Геоэкологическая оценка геоэкосистемы Ямало-Немецкого автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : оценка геоэкологического состояния геоэкосистемы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Задачи:
- изучить экономико-географическое положение Ямало-Ненецкого автономного округа;
-рассмотреть систему природопользования региона:
- рассмотреть экологические проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа и пути их решения.

Содержание работы

Введение
1 Географическое положение
2.Природные условия и ресурсы
2.1 Рельеф и минерально-сырьевые ресурсы
2.2 Климат
2.3 Поверхностные и подземные воды
2.4 Почвы
2.5 Растительность
3.Население
4.Экономика
5.Экологические проблемы и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 1.97 Мб (Скачать файл)

 

Таким образом, основная масса отходов (около 93 %), образующихся на территории округа, подлежит хранению и захоронению. Доля обезвреженных, используемых и утилизированных отходов составляет всего чуть менее 7 %.

Причинами тому послужили сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы округа, и относительно небольшое количество предприятий по сбору и переработке отходов.

Сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов со временем может привести к опасному загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений автономного округа. Например, в связи с недостаточным количеством полигонов для размещения отходов до сих пор широко распространена практика несанкционированного их размещения на территории округа. Имеют место нарушения законодательства при размещении и складировании промышленных и бытовых отходов. Повсеместно выявляются несанкционированные свалки бытовых отходов, особенно в пределах крупных городов и посёлков, а также в лесных насаждениях вокруг них и на берегах водоёмов общего пользования [14].

Сегодня назрела необходимость кардинального  решения проблемы утилизации отходов  в округе. Возможных вариантов  два: строительство одного-двух мусоросжигательных заводов или развитие системы цивилизованной утилизации.

Однако  стоит отметить, что сжигание отходов  является борьбой не с проблемой, а с её следствием. Подобный способ обращения с ТБО является наиболее опасным. Кроме того, он гораздо менее  перспективен и эффективен, чем переработка, которая обычно требует меньше капитальных вложений и приносит прибыль. Также переработка отходов создает дополнительные рабочие места, а товары из вторсырья, в конечном итоге, оказываются дешевле за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора даёт намного меньше выбросов в атмосферу, воду и почву, чем простое сжигание и позволяет сохранить природные ресурсы на более длительный срок.

В этой ситуации наиболее разумным способом решения  проблемы отходов является налаживание раздельного сбора бытовых отходов, а затем их переработка и вторичное использование. Деятельность любого природопользователя должна быть направлена на сокращение объёмов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством [6].

 

 Техногенные  чрезвычайные ситуации

 

Потенциально-опасные объекты. Крупные аварии и катастрофы на потенциально-опасных объектах в Ямало-Ненецком автономном округе могут возникать в результате стихийных бедствий, при нарушениях технологических процессов производства, правил эксплуатации различных машин, оборудования и установленных мер пожарной безопасности.

Основными источниками возникновения техногенных  чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) могут  стать: утечка и скопление газа; износ и повреждения оборудования; дефект комплектующих изделий; разрывы трубопроводов.

По состоянию  на конец 2010 года на территории Ямало-Ненецкого  автономного округа зарегистрировано 361 потенциально-опасный объект и 303 объектов жизнеобеспечения. [14]

Около 80 % потенциально-опасных объектов, осуществляют деятельность, связанную с добычей, переработкой, транспортировкой и хранением газа и нефтепродуктов.

24 объекта  используют и осуществляют хранение  взрывчатые материалы и взрывчатые вещества. Одновременно  на складах может храниться более 2500 тонн взрывчатых веществ и взрывчатых материалов и более 10 тыс. перфораторных зарядов.

Данные  объекты по степени опасности  можно отнести к взрывопожароопасным. В случае серьезных аварий прогнозируются крупные пожары и взрывы, в результате которых существует возможность гибели, как обслуживающего персонала, так и населения, находящегося в зоне поражения, возможность выбросов в атмосферу продуктов горения вредных для здоровья людей и окружающей среды, сильных разрушений производственных объектов.

К периодическим источникам опасности относятся разливы  нефтепродуктов (при сливе (наливе) нефтеналивных судов, автоцистерн в резервуары, из резервуаров в топливозаправочное оборудование), испарения нефтепродуктов при очистке резервуаров и сброс остатков (после очистки) в систему канализации, отходы при очистке резервуаров.

К случайным источникам опасности  разливов нефтепродуктов относятся: утечки и разливы нефтепродуктов при ремонте и обслуживании технологического оборудования, аварийные утечки нефтепродуктов в результате нарушения герметичности (резервуаров, трубопроводов, оборудования, рукавов).

В 2010 году ЧС на потенциально опасных объектах, использующих в своей деятельности нефть, нефтепродукты и газовый  конденсат в автономном округе не зарегистрировано[6].

Химически-опасные объекты. В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляет деятельность 1 химически-опасный объект - канализационно-очистные сооружения МУП «Теплоэнергоремонт» (хлор  – 20,0 т.). 

На объекте  имеется необходимый запас нейтрализаторов, что позволяет в полном объеме решить вопросы обеззараживания территорий и мест разливов хлора.

В соответствии с постановлением  Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» и постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 422 от 20ноября 1996г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на территории автономного округа» на химически-опасном объекте создана локальная система оповещения объектового значения[6].

Опасности на транспорте. Вследствие сложного географического расположения автономного округа, на его территории недостаточно развита автомобильная и железнодорожная сеть, особенно в северной его части. В зимний период широко используется сезонная автодорожная сеть, прокладываемая гусеничной и высоко проходимой техникой (автозимники). Дороги, инженерные сооружения (мосты) могут оказывать влияние на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. В случае разрушения данных инженерных сооружений, повреждения (при наводнениях, пожарах, снежных заносах) затруднен ввод сил и средств к местам бедствия, где рассредоточена основная часть сельского населения. Поэтому в случае возникновения ЧС может быть широко использован авиационный транспорт (вертолетный парк «Ми-8»).

Транспортировка закрытых радиоактивных источников по территории автономного округа осуществляется 40 организациями, использующими радиоактивные источники для контроля качества сварных соединений и при геофизическом исследовании нефтяных и газовых скважин. Контроль перемещения радиоактивных источников ведется постоянно в рамках системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа.

Биологически-опасные вещества по территории автономного округа не транспортируются.

Ко  всем видам транспорта можно отнести  недостаток финансирования мероприятий  по содержанию и обслуживанию объектов транспорта, их ремонт и реконструкцию, значительное снижение уровня технологической дисциплины на объектах транспорта, низкая квалификация работников.

Учитывая, то что причинами аварий являются неудовлетворительное техническое  состояние транспортных средств, автодорог  и отсутствие личной дисциплины работников, работающих в этой сфере, рост аварий имеет тенденцию к увеличению, так как кроме профилактической работы необходимы значительные материальные затраты на ремонт, реконструкцию дорог и обновление автопарка. Остается высокой степень риска возникновения ЧС на объектах магистральных трубопроводов. Большую вероятность возникновения техногенных аварий, способных перерасти в  крупную экологическую катастрофу, придает высокая степень изношенности основных производственных фондов[14].

В 2010 году на транспорте возникли следующие  ЧС:

  • 20.10.2010 года произошёл взрыв внутрипромыслового газопровода Ханчейского месторождения в Пуровском районе. В ликвидации чрезвычайной ситуации принимали участие 31 человек и 5 единиц техники. В результате взрыва разрушено здание производственно-эксплуатационного блока. 12 человек получили травмы различной степени, 1 человек умер на борту санавиации при транспортировке.
  • 11.08.2010 года село на мель пассажирское судно «Метеор» на р. Полуй (МО г. Салехард). В ликвидации чрезвычайной ситуации принимали участие 34 человека и 15 единиц техники. Всего эвакуировано 123 человека. Погибших нет. 
  • 19.12.2010 года крушение воздушного судна вертолёта МИ-8 в Ямальском районе. В ликвидации чрезвычайной ситуации принимали участие 24 человека и 2 единицы техники. Пострадали 18 человек, в том числе 1 человек погиб[6].

Природные опасности и  стихийные бедствия. Практически вся  территория и население округа подвержены опасностям возникновения ЧС природного характера вследствие его климатических особенностей: штормовых ветров, обильных осадков в виде снегопадов, сильных морозов, наводнений во время прохождения весеннего половодья, лесных пожаров в условиях засушливого лета.

В период весеннего половодья на территории округа существует угроза возникновения  ЧС, обусловленных подтоплением жилищно-социального  фонда и потенциально опасных  объектов. В случае высоких уровней  или образования ледяных заторов в зоне риска могут оказаться населенные пункты Надымского, Пуровского, Шурышкарского, Приуральского и Тазовского районов.

В целях снижения риска возникновения  ЧС в период половодья осуществлялся мониторинг ледовой обстановки, определяется порядок проведения взрывных работ в местах наиболее вероятного образования ледовых заторов. Заблаговременно принятые меры в текущем году позволили избежать чрезвычайных ситуаций, обусловленных затоплением и подтоплениями населенных пунктов[14].

Основными источниками возникновения лесных пожаров являются сухие грозы и деятельность людей. Ежегодно наиболее пожароопасной территорией является юго-восток автономного округа, который объединяет в себе территории муниципальных образований Пуровского, Красноселькупского, Надымского районов и юг Тазовского района.

В целях  недопущения возникновения и  распространения лесных пожаров в 2010 году в автономном округе проведены следующие предупредительные мероприятия:

  • принято постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2010 года № 88-ПГ «О мероприятиях по охране лесов и оленьих пастбищ от пожаров в пожароопасный сезон 2010 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», в соответствии с которым утвержден план мероприятий;
  • разработано 16 маршрутов авиапатрулирования земель лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • заключен Государственный контракт № 13/10 от 19 апреля 2010 года  с Государственным учреждением «Управление аварийно-спасательной службы «Ямалспас» на выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесном фонде;
  • во всех муниципальных образованиях автономного округа разработаны и приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие организацию и проведение мероприятий по охране населенных пунктов и объектов экономики в пожароопасный период 2010 года.

Своевременно  проведенные противопожарные мероприятия  позволили избежать образования крупных природных пожаров.

Произошедшие  в 2010 году ЧС не оказали существенного негативного влияния на состояние окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Комплексное геоэкологическое изучение Ямало-Ненецкого Автономного округа показывает, что территория обладает определенными ресурсами, которые обуславливают развитие разных отраслей хозяйства. Но это в свою очередь формирует специфические проблемы местного природопользования. Оценка эколого-хозяйственного состояния показывают, что природопользование территории округа обуславливает значительные и неравномерные антропогенные нагрузки на окружающую среду, многие природные ресурсы используются нерационально, без учета их ограниченных возможностей.

     Территория Ямало-Ненецкого Автономного округа служит базисом для размещения всех элементов среды обитания человека. Важно оценить состояние этой среды обитания, потребности населения в ресурсах и возможности их удовлетворения, с учетом ограниченной устойчивости и способности к самовосстановлению природных ресурсов.

     На основе данной работы по  изучению геоэкологических аспектов  использования территории Ямало-Ненецкого Автономного округа, в дальнейшем можно выявить пути оптимизации системы «человек-природа», сформулировать приоритетные направления совершенствования структуры землепользования и организации территории.

     Таким образом, в ходе исследования  работы получены следующие результаты:

     - изучена территория Ямало-Ненецкого Автономного округа как сложной эколого-хозяйственной системы;

     -  выявлены различные виды  антропогенного воздействия на  территорию Ямало-Ненецкого Автономного округа: транспортная, промышленная.  

    - изучены основные изменения в компонентах природной среды при транспортной, промышленной нагрузке;

     -  произведена оценка антропогенной  преобразованности по различным  показателям;

     -  изучено современное экологическое  состояние территории Ямало-Ненецкого Автономного округа

     - выявлены и подробно разобраны  основные пути улучшения экологии  в Ямало-Ненецкого Автономного округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Геоэкологическая оценка геоэкосистемы Ямало-Немецкого автономного округа