Общая реконструкция палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

Ранний палеолит – царство физической антропологии, кое-как опирающейся на трудовую теорию и аналогии с приматами. Здесь нечего интерпретировать, образ не складывается, общаться не с кем, значит, культуры нет. Естественно-научное объяснение может завести человека сколь угодно глубоко во времени, так как не нуждается в образе. Оно воссоздает предметно-логический костяк всякого объекта, в том числе человеческого'. Но гуманитарию этого мало, ему нужен образ.

Файлы: 1 файл

Pervobitnaya kultura.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Сначала человекоподобные существа наделяются пугающим обликом, свирепым нравом или анатомической и физиологической избыточностью. Первочеловек из китайских преданий Паньгу заполняет расстояние от Земли до Неба. Когда хаос обуздывается, то первочеловек разбирается как строительный материал. Его индийский аналог Пуруша тысячеглав, тысяченог, он покрывает всю землю и еще возвышается над ней на десять пальцев.

 

Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву...

От него, принесенного в жертву, возникли Саманы,

Стихотворные размеры возникли от него,

От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами.

Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.

Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?

Брахманом стали его уста, руки – кшатрием ,

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце.

Из уст – Индра и Агни , из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

Из ног – земля, страны света – из слуха.

 

Паныу «используется» столь же всесторонне: из дыхания творятся ветер, облака, из голоса – гром, из левого глаза – Солнце, из правого – Луна, из крови – реки, из жил и вен – дороги, из мяса – почва на полях, из волос – созвездия, из растительности на теле – деревья и травы, из зубов и костей – золото и каменья, из костного мозга – жемчуг и нефрит, из пота – дождь и роса; паразиты же Паньгу превратились в людей.

Первосущество скандинавских мифов Имир отдал свою плоть для земли, кровь – для моря, кости – для гор, череп – для неба, волосы – для леса, а из ресниц Имира построили обиталище людей Мидгард.

Постепенно божественные персонажи становились более привлекательными, соразмерными человеку. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы. Сначала мифы – это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы складываются в систему жизненных представлений народа. Ученые-мифологоведы разделили мифы на космогонические – о происхождении Космоса из хаоса, антропогонические – о сотворении человека, эсхатологические – о конце света, этиологические – о происхождении разных вещей и явлений.

Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку, он дает полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Исполнение мифа чем-то сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику.

Первобытное сознание создает свои символы не в спокойной обстановке, но в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций. И это для магико-мифологического сознания не побочно, это его суть. Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или по злому умыслу. Ведь природа состоит не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми люди находятся в свойстве. Даже после смерти человек не перестает с ними общаться. Мертвые остаются в компании людей и духов как покровители, вампиры, оборотни, демоны.

Мифология – мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель – выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир – большая община родичей и соседей.

 

 

1. Какова роль верхнего палеолита?

2. Что можно отнести к первоэлементам культуры?

3. Что такое палеолитические изображения?

4.  Как можно охарактеризовать тотемизм?

5. Как можно охарактеризовать проблему возникновения языка в позднем палеолите?

6.  Каковы особенности развития религиозных представлений земледельцев неолита?

7. Что такое мифология?

2

 



Информация о работе Общая реконструкция палеолита