Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:30, лабораторная работа
При бурении нефтяных и газовых скважин чаще всего применяют трехлопастные (3Л и 3ИР) и шестилопастные (6ИР) долота. Лопастное долото 3Л состоит из корпуса, верхняя часть которого имеет ниппель с замковой резьбой для присоединения к бурильной колонне, и трех приваренных к корпусу долота лопастей, расположенных по отношению друг к другу под углом 120 градусов. Для подвода бурового раствора к забою долото снабжено промывочными отверстиями, расположенными между лопастями.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА
Отчет по лабораторной работе:
«Породоразрушающий инструмент»
Проверил Доцент:
Заливин В.Г.
Иркутск
2012 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Разрушение горных пород на забое скважины осуществляется породоразрушающими инструментами, к которым предъявляются следующие основные требования:
Работа
породоразрушающих инструментов на забое
обеспечивается его функциональными системами:
По принципу разрушения породы ПРИ подразделяется на 3 группы:
По назначению ПРИ подразделяется:
По конструктивному исполнению ПРИ делится на три группы:
По материалу
Рис.1.Лопастные долота: а-3ДРШ-165М, б –3ДР-132М
Рис. 2.Шарошечные долота Рис.3. Секторное долот
ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО
По конструкции шарошечные долота делятся на:
По количеству шарошек:
- одношарошечные,
- двухшарошечные,
- трехшарошечные
По расположению и конструкции промывочных или продувочных отверстий:
Ц - долото с центральной промывкой.
Г - долото с гидромониторной промывкой.
П - долото с центральной продувкой.
ПГ - долото с боковой продувкой.
По конструкции опор шарошек:
В - на подшипниках качения.
Н -на одном подшипнике скольжения (остальные подшипники качения )
У - герметизация опоры с маслонаполнением
А - на двух или более подшипниках скольжения.
По скорости вращения:
А - для низкооборотного бурения ( до 150 об/мин),
Н - для среднеоборотного бурения ( от 150 до 400 об/мин ),
В - для высокооборотного бурения ( более 400 об/мин).
Основной объем бурения в РОССИИ производится шарошечными долотами. В соответствии с ГОСТ 20692-75 шарошечные долота изготавливаются следующих типов (.табл. 1.)
Таблица №1
ТИП |
Геологические условия проходки |
Исполнение шарошки |
М |
Бурение мягких пород |
С фрезерованными зубьями* |
МЗ |
Бурение мягких абразивных пород |
Со вставными твердосплавными зубками** |
МС |
Бурение мягких пород с пропластками пород средней твердости |
С фрезерованными зубьями |
МСЗ |
Бурение мягких абразивных пород с пропластками пород средней твердости |
С фрезерованными зубьями и твердосплавными зубками |
С |
Бурение пород средней твердости |
С фрезерованными зубьями |
СЗ |
Бурение абразивных пород средней твердости |
Со вставными твердосплавными зубками |
СТ |
Бурение пород средней твердости с пропластками твердых пород |
С фрезерованными зубьями |
Т |
Бурение твердых пород |
С фрезерованными зубьями |
ТК |
Бурение твердых пород с пропластками крепких |
С фрезерованными зубьями и твердосплавными зубками |
ТКЗ |
Бурение твердых абразивных пород с пропластками крепких |
Со вставными твердосплавными зубками |
К |
Бурение крепких пород |
Со вставными твердосплавными зубками |
ОК |
Бурение очень крепких пород |
Со вставными твердосплавными зубками |
Пример маркировки:
III 215.9 МЗГВ - долото трехшарошечное, диаметром 215.9 мм, для бурения мягких абразивных пород, с боковой промывкой, для высокооборотного бурения
III 295.3 МСГАУ - долото трехшарошечное, диаметром 295.3 мм, для бурения мягких пород с прослойками средних, с боковой промывкой, для низкооборотного бурения ( А - все подшипники скольжения), с герметизированными маслонаполненными опорами.
К 139.7/52 ТКЗ - долото для отбора керна диаметром 139.7 мм, диаметр выносимого керна 52 мм, для бурения твердых абразивных пород с пропластками крепких.
В обозначении бурильных головок перед диаметром:
К - для керноприемных устройств без съемного керноприемника, тип резьбы - муфта
КС - для керноприемных устройств со съемным керноприемником, тип резьбы – ниппель.
При центральной промывке забоя лучше очищаются от шлама центр забоя и вершины шарошек, шлам беспрепятственно выносится в наддолотную зону. Однако при высокой скорости углубки забоя трудно подвести к долоту необходимую гидравлическую мощность, требуемую для качественной очистки забоя (перепад давления на долотах с центральной промывкой не превышает 0,5-1,5 МПа). Боковая гидромониторная промывка обеспечивает лучшую очистку наиболее зашламованной периферийной части забоя, позволяет подвести к долоту большую гидравлическую мощность (перепад давления на долотах с гидромониторной промывкой достигает 5-15 МПа). Однако мощные струи бурового раствора, выходящие из гидромониторных насадок экранируют транспортирование шлама через проемы между секциями долота, поэтому часть шлама циркулирует некоторое время в зоне действия шарошек и переизмельчается, а часть – транспортируется в зазорах между стенкой скважины и спинками лап. Поэтому зачастую переходят на ассиметричную систему промывки, заглушая одну или две гидромониторные насадки для повышения пропускной способности основных транспортных каналов долота.
Беговые дорожки цапфы и шарошки и тела качения без сепараторов составляют опору шарошки. Помимо подшипников качения опора может включать подшипники скольжения (антифрикционные втулки) и торцевую пяту (антифрикционный диск). Полость опоры заполняется консистентной смазкой.
Опоры шарошек – наиболее ответственные узлы шарошечного долота, стойкость которых чаще всего определяет долговечность долота в целом. Опоры воспринимают радиальные и осевые нагрузки (по отношению к цапфе).
Опоры шарошек в зависимости от
типоразмера долот
Рис.4. Схема долота с герметизированной маслонаполненной опорой.
Шариковые подшипники легче разместить в ограниченных размерах шарошки, они слабо реагируют на возможные перекосы осей шарошек и цапф. Однако из-за проскальзывания шариков по боковым дорожкам эти подшипники быстро нагреваются и требуют интенсивного охлаждения.
Роликовые подшипники могут воспринимать большую, чем шариковые подшипники нагрузку, но труднее вписываются в ограниченные размеры шарошек. Они весьма чувствительны к перекосам осей шарошек и цапф и при износе роликов нередко шарошки заклиниваются на цапфах.
Подшипники скольжения способны воспринимать наибольшие нагрузки. Однако эффективны они только при невысоких частотах вращения долота, когда трущиеся поверхности шарошек и цапф и соседних подшипников качения сильно не нагреваются.
В каждой системе опор обязательно имеется один шариковый подшипник, называемый замковым радиально-упорным подшипником двухстороннего действия. Он удерживает шарошку на цапфе и воспринимает усилия, направленные вдоль и перпендикулярно к оси цапфы. Устанавливается этот подшипник в последнюю очередь, через цилиндрический канал в цапфе, затем в этот канал вставляется стержень (палец) и его наружная часть приваривается к телу цапфы.
Подшипники шарошек в процессе бурения смазываются и охлаждаются буровым раствором, проникающим к ним по зазору между основанием шарошки и упорной поверхностью в цапфе. Поэтому в буровой раствор добавляются специальные реагенты, улучшающие его смазочные свойства.
При бурении с продувкой скважины воздухом условия работы опор шарошек значительно ухудшаются вследствие недостаточного теплоотвода от трущихся деталей подшипников. Поэтому в долотах, предназначенных для бурения с продувкой воздухом, часть воздуха по специальным каналам в лапах и цапфах направляется непосредственно в опоры шарошек.
В последние годы все большее применение находят долота с герметизированной маслонаполненной опорой (рис. 4.), у которых специальная смазка поступает к подшипникам из эластичного баллона по имеющемуся в лапе и цапфе каналу. Проникновению бурового раствора в полость такой опоры и утечке смазки препятствует жесткая уплотнительная манжета. Долговечность таких долот при ограниченной частоте оборотов на порядок и более превосходит долговечность долот с открытой опорой.
Рис. 5. Типы вооружения долот.
ТРЕХШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО
При бурении скважин наибольшее распространение получили шарошечные долота. Ими ежегодно выполняется более 90 % объема проходки в нашей стране и за рубежом. По принципу действия это дробяще-скалывающие долота.
Наиболее распространен трехшарошечный вариант долота. Конструкция такого долота наилучшим образом вписывается в цилиндрическую форму скважины тремя коническими шарошками, при этом обеспечивается оптимальное центрирование и устойчивость работы долота.