Воспитание культуры труда на уроках сельскохозяйственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:13, доклад

Описание работы

Специфика обучения сельскохозяйственному труду в отличие от других видов профессионально – трудового обучения учащихся специальных (коррекционных) школ обусловлена длительностью процесса получения конечного результата труда, т.е. наличием значительного промежутка времени между началом работы по созданию какой-либо сельскохо-зяйственной продукции и получением конечного результата. Это послужило причиной разработки специальной методики обучения учащихся сельскохо-
зяйственному труду.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 21.96 Кб (Скачать файл)

Воспитание культуры труда на уроках сельскохозяйственного  труда

Специфика обучения сельскохозяйственному  труду в отличие от других видов  профессионально – трудового  обучения учащихся специальных (коррекционных) школ обусловлена длительностью  процесса получения конечного результата труда, т.е. наличием значительного  промежутка времени между началом  работы по созданию какой-либо сельскохо-зяйственной продукции и получением конечного результата. Это послужило причиной разработки специальной методики обучения учащихся сельскохо-

зяйственному труду. 

       Основными задачами обучения учащихся специальных (коррекционных) школ сельскохозяйственному труду являются:

  1. овладения сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для учащихся выпускников сельских школ в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям;
  2. коррекция недостатков трудовой деятельности;
  3. воспитание положительного отношения;
  4. к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам специальных (коррекционных) школ для жизни и работы в сельском хозяйстве;
  5. содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.

Важной задачей при  подготовке учащихся специальных (коррекционных) школ к сельскохозяйственному труду  является обучение их приёмам выращивания  сельскохозяйственных растений и ухода  за животными. Существуют разнообразные  приёмы посева, посадки и уборки урожая сельскохозяйственных культур, уборки животноводческих помещений, кормления  животных и ухода за ними. Учащиеся, овладевшие большим количеством  приёмов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые  не имеют такого запаса приёмов. Таким  образом, овладение приёмами труда  является не только средством расширения трудового опыта умственно отсталых школьников, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков  их трудовой деятельности.  
Коррекционная работа в процессе сельскохозяйственного профессионально – трудового обучения проводится по трём основным направлениям:

  1. коррекция недостатков трудовой деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ;
  2. обучение умственно отсталых школьников умению применять общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий;
  3. уточнение представлений учащихся об окружающем мире и расширение их кругозора.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные  человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения большое место занимает культура речи, умение участвовать  в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии  глубокого внутреннего смысла культуры, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они  будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши  в значительной мере складывается под  влиянием общественного мнения, поэтому  важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое  значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития и являющиеся атрибутом общечеловеческой культуры. 1

На уроках технологии использовались различные методы воспитания, которые  представляют собой пути, способы, с  помощью которых ведется целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, формирование их сознания, нравственных качеств, норм поведения.

Воспитательный эффект на занятиях достигался при взаимодействии различных методических средств  воспитания (методов, приемов, путем  создания ситуаций воспитательного  воздействия), творчески используемых учителем.

Например, методы убеждения. На практике в целях убеждения  широко используется беседа, разъяснение, пример, общественное или трудовое поручение, встреча с представителями  различных профессий, экскурсия  на предприятие и т.д.

Так, на уроке я рассказываю  о том, как ухаживают за растениями. Однако в этом учащиеся лучше всего  убеждаются в процессе выполнения данной работы в теплице.

Метод упражнения. Упражнения способствуют выработке и закреплению  определенных умений, навыков, привычек. Это достигается при помощи разнообразных  приемов: показа и демонстраций, самостоятельного решения практических задач, выполнения различных заданий, например по высадке  растений в открытый грунт.

Специально направленные упражнения позволяют вырабатывать и закреплять у учащихся не только трудовые умения и навыки, на и нормы  поведения, черты характера. Так, например, школьнику, плохо справляющемуся с  теми или иными операциями, можно  поручить выполнить эти операции на отдельных грядках. А тех, кто  часто нарушает дисциплину, сделать  ответственными за порядок в кабинете технологии и организацию рабочих  мест. Таким образом, учащиеся ставятся в условия, помогающие им выработать необходимые трудовые качества или  же способствующие преодолению недостатков  в характере и поведении.

В ходе занятий по технологии учащиеся всегда находятся в определенной взаимной зависимости друг от друга, что позволяет формировать такие  качества как взаимопомощь, умение считаться с мнением окружающих, умение общаться и т.д.

А.С.Макаренко в «Педагогической  поэме» писал: «Вот эта именно штука  -ответственность за уборку, и за ведро, и за тряпку - есть для меня технологический момент.. .на нём обтачиваются крепёжные части для важнейшего человеческого атрибута: чувство ответственности. Без этого атрибута не может быть человека, будет «некомплект».

В нашей школе на уроках с/х труда и во внеурочное время мы занимаемся полезным трудом:

  1. выращивание рассады в парнике для клумб школы;
  2. выращивание рассады помидор и капусты для огорода;
  3. на пришкольном участке выращиваем овощные культуры для обеспечения столовой продуктами питания и др.

Всё это имеет исключительно  важное значение для воспитания в детях чувства трудового долга, сознательной трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи, отношений взаимной требовательности, чувства уважения к труду, основанного на осознании его общественной полезности и необходимости.

Почти на каждом уроке объясняю содержание правил поведения в теплице  и с/х кабинете. Тем самым формирую понятия, что любые отклонения от установленных правил приносит вред обучению, качеству работы учащихся и может быть причиной сильных травм.     2

Сильное воспитательское  средство – личный пример учителя. Школьники постоянно наблюдают, как учитель ведет себя на занятиях, как реагирует на те или иные поступки, как относится к своему дело.

Инновационные процессы в современном образовании.

Технологии творческих мастерских.

Инновационная деятельность в образовании неразрывно связана  с научно-методической деятельностью  педагогов и учебно-исследовательской  деятельностью школьников, развитием  их творческого начала. Такие предметы школьной программы, как технология, изобразительное искусство, черчение, имеют широкие возможности для  раскрытия творческого потенциала учеников, и мы должны использовать эти возможности в полной мере. Вышеперечисленные предметы объединяют в себе возможности обеспечения  систематичности усвоения знаний и  практической направленности деятельности учащихся.         

Одна из форм организации  учебного процесса, предполагающих творческую деятельность для получения новых  знаний – учебная технология «творческие  мастерские». Мастерская – это событие, где в организованном пространстве и времени ученики «мастерят» – конструируют, строят свои знания. Целью мастерской является введение педагогом своих учеников в процесс  познания, в знание, а не прямая передача информации.        

Расскажу о своем опыте  применения данной технологии. Я разработала  несколько уроков – творческих мастерских: «Графика на службе человека», «Чертеж  в твоей жизни», «Моделирование по чертежу», «Сходство и различие резьбовых  соединений», «Неразъемные соединения», «Конструирование». Уроки по данной технологии вызывают особый интерес  учащихся, но их нельзя проводить слишком  часто, т. к. они имеет свою специфику: во-первых, их необходимо долго и  тщательно готовить, во-вторых за урок желательно не ставить ученикам оценки, поскольку это разрушает творческую атмосферу.         

Урок-мастерская «Графика на службе человека» проводится в 7 классе на одном из  первых же занятии учебного года. Урок строится следующим образом: сначала мы с учениками обсуждаем, с какими видами графики они сталкивались в жизни. Все возможные варианты ответов (даже неверные) я записываю на доске. Затем детям раздаются пособия, в которых дано определение графики. Ученики, глядя на доску, находят ошибки в предыдущих ответах и исправляют их, исключая лишние и добавляя новые виды графических изображений. Затем они получают задание составить таблицу или схему «виды графических изображений». Дети работают группами. Затем происходит афиширование работ и выбор лучших из них. Очередное задание выполняется группами. Каждая группа получает набор, необходимый для работы: чистый лист формата А1 или А2, газета, листы из старых журналов, вырезки из различных пособий, а также ножницы, фломастеры, карандаши, клей. На листе необходимо оформить таблицу или схему «графические изображения», снабдив каждый вид иллюстрациями, показывающими, как эти графические изображения применяются в различных сферах деятельности человека. Работа очень увлекает ребят. Во-первых, они стараются найти как моно больше иллюстраций, сопровождающих таблицу. Во-вторых, они дополняют таблицу своими рисунками. В-третьих, они стараются оформить работу красочно и аккуратно. Соревновательный характер работы придает дополнительный стимул выполнить ее как можно лучше. Просто удивительно, какими разными получаются работы и сколько примеров находят дети. В конце урока устраивается афиширование работ, их обсуждение и подводятся итоги. Лучшие работы вывешиваются на специальный стенд (см. фото 1). Урок-мастерская «Чертеж в твоей жизни» проводится на одном из следующих занятий. Ученики выполняют несколько заданий, работают парами и группами. С удовольствием работают над пиктограммами, выполняют схему «история развития чертежа» в хронологическом порядке, схему с рисунками «что изготовлено с помощью чертежа». При этом они опираются на свои знания и свой личный опыт. На уроке прослеживается связь с другими предметами – историей, литературой и т. д. Конечный продукт урока – синквейн (пятистишие) на тему «чертеж». Если такое же задание (синквейн) дать ученикам через год или два, то очень интересно проследить за изменением уровня выполнения работ, а ученики смогут осуществить самооценку, сравнивая работы. Лучшие работы детей мы вывешиваем на стенде «Чертежник», который оформляем каждый год.   3        

Часто уроки по данной технологии являются толчком для последующих  работ учащихся. Например, один из учеников после проведения урока-мастерской «Моделирование по чертежу» (конечным продуктом является мини-проект), увлекшись  работой, разработал и изготовил  наглядное пособие по данной теме. Это пособие я с успехом  использую на уроках в других классах.         

Конечным продуктом уроков «Сходство и различие резьбовых  соединений», «Неразъемные соединения (сварка и пайка)» может служить  кластер – графический организатор  знаний учащихся по определенной теме.         

Урок – творческая мастерская по теме «Конструирование» посвящен истории конструкторской мысли, ее развитию и призван пробудить  интерес учеников к конструированию. Задача урока: усовершенствование конструкции  какого-либо устройства с выполнением  чертежей и, возможно, моделей, например, ставится задача усовершенствования конструкции  штриховального аппарата (приспособления для проведения параллельных линий). Увлекшись данной работой, один из учеников выполнил действующую модель своими руками из подручных средств. Данную модель весь класс использует для  проведения параллельных линий (см. фото 2, 3).        

Решение необычных, творческих заданий на уроках технологии (черчения) создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию  к учению, способствует развитию самостоятельности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты своего труда. Выполнение проектов на уроке развивает  творческое мышление учеников, а когда  результат их работы востребован  другими учащимися, они получают большое удовлетворение от работы и  готовы решать новые творческие задачи.  4


Информация о работе Воспитание культуры труда на уроках сельскохозяйственного труда