Горное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование - целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами.
Государственное регулирование осуществляется в целях:
Упорядочения общественных отношений;
Развития общественных отношений;
Охраны прав и законных интересов субъектов отношений;
Защиты интересов всего населения страны.

Содержание работы

1. Основные принципы формирования и задачи государственного регулирования отношений недропользования. Система пользования недрами. Законодательство о недрах Российской Федерации. Государственный фонд недр. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования отношений недропользования. Особенности отношений недропользования иностранными инвесторами……………………………2-14
2. Льготные модели контрактов «продакшн-шеринг»……………………14-22
3. Используя УК РФ и КОАП РФ рассмотреть преступления и административные проступки в сфере недропользования……………….22-25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25-26

Файлы: 1 файл

готовая горное.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

СРП - уступка прав представляет собой  срочную уступку государством комплекса  исключительных имущественных прав по разработке того или иного месторождения.

Снова встает вопрос о применимом законодательстве. Можно рассматривать  СРП как подряд, как концессию, как простую аренду, как цессию, но не без изъятий. А изъятия существенны. В силу приведенных доводов считаю, что на вопрос "что есть раздел продукции?" ответ возможен единственный - это продакшн шеринг. Выделение его в качестве отдельного договора:

должно учесть все его особенности;

покажет его значимость;

облегчит заключение СРП, может  быть, даже, "поставив их на поток".

Трудно быть первым. Иногда стратегически  важно (и в силах, и во времени) уметь быть вторым, особенно в законотворчестве. Мы сейчас - вторые. Учитывая передовой, но неудачный опыт Российской Федерации, Казахстан может принять вполне сносный по содержанию и законодательной  технике закон, посвященный разделу  продукции, отражающий действительное соотношение интересов государства  и инвесторов, как национальных (предоставив  им все предусмотренные права), так  и иностранных. В настоящее время  СРП у нас в стране заключаются  гораздо чаще, чем в северном соседе, а законодательства, за исключением  статьи 94-1 ПК (что никак нельзя назвать "специальным законодательством"), не имеется. Это пробел, который нужно  восполнить. В законе о разделе  продукции должны содержаться нормы, посвященные:

1. Самому соглашению (его понятию,  порядку определения месторождений,  подлежащих разработке на основе  РП).

2. Сторонам контракта (поскольку  предлагается его независимая  отдельность, сторон предлагается  для простоты именовать Государством  и Инвестором, по пути чего  пошла Россия, а никак не подрядчиком  и заказчиком по аналогии с  подрядом, что имеет место у  нас сейчас), их правам и обязанностям.

3. Порядку заключения и исполнения  контракта (если для контрактов  раздела продукции не будет  предлагаться особых процедур  заключения, что возможно, можно  это регулировать общим действующим  Положением о заключении (можно  будет в духе нашего законодателя  нормы Положения продублировать - не отменены же действующие положения Закона "О нефти", дублирующие Закон "О недрах"); особые процедуры исполнения, включающие порядок выполнения работ и собственно механизм раздела продукции должны быть предусмотрены).

4. Вопросам права собственности  на произведенную продукцию.

5. Судьбе государственной доли (все налоги и платежи недропользователей отнесены ст. 3 ПК к общегосударственным налогам и сборам, доля Республики Казахстан в СРП поступает как в республиканский, так и в местный бюджета согласно бюджетному законодательству, в то время как в России государственная доля - налог исключительно местный), которая у нас откровенно еще не решена, изъяв таким образом этот вопрос из полного ведения Закона "О республиканском бюджете на энный год" и передав законодательству о недропользовании.

6. Точной налоговой модели, определяющей  исчерпывающий перечень как тех  налогов, которые недропользователь уплачивает (для точности), так и тех, от которых он освобождается (для наглядности преимуществ СРП). Последние можно перечислить не в Законе, а в официальном его толковании. Сейчас пресловутая статья 94-1 НК определяет лишь примерный перечень уплачиваемых сборов, допуская пунктом 1-2 возможность уплаты иных, установленных законодательными актами, помимо НК (какими, спрашивается?), налогов и платежей.

3. Используя УК  РФ и КОАП РФ рассмотреть  преступления  и административные  проступки в сфере недропользования.

Нарушение установленных законом  правил и мер по охране и рациональному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.

Перечень недронарушений, за которые может наступить административная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:

- незаконные сделки, связанные  с пользованием недрами;

- предоставление лицензий на  пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом о  недрах;

- нарушение установленного законом  порядка пользования недрами;

- самовольное пользование недрами;

- выборочная отработка месторождений,  приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рационального использования недр, приводящие к порче месторождений;

- нарушение стандартов и норм  по безопасному ведению работ,  связанных с недропользованием, по охране недр и окружающей среды, в том числе загрязнение недр;

- нарушение права собственности на геологическую информацию или ее конфиденциальности;

- самовольная застройка площадей  залегания полезных ископаемых;

- необеспечение сохранности зданий, сооружений а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при недропользовании;

- уничтожение и повреждение  скважин, маркшейдерских и геодезических знаков;

- систематическое нарушение порядка  внесения платы за пользование  недрами;

- невыполнение требований по  приведению ликвидируемых или  консервируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности полезных ископаемых и горных выработок на время их консервации;

- неприведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при недропользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В приведенном перечне недронарушений можно выделить их три основных вида: нарушения права собственности на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование недрами, невнесение платы и др.); нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием; экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.).

Согласно ст. 49 Закона о недрах указанный  перечень не является исчерпывающим. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за недронарушения (ст. 46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает дополнительные их виды:

- самовольная добыча янтаря  с месторождений или мест промышленной  разработки;

- нарушение правил и требований  проведения работ по геологическому  изучению недр;

- нарушения законодательства о  континентальном шельфе: незаконная  выдача лицензии (разрешения) на  осуществление деятельности на  континентальном шельфе; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; незаконная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.

Налагать административные взыскания  в виде штрафа за нарушения законодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по геологии и использованию недр (ст. 211, 219 КоАП РФ).

В зависимости от степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

Уголовный кодекс РФ содержит несколько  составов преступлений, связанных с использованием и охраной недр:

- исследование, разведка, разработка  естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующих разрешений (ст. 253);

- захоронение или иное обращение  радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст. 247);

- нарушение правил безопасности  на объектах атомной энергетики, при ведении горных работ, на  взрывоопасных объектах (ст. 215-217);

- нарушение правил сдачи или  продажи государству драгоценных  металлов и драгоценных камней (ст. 192)

К числу экологических преступлений УК РФ относит деяния, предусмотренные ст. 255, согласно которой уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации,1993г. (ст.ст. 9,11,36,67,71,72).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Сб. кодексов Российской Федерации. М.: Филин.1999.
  3. Закон Российской Федерации «О недрах» в ред. Федерального Закона от 3 марта 1995 г. и измен. и допол. от 2 января 2000г.
  4. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М.: Норма, 2001.
  5. сборник нормативных актов по горному законодательству. Составители Ю.А.Кожевников, Н.А.Останин. Справочное пособие для студентов. Тюмень: Тюм ГНГУ 1998.
  6. Основы рационального недропользования. Учебное пособие. В.И.Карасев, А.Н.Кирсанов и др. Тюмень: Тюм. ГНГУ.1999.

 


Информация о работе Горное право как отрасль права