Вертикальная проектировка городской территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Одной из первостепенных и основных задач инженерного благоустройства является вертикальная планировка, обеспечивающая допустимые уклоны улиц, дорог, проездов и территории для оптимального размещения зданий, промышленных предприятий и различных сооружений. Преобразование существующего рельефа с целью приспособления городской территории для эксплуатации и строительства осуществляется на основании проекта вертикальной планировки. В настоящее время, наряду с традиционными методами проектирования, все шире применяются системы автоматизированного проектирования...

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие сведения о вертикальном проектировании городской территории5
1.1 Основные цели и задачи вертикальной планировки5
1.2 Методы проектирования вертикальной планировки7
1.3 Основные понятия и требования нормативных документов при составлении проекта организации рельефа жилого квартала10
Глава 2. Основы градостроительной деятельности 18
2.1 Вертикальная планировка рекреационных и хозяйственных площадок20
2.2 Вертикальная планировка пешеходных путей, парковых аллей и дорожек21
2.3 Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров22
Заключение25

Файлы: 1 файл

вертикальном проектировании городской территории.docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Основные понятия и требования нормативных документов при составлении проекта организации рельефа жилого квартала

Городская территория квартала жилой застройки условно делится  на следующие составные части (рис. 1):

- улица (проезжая часть, газон, тротуар); 

- перекресток; 

- проектируемые здания; 

- внутриквартальные проезды.

                                   Рис. 1. Схема квартала:

1 - проезжая часть улицы; 2 - газон; 3 - тротуар; 4 - перекрёсток; 5 - проектируемые здания; 6 - внутриквартальные  проезды

 

Улицей считается часть  территории населенного пункта, ограниченная "красными" линиями и предназначенная  для движения транспорта и пешеходов. По обеим сторонам улицы вдоль "красной" линии размещается застройка.6

В зависимости от назначения, характера и величины движения, улицы  подразделяют на магистральные и  жилые. В группе магистральных улиц выделяют улицы общегородского значения (ширина в пределах "красных" линий - 60 м) и районного значения (ширина 35 м). Ширину жилых улиц принимают в зависимости от застройки

-при многоэтажной застройке-25 м; 

- при одноэтажной застройке  - 15 м.

Ширину проезжей части  улиц и дорог следует устанавливать по расчету в зависимости от интенсивности движения, но не менее чем предусмотрено в табл. 1 [2].

Таблица 1

Ширина проезжей части  улиц и дорог

Категории улиц и дорог

Ширина одной полосы движения, м

Число полос движения проезжей части в обоих направлениях

Ширина предохранительной  полосы между проезжей частью и бортовым камнем, м

наименьшее

с учетом резерва

1. Скоростные дороги

3,75

6

8

1

2. Магистральные улицы  и дороги

       

- общегородского значения:

       

непрерывного движения

3,75

6

8

0,75

регулируемого движения

3,75

4

6

0,50

- районного значения:

3,75

4

6

-

в том числе дороги грузового  движения

3,75

2

4

-

3. Улицы и дороги местного  значения:

       

- жилые улицы

3,00

2

4

-

- дороги промышленных  и коммунально-складских районов

3,75

2

4

-

- поселковые улицы

3,5

2

2

-


Наибольшие продольные уклоны и наименьшие радиусы кривых в  плане по оси проезжей части улиц и дорог принимают согласно табл. 2.

Наименьшие продольные уклоны по лоткам проезжей части для асфальтобетонных и цементных покрытий следует  принимать больше 4‰, для капитальных  покрытий - не менее 5‰.

На горизонтальных кривых малого радиуса (правые повороты на съездах  и примыканиях, у перекрестков и  перед площадями) наибольшие продольные уклоны следует уменьшать при  радиусе R = 50 м на 10%.

При проектировании проектной  линии продольного профиля необходимо стремиться к выполнению следующих  условий: соблюдение допустимых уклонов  улиц в соответствии с их категорией; сокращение объемов земляных работ; сохранение в допустимых пределах глубин заложения подземных коммуникаций.7

Переломы продольного  профиля для обеспечения плавности  и безопасности движения смягчаются вертикальными кривыми, как выпуклыми, так и вогнутыми (табл. 2).

Для обеспечения доступа  воды к лоткам проезжей части, стекающей  с окружающей территории, их отметки  должны быть ниже отметок окружающих территорий. Исключение могут составлять проезжие части городских скоростных дорог и транзитные проезды магистральных  улиц, где поверхность проезжих частей может решаться независимо от окружающей территории, а функции водоотвода в таких случаях выполняют  местные проезды. Для отвода вод  в поперечном сечении наиболее благоприятна поверхность параболической формы: уклоны постепенно нарастают от оси  и максимально увеличиваются  у лотка, ограниченного с одной  стороны бортовым камнем.

При наличии на улице разделительной полосы, трамвайных путей, бульваров, разделенные  проезжие части могут представлять односкатную поверхность с поперечным уклоном в сторону бортового  камня.

Односкатный профиль могут  также иметь неширокие местные  и внутриквартальные проезды.

Таблица 2

Некоторые нормативы проектирования продольных профилей улиц

Категории улиц и дорог

Наибольшие продольные уклоны, ‰

Наименьшие радиусы кривых в плане, м

Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м

Алгебраическая разность уклонов, ‰

выпуклых

вогнутых

1. Скоростные дороги

40

600

10000

2000

5 и более

2. Магистральные улицы  и дороги

         

- общегородского значения:

         

непрерывного движения

50

400

6000

1500

7 и более

регулируемого движения

50

400

6000

1500

7 и более

- районного значения:

60

250

4000

1000

10 и более

в том числе дороги грузового  движения

40

400

6000

1500

7 и более

3. Улицы и дороги местного  значения:

         

- жилые улицы

80

125

2000

500

15 и более

- дороги промышленных  и коммунально-складских районов

60

125

2000

500

15 и более

- пешеходные улицы

40

-

2000

500

15 и более

- поселковые улицы

70

60

2000

500

15 и более

- проезды

80

30

2000

500

15 и более


Поперечные уклоны магистральных  улиц не должны превышать 4‰, а на перекрестках - 2‰. Изменение уклонов должно происходить  на расстоянии не менее 50 м от "красной" поперечной линии.

Для обеспечения безопасности движения пешеходов тротуары устраиваются выше проезжей части на 10 - 18 см. Продольный уклон тротуаров не должен превышать 60┴. Ширину тротуаров следует устанавливать  с учетом категории и назначения улиц и дорог кратной 0,75 м.

Таблица 3

Ширина полос зеленых  насаждений

Полосы насаждения

Наименьшая ширина полосы, м

Газон с рядовой посадкой деревьев или деревьев в одном  ряду с кустарниками:

 

однорядная посадка

2

Двухрядная

5

Газон с однорядной посадкой кустарников:

 

высоких (1.8 м)

1.2

средних размеров (1.2 - 1.8 м)

1

низких (до 1.2 м)

0.8

Газон с групповой или  куртинной посадкой:

 

Деревьев

4.5

Кустарников

3.0

Газон

1.0


 

Тротуары рекомендуется  отделять от проезжей части полосами зеленых насаждений - газонами, в  которых размещают мачты и  опоры контактной сети, деревья. Они  служат также и для возможного сбора снега, убираемого с проезжей части и тротуаров. Ширину полос  зеленых насаждений следует принимать  не менее, чем указано в табл. 3.

 

 

 

Глава 2. Основы градостроительной деятельности

Градостроительство – комплексная пространственная организация среды города или района. Объектами градостроительного проектирования является развивающиеся градостроительные системы разного масштаба и функционального содержания.

Градостроительная система – это совокупность материальных элементов (технически освоенных территорий, ЗиС, дорог и инженерных коммуникаций, природной среды),  формирующих среду жизнедеятельности человека на разных территориальных уровнях. Градостроительство осуществляется на основе проектов планировки и застройки городских и сельских поселений. В проектах предусмотрена рациональная очередность их развития: на период расчетного срока (как правило, 20 лет) и прогноз на перспективу (до 30-40 лет). Прогноз содержит принципиальные решения дальнейшего функционально-пространственного развития поселения, его инженерно-транспортной инфраструктуры, рационального используются природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Классификация городов:

1. В зависимости от проектной численности населения на расчетный срок городские и сельские поселения подразделяются на группы:

-Крупнейшие  > 1000 тыс.чел.(Москва, С-Питер);

-Крупные 250-1000 тыс.чел.(Магнитогорск);

-Большие 100-250 тыс.чел. (Златоуст, Миасс);

-Средние 50-100 тыс.чел.;

-Малые 10-50 тыс.чел.;

-Поселки городского типа < 10 тыс.чел.  

2. По административному значению: 

- столичные города (Киев);

- административные центры (Москва);

- города республиканского (Уфа,  Казань), областного (Екатеринбург), краевого подчинения. 

3. По народнохозяйственному профилю:

- промышленные (Челябинск, Тольятти); 

- транспортные (Москва, Хабаровск); 

- курортные (Сочи); - исторические (С-Питер); 

- административные центры; 

- многофункциональные. 

4. По территориальной организации города: 

- компактные;

- линейные (вытянутые);

- расчлененные. 

5. По планировке и организации системы связей в городе: 

- прямоугольные; 

- прямоугольно-диагональные;

- радиально-кольцевые;   

- смешанные. 

Территория города, как и любого поселения, организуется по принципу функционального зонирования. 

Зона –  территориальный элемент градостроительной системы, характеризующийся расположением на нем однотипных градостроительных единиц. Градостроительные объекты делятся на различные по назначению и характеру пространственного решения элементов. Типология этих элементов составляет основу зонирования территории. Наиболее часто используют функциональный признак – назначение территории: 

Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, а так же для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования. 8

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.         

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли с/х использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.        

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

 

2.1 Вертикальная планировка рекреационных и хозяйственных площадок

Детские и хозяйственные площадки чаще проектируют односкатными или  двускатными. Поперечные уклоны назначают 1.5-3% , а продольные не менее 0.5%.

Спортивные площадки делают двускатные или четырехскатные, с минимально допустимыми уклонами 0.4% (для отвода поверхностных вод). Иногда их располагают  на плоскостях, приподнятых относительно проектного рельефа на 0.15м, что способствует быстрому высыханию после дождя.

 

 

2.2 Вертикальная планировка пешеходных путей, парковых аллей и дорожек

Вертикальную планировку пешеходных путей проектируют, выдерживая продольные уклоны 0.4-6%. Минимальные уклоны назначают  исходя из требований водоотвода, а  максимальные - с учетом удобства передвижения. Условиями удобства вызвано и  ограничение длины участков с  большими уклонами. Наибольшая длина  участков с большими уклонами равна 300 м, между этими участками устраивают площадки отдыха.

Поперечный профиль пешеходных путей обычно принимают односкатным, с уклоном, зависящим от типа покрытия. Если тротуар расположен вдоль проезжей части, то его проектируют с поперечным уклоном к магистрали и приподнимают на высоту бортового камня (обычно 0.15м). На перекрестках высота бортового камня  тротуара снижается до 0.8м. В тоннелях и на мостах принимают повышенную высоту бортового камня - 0.2м и  более.

Парковые аллеи и дорожки  в высотном отношении решают аналогично тротуарам. Продольный профиль пешеходных дорожек для прогулок имеет свои особенности. Продольный уклон таких  дорожек допускается назначать  до 18%, при условии устройства чередующихся наклонных и горизонтальных элементов. Протяженность наклонных элементов  регламентируют в зависимости от уклона.

Продольные уклоны на участках подъема  следует постепенно увеличивать  по мере развития трассы, одновременно согласовывая их длину с величиной  уклона.

Информация о работе Вертикальная проектировка городской территории