Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.

Файлы: 1 файл

Курсовая по аппк.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Кооперативный магазин как приёмозаготовительный пункт

Потребительская кооперация должна закупать у населения все, что производится в личных подсобных хозяйствах

Для реализации программы  закупочной деятельности необходимо восстановить сеть заготовительных пунктов в сельской местности, а также расширять закупки товаров сельскими магазинами потребительской кооперации, действующими по схеме «магазин - заготпункт». Каждый магазин становится приёмозаготовительным пунктом. Акцент делается именно на закупки по ряду причин.

Во-первых, население  получает за выращенную и собранную  продукцию деньги – это одна из форм борьбы с бедностью. Зачастую сельский житель везёт излишки со своего подворья на рынки города. И доход от этого имеет самый минимальный: всё «съедают» транспортные расходы и низкие оптовые цены, на его труде наживаются перекупщики.

Во-вторых, увеличение доходов  обслуживаемого населения – основа для увеличения оборота розничной торговой сети потребительской кооперации. Естественно, при наличии достаточного ассортимента необходимых товаров и приемлемых цен.

В-третьих, кооперативная  организация получает сырьё для  общепита, производства, заготовленные товары – для розничной торговой сети.

В-четвёртых, увеличение объёмов деятельности кооперативных  предприятий и их доходности позволяет увеличить заработную плату и работников кооперативов, что, в свою очередь, также позволяет бороться с бедностью внутри системы.

В-пятых, ресурсный потенциал  для заготовок – значительный.

Так за последние три  года (данные по состоянию на 2002год) в целом по России в хозяйствах всех категорий стабилизировалась  численность крупного рогатого скота, растёт поголовье свиней, птицы, овец и коз, увеличивается продуктивность молочных коров и птицы.

Динамика роста производства сельхозпродукции в

хозяйствах всех категорий  населения

Показатели

2002 год в % к 2001 году

Российская  Федерация

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов

99

100

98

Поголовье свиней, тыс. голов

102

104

101

Производство  мяса, в живом весе, тыс.т.

101

101

99

Производство  молока, тыс.т.

102

102

100

Производство  куриных яиц, млн.шт.

104

103

105


 

В индивидуальном секторе  в условиях, когда сельское население  вынуждено само бороться за своё выживание, темпы роста производства сельскохозяйственной продукции ещё выше. Местные органы управления всячески поощряют увеличение поголовья скота в личных домашних хозяйствах.

У кооператоров в работе с личными подсобными хозяйствами  есть огромный опыт, однако он не используется в полной мере. Кооператоры сдают позиции перекупщикам, аргументируя это тем, что они сразу рассчитываются и закупочные цены у них выше в связи с возможностью ухода от налогов. Однако по большей части частные заготовитель пока ещё не постоянно осуществляют закупки.

Не так обстоит дело с кооперативным магазином. Он всегда принимает сельхозпродукцию. Тем  более если об этом заранее договориться с заведующим магазином и заключить договор.

В организации закупок  многое зависит от руководителя, от его последовательной позиции в вопросах привлечения заёмных средств населения для того, чтобы рассчитаться со сдатчиком, в решении вопросов сбыта сельхозпродукции.

Именно руководитель несёт ответственность за то, чтобы  заведующие магазинами и продавцы работали по-новому. Если будет продавец заинтересован в увеличении закупок, будут и объёмы, и качество, и реализация. Не будет заинтересованности, не будет и никаких результатов.

Здесь множество аспектов. Например, сбор информации о ресурсах закупок. Для того чтобы целенаправленно и успешно вести заготовительную и иную деятельность, нужна детальная информация. Главным инструментом сбора и обработки такой информации призваны стать книги учёта подворий.

Только постоянно регистрируя  и анализируя поступающую информацию о поголовье скота, о возможной  продаже товара растениеводства, можно  правильно спланировать заготовительную деятельность и заблаговременно вести работу с возможными сдатчиками сырья и продуктов.

В-шестых, закупки сельхозпродукции – это отрасль, где смыкаются  интересы сельского населения, потребительской кооперации и государства.

Проблема сельскохозяйственного  производства и жизнеобеспечения сельского населения, включая организацию закупок и дальнейшей реализации выращенной продукции – это важнейшая проблема государственного масштаба.

Конечно, главная причина  здесь – помочь сельскому населению. Однако эта проблема касается и формирования доходной части бюджета.

Если потребительская  кооперация сможет показать пример успешного  решения этой проблемы, то можно  рассчитывать на государственную поддержку во всех её проявлениях: и возмещение транспортных расходов, и предоставление льготных кредитов. А это безусловное подспорье кооперативной системе.

Здесь же хотелось бы отметить следующее: значительная часть законодательной базы формируется на региональном и местном уровнях. Здесь требуется взвешенная политика лоббирования кооперативной системы путём аргументированного доказательства того, что потребительская кооперация выполняет социальную миссию и вследствие этого ей требуется активная государственная поддержка в форме льготного налогообложения  и кредитования.

Результаты заготовительной  деятельности зависят от того, насколько  правильно она организована, что предполагает:

    • изучение путём опроса и детальный учёт имеющихся ресурсов личных подсобных хозяйств в книгах данных о подворьях;
    • заключение договоров с владельцами продукции, сырья и изделий;
    • своевременность расчётов со сдатчиками;
    • частичная реализация закупленной продукции в магазине;
    • наличие информации о видах закупаемой продукции, закупочных цен в Уголке заготовителя;
    • гибкое ценообразование на закупаемую сельскохозяйственную продукцию;
    • стимулирование труда продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Заготовки остаются наиболее социально значимой отраслью потребительской кооперации. Основные предпосылки усиления роли потребительской кооперации как основного заготовителя на селе состоит в наличии материально-технической базы заготовок, предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции; разветвлённой сети предприятии торговли и общественного питания для реализации населению сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки; специалистов по закупкам и переработке сельскохозяйственной продукции.

В большинстве потребсоюзов на основе действующей материально-технической базы созданы заготовительно-производственно-торговые комплексы.

Наметилась тенденция  к увеличению объёмов закупок  сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд, что позволяет полнее использовать имеющийся потенциал отрасли.

За последние годы заготовительная отрасль потребительской  кооперации получила новый импульс развития, что подтверждают показатели увеличения объёмов закупок основных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Для реализации программы  закупочной деятельности необходимо восстановить сеть заготовительных пунктов в сельской местности, а также расширять закупки товаров сельскими магазинами потребительской кооперации.

Союзы потребительских  обществ должны отстаивать интересы отрасли на региональном уровне, участвовать  в проводимых конкурсах, поставке продукции в государственный продовольственный фонд. Руководители потребсоюзов должны нести персональную ответственность за сбыт всей закупаемой продукции и сырья.

Приоритет в закупках сельскохозяйственной продукции и  сырья должен отдаваться фермерским и личным подсобным хозяйствам путём установления долгосрочных договорных отношений. В договорах следует предусматривать, чтобы продукция производилась с заранее определёнными потребительскими свойствами, к определённому сроку, в соответствии с заказом.

Взаимоотношения потребительского общества с пайщиками и некооперативным сельским населением рекомендуется строить на основе договоров, в которых следует предусмотреть взаимные обязательства и ответственность сторон, льготы для пайщиков с целью повышения их заинтересованности.

Закупочная деятельность должна приносить доходы. При выборе ценовой стратегии необходимо исходить из того, что в качестве определяющего фактора увеличения доходов следует использовать не повышение цен, а увеличение объёмов, расширение ассортимента и повышение качества сельскохозяйственной продукции и сырья.

Целесообразно внедрить в практику принцип внутреннего  хозрасчёта и определить прибыль  от закупок и сбыта конкретных видов продукции, отдельных заготовительно-сбытовых операций.

Осуществляя заготовительную  деятельность, потребительская кооперация наиболее полно реализует социальную миссию на селе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

 

  1. Концепции развития потребительской кооперации до 2010 года.
  2. Актуальные проблемы коммерции и маркетинга в потребительской кооперации: Материалы научно – практической конференции с международным участием. 18 – 19 ноября 2004 года. Новосибирск: СибУПК,2004 – 380 с
  3. Актуальные проблемы экономики и менеджмента: материалы конференции: В 2х ч. – Новосибирск: СибУПК, 2002 – 288 с
  4. Актуальные проблемы экономики и менеджмента: материалы конференции. – Новосибирск: СибУПК, 2001 – 264 с
  5. Актуальные проблемы финансов и учёта в организациях потребительской кооперации: материалы научно – практической конференции. - Новосибирск: СибУПК, 2007
  6. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии : Материалы российской научно – практической конференции. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 136 с
  7. Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации: Материалы российской научно – практической конференции. – М: Наука и кооперативное образование, 2002. – 196 с
  8. Давыдянц О.Е., Коченова Л.С. Резервы и пути повышения эффективности деятельности потребительской кооперации (на материалах анализа деятельности Ставропольского крайпотребсоюза). – Ставрополь: Кавказский край, 2000. – 36 с
  9. Клименко О.И. и др. Проблемы и перспективы развития заготовительной деятельности (по материалам анализа заготовительной деятельности Белгородского областного союза потребительских обществ и отдельных Районных кооперативных организаций).- Белгород: Кооперативное образование, 2000. – 34 с
  10. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 2е издание. – М.: Вита – Пресс, 2005. – 160 с
  11. Шевцов В.Ф. и др. Развитие экономических отношений потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств сельского населения./ Под ред. Папело. – Новосибирск: СибУПК, 2003 – 96 с
  12. Шоленинова Г.В. Коммерческая деятельность в системе потребительской кооперации. – Чита, 2000

 

 

 

 


Информация о работе Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской кооперации