Геопортал как форма существования информационных ресурсов. Отраслевые геопорталы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:20, доклад

Описание работы

Отраслевой геопортал - веб-портал, отображающий и предоставляющий доступ к тематической и специальной географической информации посредством веб-сервисов.

Разделяют 5 основных групп геопорталов [1]:
• Общие справочные геопорталы с каталогами метаданных ГИР инфраструктуры
соответствующего уровня.
• Кадастровые геопорталы, обеспечивающие доступ к публичным данным
определенных видовых кадастров с элементами е-правительства.

Файлы: 1 файл

Геопортал как форма существования информационных ресурсов. Отраслевые геопорталы..docx

— 3.96 Мб (Скачать файл)

 

   Образовательные  геопорталы. Образовательный геопортал - это WWW-система (веб-система), адаптированная к учебному процессу общеобразовательного учреждения. Портал представляет собой многоуровневое объединение разнообразных тематических разделов и сервисов, посвященных использованию информационно-образовательных технологий приема и обработки космических изображений Земли, и обеспечивает пользователям возможность взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информационные ресурсы в соответствии со своими интересами.

  Оперативной составляющей  геопортала является раздел «Оперативный спутниковый мониторинг». Раздел содержит структурированный массив накопленной и ежедневно пополняемой информации, относящейся к космическому мониторингу природных и антропогенных процессов происходящих на территории Российской Федерации: оперативная информация по лесным пожарам, наводнениям, ледовым заторам, состоянию и динамики растительных ресурсов, включая информацию о вырубках лесного таежного массива, запасам снега, загрязнению приземного слоя атмосферы и др.

(с пространственным разрешением 250-1000 м). Наполнение данного раздела  осуществляется в рамках работы  школьной лаборатории «Земля  из космоса».

 

 

 

 В разделе геопортала «Занятия» представлены учебно-методические пособия для учителей по географии, физике и информатике, которые включают как теоретические материалы, показывающие основные возможности использования космических снимков в обучении, так и разработки сценариев уроков. Эти материалы можно использовать как целиком, так и частично – выбирая те темы, которые более всего отвечают интересам и задачам учителя.

В состав геопортала входят также разделы: «Основы ДЗЗ», «Спутники», «Галерея снимков», «Применение ДЗЗ», «Занятия», «Полезные ссылки». Материалы этих разделов будут полезны преподавателям для подготовки и проведения уроков и факультативных занятий, а также учащимся при работе в рамках проектной и исследовательской деятельности.

Перспективное направление работы в этом направлении – системная интеграция ресурсов учебных заведений (как по горизонтали, так и по вертикали) по использованию информационно-развивающих технологий приема и обработки изображений Земли в образовательном процессе [8].

 

 

Современные направления развития отраслевых геопорталов

 

Создание геопорталов является сравнительно молодой отраслью развития геоинформатики, поэтому перед ней стоит очень широкий круг задач, которые, в связи с интенсивным развитием компьютерных и веб-технологий, будут решены в ближайшее десятилетие. Кроме того, с каждым годом накапливается всё больший объём пространственных тематических данных, на основе которых возможно будет более оперативно решать задачи науки и хозяйства.

 

Основные современные направления развития отраслевых геопорталов:

• Использование новых тематических сюжетов.

• Расширение круга задач, выполняемых с помощью геопорталов.

• Повышение качества функционирования геопорталов.

• Повышение детальности тематического содержания геопорталов.

• Ускорение процессов внедрения геопорталов в повседневную жизнь.

• Усиление интеграции различных геопорталов между собой.

• Внедрение 3D-моделирования в функционал геопорталов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и других источников:

 

1) С.Я. Майстренко, Т.А. Загреба, «О создании геопортала лесных ресурсов

На базе системы ГИС-леспроект», Институт проблем математических машин и систем НАН Украины, 2015 г.

2) А.А. Кадочников, «Сбор и визуализация данных наблюдений на примере геопортала ИВМ СО РАН», Институт вычислительного моделирования СО РАН, 2015 г.

3) А.К. Шелестов, A.H. Кравченко, С.Л.Скакун, С.В. Волошин, Н.Ш. Куссуль, «Информационная система агромониторинга на основе пространственных данных» - Кибернетика и системный анализ - №1 – 2013 г.

4) Е.И. Гордеев, О.А. Гирина, Е.А. Лупян и др., «Возможности использования данных гиперспектральных спутниковых наблюдений для изучения активности вулканов Камчатки с помощью геопортала VolSatView» - Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2014. Т. 11. № 1. С. 267-284.

5) Т.С. Хайбрахманов, «Экологические портреты городских территорий на геопортале МГУ», Земля из космоса - №13 – 2012 – С. 46

6) Л.А. Пластинин, Б.Н. Олзоев, А.В. Паршин, Проект геопортала «Космический мониторинг рационального природопользования оз. Байкал и байкальской природной территории», Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 2013 г.

7) И.М. Романова,О.А. Гирина, канд. геол.-мин. наук,А.П. Максимов, канд. геол.-мин. наук, И.В. Мелекесцев, д-р геол.-мин. Наук, Создание комплексной информационной веб-системы «Вулканы Курило-Камчатской гряды» (VOKKIA) (Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН), Автоматизированные системы и комплексы, №3 - 2013 г.

8) Сергеева М.А, «Образовательный геопортал как элемент системы непрерывного образования в обществе знаний», Московский педагогический государственный университет, 2006 г.

 9) http://geoportal.kscnet.ru/

10) http://gptl.ru/

 

 


Информация о работе Геопортал как форма существования информационных ресурсов. Отраслевые геопорталы