Глобальный экологический кризис и пути его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой и экологическая устойчивость планеты стоят в центре внимания человечества.
Современная цивилизация и биосфера уже не в состоянии справиться с вредными отходами, образующимися в результате человеческой деятельности и начинает деградировать.
В наши дни третий антропогенный кризис дополнился четвертым глобальным термодинамическим (тепловым) кризисом или энергетическим кризисом потребления. Кроме научно-технической революции, он вызван кризисом сознания и увеличением потребления, т. е. идеалы потребительства стали превалировать над прежними идеалами человечества.

Содержание работы

1. Причины и особенности современного глобального экологического кризиса 5
2. Реальные экологические негативные последствия 9
2.1 Глобальное потепление 9
2.2 Нехватка кислорода 11
2.3 Разрушение экосистемы 12
2.4 Деградация человека 13
2.5 Озоновые дыры 13
3 Пути и методы выхода из глобального экологического кризиса 15
3.1 Юридическая ответственность за экологические правонарушения 15
3.2 Экологическое образование, воспитание и культура 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУР 21

Файлы: 1 файл

Геоэкология2.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Нехватка кислорода

 По данным исследователей  из лаборатории Мауна-Лоа на  Гавайях (США) в 2008 году доля углекислого газа в атмосфере Земли на 40% превышала уровень начала века и являлась рекордом за последние 650 тысяч лет. Прирост содержания парниковых газов в атмосфере сегодня превосходит прогнозы на 37%, что означает потерю планетой способности поглощать углекислоту. 5

Существующие климатические  модели исходят из того, что леса и океаны смогут поглотить до половины промышленных выбросов в атмосферу. Однако, массовая вырубка лесов в мире (до 11 млн гектаров) и уменьшение количества фитопланктона из-за загрязнения мирового океана лишают планету этой способности. В результате резко падает содержание кислорода в воздухе, снижается количество осадков на материках, опустынивание грозит большим территориям - до четверти суши (38 млн. квадратных километров).

Используя компьютерную модель учёные Университета Стэнфорда  в США показали, что концентрация углекислого газа, вызывающая увеличение температуры на 1 градус, даёт ежегодно около 20 тысяч смертных случаев. Рост концентрации в атмосфере углекислого газа, а также озона вызывает рост заболеваемости астмой, эмфиземой, сердечнососудистыми расстройствами. Углеводородный пар, насыщающий атмосферу крупных городов, в условиях высокой влажности образует пары таких кислот как азотная, серная, соляная, губительных для живых организмов.

 

 

 

2.3. Разрушение экосистемы

Загрязнение планеты, вызванное  деятельностью человека, привело  к разрушению естественных экосистем  на большой территории (около 70% суши).

Ежегодно в Тихий  океан сбрасывается 9 млн. тонн отходов, в Атлантику - свыше 30 млн. тонн. Главный загрязнитель мирового океана - нефть. Только в результате судоходства и очистки танкеров в океаны ежегодно попадает от 5 до 10 млн. тонн нефти. Каспий покрыт плёнкой нефти. Среднее содержание нефтепродуктов в его воде в некоторых районах достигает 30—100 предельно допустимых концентраций (ПДК).

Только небольшая доля (по некоторым данным не более 5%) химических удобрений, пестицидов, гербицидов, инсектицидов попадает по назначению, остальное загрязняет окружающие почву и воду, попадает в мировой океан, вызывая отравления и мутации живых организмов.

Человеком созданы десятки  тысяч искусственных веществ, большинство из которых не разлагается в природе.

Из-за загрязнения атмосферы  и космического мусора непрерывно уменьшается количество попадающего на землю света. В ближайшее время человечество будет жить в вечных сумерках.

Даже самые удаленные  от индустриальных центров уголки планеты  страдают от токсичных выбросов. Чистых мест на планете практически не осталось. Этикетка «экологически чистый продукт» является не более чем рекламным приёмом.

Деятельность человека привела к сокращению площадей, занятых  дикой природой, к отравлению среды обитания животных и птиц. За 50 лет на треть сократился список видов растений и животных на планете. В Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов.

 

 

 

2.4. Деградация человека

Разрушая природу, человек  разрушает себя. Медики фиксируют  ухудшение здоровья людей и сокращение продолжительности их жизни.

Исследователи Евросоюза  обнаружили в крови людей следы искусственно созданных веществ, в частности пластмасс. Их проникновение в организм может стать источником целого ряда серьёзных болезней - аллергии и рака.

На состояние здоровья негативно влияет ухудшение качества продуктов питания. Например, в сливочном масло из Астраханской области, было замечено содержание диоксина (сильнейший яд, который не выводится из организма, провоцируя тяжёлые заболевания, в частности рак). С 1989 по 1994 г. количество заболеваний раком в Астраханской области выросло на 60%. За этот период жировая дистрофия печени (показатель воздействия токсинов на организм) жителей г. Астрахани возросла вдвое. Около 70% родов патологические.

В Воронеже водопроводная  вода имеет столь низкое качество, что вызывает массовые случаи мочекаменной болезни.

В Рязани выбросы Нефтеперерабатывающего завода и комбината Химволокно вызывают высокий процент врождённых уродств  у детей.

В 2007 году в России раком  был болен каждый сотый. Ежегодный  прирост числа онкологических заболеваний  более 10%.

2.5. Озоновые дыры

Озоновая дыра - это локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По общепринятой в научной среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного фактора в виде выделения хлор- и бромсодержащих фреонов привело к значительному утончению озонового слоя.6

Ослабление озонового  слоя усиливает поток солнечной  радиации на землю и вызывает у  людей рост числа раковых образований  кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.

Хотя человечеством  были приняты меры по ограничению  выбросов хлор- и бромсодержащих фреонов  путём перехода на другие вещества, процесс восстановления озонового слоя займёт несколько десятилетий. Прежде всего, это обусловлено огромным объёмом уже накопленных в атмосфере фреонов, которые имеют время жизни десятки и даже сотни лет. Поэтому затягивание озоновой дыры не стоит ожидать ранее 2048 года.7

 

 

3. Пути и методы выхода из глобального экологического кризиса

Стоящая перед современным  человечеством задача сохранения окружающей среды главным образом заключается в необходимости сохранения качества этой среды, привычной человеку.

Нынешний спад мировой  экономики является ярким примером того, каковы могут быть последствия "жизни не по средствам". Но последствия финансовой рецессии меркнут на фоне надвигающегося экологического  кризиса. Поэтому политики должны способствовать активной международной реакции на эту проблему, сопоставимой с реакцией правительств разных стран на финансовый кризис.

Государство должно заботиться о природных заповедниках, заказниках, парках и других особо охраняемых территориях. Ведь они решают такие важные задачи, как:

• сохранение биологического разнообразия и поддержание в  естественном состоянии охраняемых природных объектов;

• организация и проведение научных исследований;

• экологический мониторинг;

• экологическое просвещение;

• участие в государственной  экологической экспертизе проектов и в подготовке научных кадров в области охраны природной среды.

3.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических  требований законодательства могут  быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового  законодательства, принимаемые и  изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.8

Экологическое право  можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.9

К органам законодательной  власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции), Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Несомненно, главным  государственным органом, исполняющим  объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

За нарушение  законодательства в области охраны ОС в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» установлены следующие виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная.10

 

 

3.2 Экологическое образование, воспитание и культура

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций.

В наши дни образование в целом и экологическое образование в частности не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию.

Экологическое образование  молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии, личный пример родителей, экологические мультфильмы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие экологические конференции и симпозиумы, наконец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении, - вот звенья цепочки, формирующие экологически ответственного человека. В вузах должны подготавливаться экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различными разделами этой науки.

Об особой роли и значении экологического воспитания, образования, а также научных исследований в нашей стране свидетельствуют  разделы XII и XIII Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС», где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».11

В настоящее время  происходит формирование и экологической  культуры, которая, по определению ученого Н. Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества.12 Экологическая культура - это в какой-то степени возврат Человека к единству с Природой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня проблема экологического кризиса признается одной из глобальных проблем, стоящих перед Человечеством.

Одна из главных причин, ведущих к обострению взаимоотношений  Человека и Природы и создающих  серьезные проблемы, - быстрый рост населения Земли - неоднократно обсуждалась в трудах многих ученых.

Учеными-экологами (работы В. Г. Горшкова и др.) убедительно  доказано, что качество окружающей среды может поддерживать только биота, механизм управления которой основан на отобранных в процессе эволюции видах, содержащих необходимую генетическую информацию.

Чтобы справиться с глобальным экологическим кризисом, сначала  необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Следующий шаг - создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения.

Глобальный  экологический  кризис касается всей планеты, границы  между странами не служат препятствием для перемещения газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

 

Следует особо подчеркнуть  бессмысленность постановки вопроса о преодолении экологического кризиса без решения проблемы финансирования природозащитных мероприятий. Охрана Земли от загрязнений - дело дорогое, и, планируя бюджет - государственный, общественный или личный, - предусматривать немалые расходы на экологические нужды.

Ключевым элементом  в борьбе с кризисом является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человечеством. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.

Информация о работе Глобальный экологический кризис и пути его проявления