Бессознательное и сознательное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:21, реферат

Описание работы

Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

Содержание работы

Введение
1. Объясните как понимает сущность психики человека психоанализ
2. Изложите основные идеи учения З. Фрейда и его последователей
3. Покажите единство человека как индивида и как личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Bess i soz.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Я посредник между  стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной  стороны, и ответными двигательными  реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось  сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных  чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ОНО предопределено генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде чувства вины.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.Г. Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем коллективное бессознательно - общечеловеческие первообразы — архетипы (образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, — это прежде всего существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась  и другими представителями психоанализа — последователями Фрейда, которые уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. Так, по Адлеру, человек — не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.[1, 281-284]

Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм  выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике  теорию Фрейда об антагонизме между  сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет экзистенциальной дихотомией. Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Однако результаты при этом не всегда оказываются продуктивными. Поэтому цена, которую человек платит за сознание— это неуверенность.

В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как  менталитет (ментальность) (от лат. mens — ум, мышление, душевный склад), под которым понимают глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Его характерная черта — инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания людей. [1, 284]

 

 

  1. Покажите единство человека как индивида и как личности

человек психика  анализ фрейд

Человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения-индивида и личности. [1, 285].

Человек рассматривается  как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

Понятие «личность» весьма богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности.

Человек формируется  в конкретном историческом времени  и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем более значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Деятельность человека — та основа, на которой и благодаря  которой происходит развитие личности. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности.

Социализация — это  процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.[1, 287]

Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в  своем формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле, а его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.

Личность характеризует направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью.

 

 

Заключение

 

Таким образом, фрейдовский  человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Ни одно психологическое  направление не приобрело столь  широкую известность за пределами  этой науки, как фрейдизм. Это объясняется  влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли  науки, связанные с человеком.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы  к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными:

1) понимание психического  развития как мотивационного, личностного;

2) представление о  развитии как адаптации к среде;  хотя среда и не является  всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) представление о  движущих силах психического  развития как врожденных и бессознательных;

4) идея о том, что  основные механизмы развития, также  врожденные, закладывают основы  личности и ее мотивов уже  в раннем детстве и существенного  изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

 

 

Список литературы

 

  1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
  2. Концепция психоанализа [электронный ресурс]. - Образовательный портал Claw.ru.
  3. Психо-динамическое направление: Зигмунд Фрейд [электронный ресурс]. - Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры.
  4. Теория Фрейда о бессознательном [электронный ресурс]. - KM.RU - Образование - Психология, педагогика.

Информация о работе Бессознательное и сознательное в человеке