Разрушительная и транспортирующая деятельность моря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Геология — это совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин.
Коротко геологию можно определить как науку о составе, строении и закономерностях развития Земли.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Разрушительная и транспортирующая деятельность моря ………………. 4
1.1 Разрушительная деятельность моря ………………………………………. 4
1.2 Транспортирующая деятельность моря …………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………………16
Список литературы …………………………….................................................17

Файлы: 1 файл

реферат по литологии.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

  Наряду с железомарганцевыми конкрециями в морях широко представлены глаукониты и фосфориты. Глаукониты — это продукт подводного выветривания алюмосиликатов, в частности, биотита. Часть закисного железа алюмосиликатов в процессе выветривания переходит в окисное. Происходит перераспределение веществ в минералах — увеличивается количество кремнезема, кристаллизационной воды и уменьшается количество окислов алюминия и щелочей. Наиболее благоприятна обстановка для образования глауконита — это нижняя часть шельфа, в этой зоне затихает волнение воды и происходит уравновешивание теплых и холодных вод. Глауконитовые осадки – это зеленые мелко- и тонкозернистые пески, местами песчано-алевритовые осадки со значительным содержанием глауконита, часто встречающиеся вместе с фосфоритовыми конкрециями.

  Фосфориты обычно встречаются совместно с глауконитами, что указывает на общность процессов их образования. По мнению А.Е. Ферсмана, фосфориты — продукт жизнедеятельности организмов, совместно с фосфоритами встречено обилие органики. По данным А.В. Казакова, фосфориты образовались в результате осаждения материала из пересыщенных фосфоритами вод в прибрежной полосе. Например, по данным И.М. Страхова, в Подмосковье полосы с фосфоритами приурочены к прибрежной зоне верхнеюрского и нижнемелового морей.

   На глубине от 200 до 4000 м располагается континентальная зона илов. Среди илов различают: синий (за счет сернистых соединений железа); фораминиферовый, радиоляриевый, красный ил, окрашенный продуктами латеритного выветривания, снесенными в море, вулканогенный ил. На глубинах от 4000 м до 10000 м преобладают органические илы: радиоляриевый, диатомовый и красная глина.

  На океанском дне отлагаются также оолитовые скопления карбонатного материала. Оолиты имеют концентрическое строение, размером, редко превышающим 1 мм. В центре оолита терригенная часть - песчинка или глина, вокруг которой сконцентрирован карбонатный материал. Для образования оолитов нужна чистая вода со слабым поступлением терригенного материала, высокая температура воды в течение всего года и малая глубина. Например, оолиты Багамской банки накопились на глубине около 10 метров, карбонатную часть которых составили перенасыщенные СаСО3 окружающие глубинные воды.

 

1.2 Транспортирующая деятельность  моря.

В основные виды транспортировки можно записать следующее:

  1. Перенос и отложение осадочного  материала.

  2. Транспортировка и осаждение  обломочного материала в водных  бассейнах.

  Рассмотрим первый вид транспортировки.

  Речные воды  переносят обломочный материал волочением по дну, во взвешенном состоянии, а также в растворенном виде – истинные, коллоидные растворы. В зависимости от скорости течения материал может быть мелким и крупным, взвешенных частиц – больше или меньше.

  Массовое перемещение продуктов разложения материнских пород сопровождается формированием определенного рельефа поверхности отложившегося на дне материала. При этом образуются ассиметричные гряды: склон по направлению течения более крутой, нежели против течении. Высота гряд различна и отражает скорость потока и величину обломков. В горных реках с большими скоростями течения (до 5-8 м/с) она может составлять 2-4 м, в равнинных (1,6 м/с) – 0,3-1 м, русловые отложения обычно имеют косую слоистость.

  В процессе перекатывания по дну обломки подвергаются скатыванию, приобретая округлую форму. От верховий к устью меняется размер частиц, уменьшается роль грубообломочных компонентов. В горных реках широко развиты галечниковые, гравийные отложения, в равнинных – песчаные, алевритовые, глинистые.

  При впадении реки в море формируются дельты, охватывающие значительные пространства в условиях пологого побережья.

  Количественно транспортирующая деятельность рек оценивается модулем твердого стока. Это величина годового стока, т.е. общей массы обломков, механических взвесей, выносимых реками в моря, океаны, в тоннах с 1 км2 водосборной площади.

  Перейдем к рассмотрению  второго варианта.

Часть осадочного материала, не осевшего на путях переноса, а также растворенные в воде вещества, поступают в морские, океанические и озерные бассейны.

Перенос материала в водных бассейнах происходит под  действием течения и волнения. Причины возникновения течений и их типы различны. Выделяют дрейфовые, пассатные, конвекционные, приливно-отливные, компенсационные, прибрежные, штормовые, мутевые течения, подразделяющиеся на крупные группы – глубинные и донные.

Дрейфовые течения, морские, океанические, возникают из-за разности в плотности воды, действия ветра и зависят от очертания берегов, рельефа морского дна. Это крупные, которые прослеживаются на значительные расстояния перемещения водных масс. Известное теплое течение Гольфстрим в Атлантическом океане имеет 76 км в ширину, скорость 9 км/час. Является транзитным течением, пересекающим Атлантику на значительном протяжении. Начинаясь у берегов Флориды, оно прослеживается вплоть до северного побережья Норвегии.

  Конвекционные течения возникают из-за сезонных изменений температуры, перемешивают океаническую воду, меняя газовый режим. Компенсационные течения порождаются из-за различий в плотности воды и уровней вод в сообщающихся бассейнах (течение между Черным и Средиземным морями). 

  Приливно-отливные течения провоцируются космическими факторами, являются постоянно действующими, влияющими на седиментацию. 

  Береговые течения возникают в узкой мелководной прибрежной полосе. Воды этих течений в условиях действия постоянных ветров перемещают значительные массы обломочного материала. Скорость морских течений соизмерима со скоростью равнинных и некоторых горных рек (0,01-2 м/с) и даже больше (мутевые).

  Течения вовлекают в круговорот огромные массы океанической и морской воды, влияют на биологическую жизнь, переносят значительное количество обломочного и растворенного материала. Наиболее интенсивно они проявляются в краевых частях морских бассейнов (область береговых и циркулярных течений). Работа волн сочетается с деятельностью ветра, из-за чего возникают знаки ряби. Глубина действия ветровой волны 200 м для океана, порядка 3 м на о. Балхаш. Наиболее заметно действие волн в прибрежной зоне. Волна набегает на берег под определенным углом, переносит обломочные и взвешенные частицы, затем откатываются под другим углом. В результате обломки переносятся вдоль берега, образуя на затишных участках скопления – косы, стрелки. В прибрежной полосе под действием волн накапливаются пляжные пески.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  В заключение я бы хотел обобщить всё, что было изложено выше. Многие столетия люди наблюдают различные природные процессы, замечают их особенности, причины и последствия, обращают внимание на то, что некоторые процессы протекают чаще и с большей силой, а где-то их можно наблюдать очень редко. Трудно не заметить, что природные процессы взаимосвязаны, они изменяют нашу планету постоянно и непрерывно, и невозможно исследовать что-либо, не обращая внимания на другие природные ресурсы и явления. Нельзя однозначно определить благоприятно ли эти процессы влияют на окружающую нас среду или нет. И будь то дождь в самое засушливое лето или наводнение, прохладный ветерок в знойный полдень или сильнейший ураган, сметающий всё на своём пути, нам не обойтись без этих процессов, т.к. любое природное явление необходимо.

  Учёные всего света изучают законы природы, её процессы, явления, связь между ними, для того чтобы предотвратить катастрофы, несущие разрушения и смерть, и способствовать более благоприятным для человечества процессам. Узнавая законы, по которым живёт природа, человек учится с ней общаться.

  Океанические процессы несут за собой очень разнообразные последствия, но все они несут необходимые перемены в жизни нашей планеты, а мы изучая эти сложные, но удивительные процессы, можем лишь восхищаться огромной силе природы.

 

Список литературы

 

1. Обручев В.А. Занимательная геология. М.: издательство Академии наук

СССР,1961г.

2. Жуков М.М, Славин В.И, Дунаева Н.Н. Основы геологии. М.: Госгеолтехиздат, 1961г.

3. Горшков Г.Н. Якушева А.Ф. Общая геология: издательство МГУ, 1958г.

4. Иванова М.Ф. Общая геология: издательство “Высшая школа” Москва, 1969г.

 


Информация о работе Разрушительная и транспортирующая деятельность моря