Горное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Сейчас специалистов горного профиля на Украине выпускают семь институтов, университетов и академий. Только в одной Национальной горной академии (г. Днепропетровск) работает более 150 профессоров, докторов наук и 400 доцентов, кандидатов наук. По ряду направлений горной науки академия занимает ключевые позиции, одновременно являясь, головной в области высшего горного образования Украины. Из общего числа выпускников вузов горного профиля 37% составляют специальности «Горные машины и комплексы», «Электрификация и автоматизация горных работ», 24% - специальности «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых».

Содержание работы

1. Как развивалась высшее горное образование на Украине 3
2. Охарактеризуйте круг задач, которые решает на производстве горный специалист 5
3. История развития горного дела 8
4. Элементы и формы замечания угольных пластов 17
5. Наименование и назначение горных выработок 19
6. Коротко про системы разработки угольных пластов 22
7. Требование к современному руководителю 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Горное образование 2.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Как развивалась высшее горное образование на Украине  3
  2. Охарактеризуйте круг задач, которые решает на производстве горный специалист  5
  3. История развития горного дела  8
  4. Элементы и формы замечания угольных пластов  17
  5. Наименование и назначение горных выработок  19
  6. Коротко про системы разработки угольных пластов  22
  7. Требование к современному руководителю  29

Список использованной литературы  30

 

1. Как развивалось высшее горное образование на Украине.

Начало высшему горному образованию  у нас в стране положено в 1773 году, когда в Петербурге открывается Горное училище, которое явилось одним из первых в мире технических учебных заведений.

Первые высшие горные школы были открыты в Остраве и Фрайберге  в XVIII века. В 1724 году в Екатеринбурге открывается первая в России горная школа повышенного типа. Промышленное освоение месторождений угля в Донбассе началось в 1975 году, когда были заложены первые шахты (г. Лисичанск).

В 1872 году на территории Украины впервые  открывается Лисичанская штейнгерская школа. Через четыре года состоялся первый выпуск штейнгеров.

С 1804 года Горное училище в Петербурге именуется Горным кадетским корпусом, с 1833 года – институтом корпуса горных инженеров, с 1866 года – Горным институтом, сейчас это Национальная горная академия. В ней обучались выдающиеся деятели горной науки Г.И. Бокий, А.П. Герман, И.М. Губкин, А.П. Карпинский, В.Н. Обручев, А.А. Скочинский, А.И. Тимме и дру.

В 1899 году открывается Екатеринославское  высшее горное училище (г. Днепропетровск), а в 1926 году основан Донецкий политехнический институт.

Сейчас специалистов горного профиля на Украине выпускают семь институтов, университетов и академий. Только в одной Национальной горной академии (г. Днепропетровск) работает более 150 профессоров, докторов наук и 400 доцентов, кандидатов наук. По ряду направлений горной науки академия занимает ключевые позиции, одновременно являясь, головной в области высшего горного образования Украины. Из общего числа выпускников вузов горного профиля 37% составляют специальности «Горные машины и комплексы», «Электрификация и автоматизация горных работ», 24% - специальности «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых».

 

2. Охарактеризуйте круг задач, которые решает на производстве горный специалист.

Специалист горный инженер –  электромеханик готовится в институте для производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в области горного машиностроения и оборудования горных предприятий в соответствии с полученной специальностью.

Специалист должен знать:

  • основные общетеоретические дисциплины в объеме, необходимом для решения производственно-технологических, проектных, конструкторских и исследовательских задач;
  • общеинженерные дисциплины и дисциплины общетехнологического цикла, в том числе, начертательную геометрию, машиностроительное черчение, теоретическую и прикладную механику, основные электроники, теплотехнику, гидравлику и гидравлические машины, сопротивление материалов, материаловедение и технологию конструкционных материалов, теорию механизмов и машин, детали машин и др.;
  • специальные дисциплины, раскрывающие технологические функции, методы создания и производства горных машин, а также автоматизированных машинных комплексов, оборудования. средств комплексной механизации горного производства, основы теории рабочих процессов горной и горнотранспортной техники;
  • физику горных пород и процессы горного производства, энергоснабжение, электро- и гидропривод горных машин, устройство стационарных машин и установок, способы повышения их надежности и долговечности;
  • общую технологию горного машиностроения и основы построения и расчет технологических процессов их автоматизации и механизации, методы проектирования производственных операций в горном машиностроении, технологическое оборудование и принципы организации специализированных машиностроительных предприятий и участков;
  • вопросы взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений, основные направления и перспективы развития горного производства и машиностроения, методы проведения научных исследований и основы технического творчества по профилю специальности;
  • экономику отрасли и предприятия, основы организации, планирования и управления производством и качеством продукции, вопросы охраны труда и окружающей среды, основы права, патентоведения и научной организации труда;
  • современную компьютерную технику и применение ее в проектировании и эксплуатации горной техники, организации и управления производством, в научных исследованиях и постановках эксперимента.

Специалист должен иметь:

  • проектировать и эксплуатировать горные и горнотранспортные машины и автоматизированные комплексы, производя все необходимые расчеты и осуществляя авторский надзор за реализацией проектных решений, организовать монтаж, накладку, испытания, рациональное использование и техническое обслуживание горной техники, анализировать условия и режимы ее работы, оценивать уровень автоматизации производства, выбирать стандартное и вспомогательное образование;
  • разрабатывать, планировать и организовывать технологические процессы производства и обработки деталей, сборку узлов и агрегатов горных машин и комплексов, выбирать оптимальные условия проведения этих процессов и  управлять ими с применением средств автоматизации, вычислительной техники, выдвигать предложения по усовершенствованию производимых операций и внедрять новую прогрессивную технологию пользоваться современными методами контроля технологических процессов, качества материалов и выпускаемой продукции;
  • рассчитывать экономическую эффективность внедряемых технологических решений, производить научные исследования и эксперименты по профилю специальности как в производственных, так и в лабораторных условиях на опытно-промышленных установках, обрабатывать и анализировать полученные результаты;
  • использовать автоматизированные системы проектирования и современную вычислительную технику;
  • самостоятельно принимать решения, разрабатывать и вести техническую документацию, организовывать и способствовать развитию технического творчества ИТР и рабочих на производстве;
  • осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • владеть рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации;
  • овладевать искусством управления людьми, коллективами рабочих, техников, инженеров, заботится об улучшении технико-экономических показателей работы смены, бригады, участка.

 

 

3. История развития горного дела

Горное дело зародилось в глубокой древности одновременно с возникновением человеческого общества и имеет богатую и славную историю.

Начало каменного века свидетельствует  о зарождении древнейшего горного  дела и совпадает по времени с  возникновением человеческого общества.

Наиболее протяженный этап развития горного дела составила т.к. эпоха горный орудий. Изначально целенаправленной разработке недр предшествовал длительный период собирательства каменного сырья (2 млн. – 35 тыс. лет назад). Этот период характеризуется отбором с поверхности Земли каменных материалов, которые могли быть применены непосредственно или после несложной обработки для резания или рубящих действий. Установлено, что наряду с доминирующим кремнем человек использовал в этот период около десятка горных пород (яшма, обсидиан, сланец, кварцит, доломит и др.), а также минеральные краски (охра). Собрание кремневого материала на протяжении палеолита привело к заметному истощению поверхностных залежей качественного кремня, поэтому в эпоху мезолита и неолита собирательство постепенно сменяется целенаправленной добычей с некоторой глубины.

В это время в качестве примитивных  горных орудий используются вначале  камень, позже – роговые орудия. Возникновение земледелия и скотоводства (около 10 тыс. лет назад) привело к  выделению ремесла по изготовлению каменных орудий. Появляются молоты, топоры, кайла, мотыги, кирки, клинья для горных работ, формируется система приемов применения этих орудий. Археологические реконструкции показали, что для выемки залежей кремня, обнажающихся в оврагах и балках, проводились горизонтальные выработки, а применительно к пластам или конкрециям – вертикальные выработки в виде котлованов, а позже – стволов шахтного типа. Желание отработать максимальную площадь залежи приводило к созданию расширений в забойной части к сбойке стволов под землей, что потребовало деревянных распорок для предотвращения обрушения горных пород.

Возможность обработки камня посредством  пиления и сверления привела  к использованию исходного сырья  крепких и абразивных горных пород (гнейсы, диабазы), а также нефрита. Древнейшие сверла представляли собой деревянные стержни с закрепленными на концах каменными наконечниками.

В начала четвертого тысячелетия до н.э. (что, конечно же, весьма условно) каменный век сменяется медным. Спор о прародине металла имеет  давнюю историю. Выдающийся шведский археолог Мактелиум приписывал открытие металлургии меди давно исчезнувшим шумером (юг современного Ирака), француз Навиль – легендарный хамитам Южной Аравии, О'Лери доказывал, что честь первооткрывателей металла принадлежит армяноидной расе, жившей вокруг горы Арарат. И все же самые древние украшения из меди были обнаружены при раскопках неолитического «города» Чатал-Хююк в Анатолии (современная Турция) и датируется шестым тысячелетием до н.э. Однако от первых медных бусинок и иголок до разработки руд и изготовления медных орудий лежал путь длиной в тысячелетия.

Медный век ознаменовал возникновение  металлургии (термин – от греч. metallurgeo – добываю руду, обрабатываю металл), которая в течении многих веков до выделения в отельную область науки и техники, будет важнейшей составляющей горного дела.

Металлические богатства доставались  людям чрезвычайно трудно. Сначала нужно было найти руду, затем извлечь ее из недр, освободились от пустой породы, выплавить из минералов металл и только после этого сделать из него орудия. Высокая крепость рудных тел и вмещающих пород значительно затрудняла их выемку даже с помощью медных и бронзовых орудий, хотя их применение существенно расширило технические возможности разработки.

Важным этапом развития техники  и технологии горных работ становится способ искусственного ослабления прочности массива с помощью п????а. Для осуществления способа перед плоскостью забоя раскладывали костер, нагретые породы обливали водой, а в образовавшиеся трещины каменными кувалдами забивали деревянные клинья. Затем клинья смачивали, и при разбухании они отрывали породные глыбы от массива. Иногда вместо деревянных клиньев использовали металлические плоские и четырехгранные. Их загоняли в трещины, расшатывали каменные блоки и разбивали их кирками.

Добыв в выработках куски породы с вкрапленными в них минералами меди, древний горняк раскалывал их молотком и подвергал ручной сортировке, отделяя пустую породу от руды.

В бронзовом веке наряду с медными  рудами добывали золото, олово, свинец, мышьяк. В это время появляются первые горные чертежи. Сохранился древнеегипетский папирус, на котором показана схема шахты по добыче золота. Следует отметить, что подземные горные работы опережали открытые, хотя последние также имели некоторое распространение.

В период ранней бронзы в одно из направлений горного дела выделилась добыча и обработка каменных блоков, связанная с сооружением мегалитов-монументов из массивных каменных глыб.

Наиболее крупных масштабов  деятельность по добыче и обработке  строительных блоков достигла в Древнем Египте при сооружении пирамид. Для отделения от массива блоков геометрически правильной формы по заранее размеченной поверхности металлическими долотами выдалбливались канавки и вертикальные углубления по деревянные клинья. Смоченные клинья набухали и отрывали монолит от массива.

В середине 3-го тысячелетия до н.э. горняки Малой Азии (район Анатолии) начали добывать и обрабатывать железную руду.

Стимулом к расширению горного производства становится дальнейшее развитие торговли рудой, металлами, солью, мраморам, драгоценными камнями, минеральными красками и другими полезными ископаемыми. Железный молот и кайло становятся основными орудиями горного производства, что позволило повысить технологию и интенсивность горных работ.

Информация о работе Горное образование