержание работы

Введение …….…………………………………………………………….стр.3-5
1.Учение В.И.Вернадского о биосфере ………………………………..стр.6-11
2.Единство человека и биосферы ………………………………………стр.11-14
3.Система: природа-биосфера-человек…………………………………стр.15-21
Заключение ………………………………………………………………стр.22-23
Список использованной литературы………………………………………стр.24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КСЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

          Всероссийский Заочный Финансово-экономический  институт

                                   Филиал в г. Архангельске

 

 

 

 

 

 

                                    Контрольная работа

 по дисциплине: «Концепции  современного естествознания»

                                           на тему:

    «Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере»

                                              Вариант № 24

 

 

 

                                                                                                                Выполнила:                                           

                                                                                                                 Проверила:

                                                                                                Кафедра философии,

                                                                                                        истории и права

 

                                    

                                           Архангельск 2009г

                                       

 

 

 

 

 

                                          Содержание

Введение   …….…………………………………………………………….стр.3-5

1.Учение В.И.Вернадского о биосфере  ………………………………..стр.6-11

2.Единство человека и биосферы ………………………………………стр.11-14

3.Система: природа-биосфера-человек…………………………………стр.15-21

Заключение ………………………………………………………………стр.22-23

Список использованной литературы………………………………………стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                     

 

                                                        Введение

         Жизнь как особое, очень сложное явление природы оказывает на окружающий мир самое разнообразное воздействие. Существуя в виде различных проявлений, жизнь («живая природа») не только производит продукты своей жизнедеятельности, но и коренным образом преображает природу. В естествознании изучение жизни как целостного феномена в его тесной связи с окружающей природой получило название учения о биосфере. Понятие биосфера вошло в науку в 1875 году. Австрийский геолог Эдуард Зюсс, говоря о различных оболочках земного шара, впервые употребил этот термин в последней главе своей небольшой книжки о происхождении Альп.        Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами [4,с.176].

          Два главных компонента биосферы – живые организмы и среда их обитания – непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном , органическом единстве, образуя целостную динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема в свою очередь состоит из ряда подсистем.

         Отдельные живые организмы не существуют изолированно. В процессе своей жизнедеятельности они соединяются в различные системы (сообщества), например, в популяции. В ходе эволюции образуется другой, качественно новый уровень живых систем, так называемые биоценозы – совокупность растений, животных и микроорганизмов в локальной среде обитания.

Одним из первых в науке  комплексное учение о биосфере стал разрабатывать выдающийся русский  ученый В.И.Вернадский. В отличие от предшествующих исследователей природы, Вернадский не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни.

Говоря о принципах  существования биосферы, Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентов, а живое вещество – этот совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.

Обладая значительно  большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся  к постоянному совершенствованию  и размножению соответствующих  систем, включая биоценозы. Последние в свою очередь неизбежно входят во взаимодействие между собой, что, в конечном счете, уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни – биосферы.

Современное естествознание в ходе изучения биоценозов вводит новое понятие – «коэволюция», означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы.

Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействия живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции, т.е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия  живого и неживого. Процесс интеграции Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы. Несмотря на всю свою противоречивость, развитие биосферы является фактором планетарного масштаба и означает прогрессирующее овладение жизнью всей планеты.

     Целью данного реферата является исследование биосферы на основе учения В.И.Вернадского, определение места человека в ней и анализ системы: природа – человек-биосфера.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие  задачи исследования:

  • рассмотрим основное содержание учения о биосфере, используя работы Вернадского, при этом определим понятие «биосфера», вскроем ее сущность, покажем структурные уровни биосферы и объясним основные принципы ее существования;
  • рассмотрим проблему единства и взаимозависимости человека биосферы;
  • проанализируем экологические противоречия , возникающие во взаимодействии природы, человека и биосферы.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой  литературы. Во введении сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе мы изложены ключевые понятия учения о биосфере В.И.Вернадского, во второй - показано единство человека и биосферы, в третьей главе проанализирована система: природа- биосфера- человек. В заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1.Учение  В.И. Вернадского о биосфере

Около 60 лет назад выдающийся русский ученый академик В.И. Вернадский разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами. В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку Земли, которая населена и преобразуется живыми существами. В структуре биосферы Вернадский выделил семь видов вещества: - живое вещество, образованное совокупностью организмов; - биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др.); - косное вещество, образующееся без участия живых организмов (основные породы, лава вулканов, метеориты); - биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почвы); - вещество в стадии радиоактивного распада; -рассеянные атомы; -вещество космического происхождения.[7] Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающих в ее недрах химических преобразований, биологической эволюции живых организмов и развитием человеческого общества. Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество. Это воздействие сказывается, прежде всего, в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.[6] Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы[2,c.32]. Неслучайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей , а потому и более могущественной по своим конечным последствиям ,чем живые  организмы , взятые в целом.[1,с.54]  Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

Много внимания в своих  трудах В.И.Вернадский уделял зеленому веществу растений, то есть хлорофиллу, поскольку лишь он способен кристаллизировать лучевую энергию Солнца и с ее помощь создавать первичные органические соединения с углекислого газа, воздуха и водных веществ. Рассматривая объем и энергетические коэффициенты разных групп растительности, ученый пришел к выводу, что главными трансформаторами солнечной энергии в химическую энергию биосферы есть одноклеточные зеленые водоросли океана, которые очень быстро размножаются. Значительную роль в этом процессе играют также лесы тропического пояса. Вот поэтому интенсивное вырубание тропических лесов в Северной Америке, Африке и Индонезии, загрязнение океана, что угнетает рост водорослей, является крайне неблагоприятными факторами, что нарушает экологическое равновесие биосферы в конце XX столетия. В.И.Вернадский обобщил и расширил проблему пространства - времени на пространство и время живой материи. Мыслитель подходил к исследованию пространства - времени как к явлению, которое имеет строение, то есть структуру, подчеркивая, что это явление не только структурно, а и физически имеет разные состояния. Он настаивал на значительных отличиях, которые существую между временем, которое измеряется внутри живых организмов, и временем «косной» (неживой) материи. В течение десятков лет ученый исследовал роль человека в перестройки поверхности Земли. Изучая минералогию, он заинтересовался масштабами технической деятельности человечества в добычи из недр Земли разных минералов и руд, их переработки, получения человеком новых, неизвестных в природе в первозданном виде, металлов и химических соединений. Он пришел к выводу, что масштабы человеческой деятельности возрастают и их можно сравнить с масштабами природных геологических явлений. Уже в ранних трудах В.И.Вернадский писал, что техническая деятельность человечества являет собой процесс, наложенный на природные процессы, потому что он чужой им и противоприродный. В более поздних трудах мыслитель утверждал, что эволюционное появление человека и развитие ручной мысли - это также природный процесс, как все в окружающем мире. А отсюда - его вывод про то, что научная мысль человечества должна развиваться соответственно с законами природы, а не противопоставляя себя им.

           Наиболее распространённым, и вместе с тем наиболее однобоким, является представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно - оболочке) планеты. Т. е. о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. Такая биосфера сложным образом соотносится с тремя другими геосферами Земли, что только усиливает иллюзию её автономности. Биосфера Вернадского имеет неизмеримо большую глубину и характеризуется большим количеством основополагающих параметров.

         Определяя биосферу, Вернадский пишет: "Э. Зюсс (1831 - 1914) и геологи того времени могли смотреть и на проявление жизни и на Лик Земли, как на независимые друг от друга явления. Сейчас для нас ясно, что Лик Земли не является результатом "случайных явлений", а отвечает определённой резко ограниченной геологической земной оболочке - биосфере - одной из многих других, имеющих определённую структуру, характерную для земных планет."[1,с.36]. В. И. Вернадский подчеркивает два важнейших, с геологической точки зрения, положения: во-первых, планетный, геологически закономерный характер жизни, и, во-вторых, теснейшую связь всех геологических процессов в биосфере с деятельностью живого вещества.

       Итак, понимание жизни как планетного явления приводит к представлениям о прямой зависимости существования биосферы от условий, созданных геологическими (в широком смысле слова) процессами.

        Таким образом, Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме возникновения биосферы, т.е. к определению тех условий , при которых возможно осуществление биогеохимических функций биосферы. Он считает, что такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования Тихого океана. При этом он допускает в качестве механизма возникновения жизни как абиогенез (зарождение вне живого), так и проникновение живого вещества извне, из космоса. Абиогенез, как считает Вернадский, несмотря на то, что мы не наблюдаем сейчас его проявлений, мог существовать в определённых условиях до появления биосферы.

                 Интересно, что в работе "Начало и вечность жизни", вышедшей в 1922 г.В.И. Вернадский анализирует различные механизмы возникновения жизни и приходит к выводу, что жизнь могла быть вечной, не иметь начала: "Указание на логическую необходимость признания начала для эволюционного процесса имеет скорее философский, чем научный интерес. В конце концов, мы так же мало можем говорить о начале, как и о конце эволюционного процесса". По мнению В.И. Вернадского, земная кора - это область былых биосфер. Биосфера существовала на протяжении геологической истории от криптозоя до наших дней и была широко проникнута живым веществом.

        Биосфера Вернадского неразрывно связана с его концепцией пространства-времени, т.е. она трехмерна и геоисторична. Сведение её к современной жизнедеятельной плёнке планеты не просто обедняет понятие биосферы, а лишает её самой основы - бесконечной длительности эволюции, сложности неравномерного исторического развития, его непрерывности, направленности и необратимости. Нынешний срез биосферы, какой бы сложной и экологически дробной она нам ни представлялась, в своём вхождении в ландшафты Земли, в литосферу, в гидросферу (вплоть до человека в космосе) - только вершина древа - гигантского пути, идущего из геологического прошлого, без знания которого вся ослепительная красота современной мозаики жизни безродна и слепа.

Информация о работе Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере