Техническое обслуживание №1 двигателя Д-240

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:14, реферат

Описание работы

В дизеле применена неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным смесеобразованием (рис. 2). Одна часть впрыснутого топлива распыливается в объеме камеры сгорания, а другая — растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает — происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется, нагреваясь от стенки камеры сгорания и потока сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива).

Файлы: 1 файл

1 Устройство (Д-240).docx

— 89.23 Кб (Скачать файл)

§ 1.  ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ

На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л) установлен четы-рехцилиндровый четырехтактный дизель номинальной  мощностью 59 кВт (80 л. с.) Д-240 с электростартером (Д-240Л с пусковым двигателем). На рисунке 1 показан общий вид дизеля Д-240.

 

 

В дизеле применена неразделенная  камера сгорания с объемно-пленочным  смесеобразованием (рис. 2). Одна часть  впрыснутого топлива распыливается  в объеме камеры сгорания, а другая — растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть  топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает  — происходит процесс так называемого  предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию  топлива и воздуха. Вторая часть  топлива (в виде пленки) испаряется, нагреваясь от стенки камеры сгорания и потока сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс  сгорания топлива создает условия  для экономичной и, как говорят, мягкой работы дизеля, которая характеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.

 

Как и всякий дизель, двигатель  Д-240 (Д-240Л) состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: смазочной, охлаждения, питания и пуска.

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр порции воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго определенные моменты и промежутки времени.

Смазочная система служит для подвода смазочных материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частичного отбора тепла.

Система охлаждения необходима для поддержания нормального теплового режима дизеля. В дизелях применяется жидкостная, обычно водяная, система охлаждения.

Система питания предназначена для точно дозированной и своевременной подачи топлива, а также воздуха в цилиндры дизеля и их тщательной фильтрации.

Система пуска  служит для пуска дизеля.

 

Рис. 2. Схема камеры сгорания: 1 — форсунка;  2 — головка  блока;  3 — гильза; 4 — поршень; 5 — камера сгорания.

Введение

В процессе эксплуатации трактора в результате воздействия на него целого ряда факторов (воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц при попадании на тракторпыли и грязи, температурных воздействий и т. п.) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).

Изменение технического состояния трактора обусловлено работой его узлов и механизмов, воздействием внешних условий работы и хранения трактора, а также случайными факторами. К случайным факторам относятся скрытые дефекты деталей трактора, перегрузки конструкции и т. п.

Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния трактора при его эксплуатации являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, а также физико-химические изменения материала деталей (старение).

Изнашивание –это процесс разрушения и отделения материала с поверхностей деталей и (или) накопление остаточных деформаций при их трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы  взаимодействующих деталей.

Износ – это результат  процесса изнашивания деталей, выражающийся в изменении их размера, формы, объема и массы.

Абразивное изнашивание  является следствием режущего или царапающего воздействия попавших между трущимися поверхностями сопряженных деталей твердых абразивных частиц (пыль, песок).

Усталостное изнашивание  состоит в том, что твердый  поверхностный слой материала детали в результате трения и циклических  нагрузок становится хрупким и разрушается (выкрашивается), обнажая лежащий  под ним менее твердый и  изношенный слой. Данный вид изнашивания  возникает на беговых дорожках колец подшипников качения, зубьях шестерен и зубчатых колес.

Коррозия возникает на поверхностях деталей в результате химического или электрохимического взаимодействия материала детали с агрессивной окружающей средой, приводящего к окислению (ржавлению) металла и как следствие к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида деталей.

Старение – это изменение физико-химических свойств материалов  деталей и эксплуатационных материалов в процессе эксплуатации и при хранении трактора или его частей под действием внешней среды (нагрев или охлаждение, влажность, солнечная радиация). Так, в результате старения резинотехнические изделия теряют эластичность и растрескиваются, у топлива, масел и эксплуатационных жидкостей наблюдаются окислительные процессы, изменяющие их химический состав и приводящие к ухудшению их эксплуатационных свойств.

 

 

 

Проверка уровня масла в картере двигателя  Д-240

Проверку осуществляйте  ежесменно с помощью масломера, расположенного на блоке цилиндров дизеля. Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками масломера. Проверку производите не ранее чем через 3-5 мин после остановки дизеля, когда масло полностью стечет в картер.

Слив отстоя из фильтра  грубой очистки топлива

Отверните пробку слива отстоя, расположенную  в нижней части стакана фильтра,  и слейте отстой до появления чистого топлива. Заверните пробку. Слив отстоя производите через 125 часов работы дизеля.

Проверка натяжения  ремня вентилятора

Проверку производите  через 125 часов работы дизеля 240.

Натяжение ремня вентилятора  считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого  вала - шкив генератора, находится в  пределах 15-22 мм для дизеля Д-240 и  его модификаций.

Для регулировки натяжения  ремня ослабьте крепление генератора. Поворотом корпуса генератора отрегулируйте  натяжение ремня. Затяните болт крепления  планки и гайки болтов крепления  генератора.

Проверка уровня и состояния масла в поддоне  воздухоочистителя

Проверку производите  через 125 часов работы двигателя  Д-240 в нормальных условиях и через 20 часов в условиях сильной запыленности воздуха.

Отверните на несколько оборотов гайки болтов крепления поддона воздухоочистителя и снимите поддон. Проверьте уровень и состояние масла.

В случае загрязнения масла  слейте его, промойте поддон и залейте  предварительно профильтрованное обработанное моторное масло до уровня кольцевой  канавки.

Замена масла  в картере дизеля Д-240

Отработанное масло из картера сливайте с прогретого дизеля Д-243. Для слива масла отверните  пробку масляного картера. После  того, как все масло вытечет  из картера, заверните пробку на место.

Масло в дизель заливайте  через маслозаливной патрубок до уровня верхней метки на масломере. Заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящим руководством по эксплуатации масло, соответствующее периоду эксплуатации.

Очистка ротора центробежного  масляного фильтра

Очистку ротора центробежного  масляного фильтра производите  одновременно с заменой масла.

Отверните гайку крепления  колпака центробежного масляного  фильтра и снимите его.

Застопорите ротор от проворачивания, для чего вставьте между корпусом фильтра и днищем ротора отвертку или стержень и, вращая ключом гайку  крепления стакана  ротора,  стяните стакан ротора

Проверьте состояние защитной сетки ротора, при необходимости  очистите и промойте ее.

С помощью скребка удалите  слой отложений с внутренних стенок стакана ротора.

Перед сборкой стакана  с корпусом ротора резиновое уплотнительное кольцо смажьте  моторным  маслом.  Совместите балансировочные риски на стакане и корпусе ротора.  Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.

После сборки ротор должен легко вращаться без заеданий от  толчка рукой.

Установите на место колпак центробежного масляного фильтра  и заверните гайку колпака  моментом 35...50 Нм.

Проверка зазора между клапанами и коромыслами  двигателя Д-240

Зазоры между клапанами  и коромыслами проверяйте и, при  необходимости,  регулируйте через каждые 500 часов работы,  а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла  и торцом стержня клапана при  проверке на непрогретом дизеле ( температура воды и масла должна быть не более 60 ºС)  должен быть:

Для дизеля Д-240 и  его модификаций

- впускные и выпускные  клапаны - 0,25+0,10  мм; -0,05

При регулировке зазор  между торцом стержня клапана  и бойком коромысла на непрогретом  двигателе Д-240 устанавливайте:

- впускные и выпускные  клапаны – 0,25мм;

Регулировку производите  в следующей последовательности:

- снимите колпак  крышки головки цилиндров и проверьте крепление стоек оси коромысел;

- проверните коленчатый  вал до момента перекрытия  клапанов в первом цилиндре (впускной  клапан первого цилиндра  начинает  открываться,  а выпускной заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Для регулировки зазора отпустите  контргайку винта на коромысле регулируемого  клапана и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по щупу между  бойком коромысла и торцом стержня  клапана.

После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки  зазора в клапанах поставьте на место  колпак крышки головки цилиндров.

Очистка и промывка воздухоочистителя

Проверку засоренности фильтрующих  элементов воздухоочистителя производите  через 1000 часов работы дизеля визуально  и в случае срабатывания датчика сигнализатора засоренности воздушного фильтра.

Датчик предназначен для  включения сигнальной лампы, расположенной  в щитке приборов трактора, при  засоренности воздухоочистителя выше допустимого.

Для промывки фильтрующих  элементов воздухоочистителя снимите  поддон, стопор обоймы, обойму и фильтрующие  элементы из капроновой щетины.

Промойте фильтрующие  элементы, корпус и центральную трубу  воздухоочистителя в дизельном  топливе. Дайте топливу стечь  из фильтрующих элементов и затем  установите их на место.

Первым устанавливайте элемент  из нити диаметром 0,22 мм (массой 220 г); вторым - элемент из нити диаметром 0,24 мм (массой 140 г); третьим - элемент из нити диаметром 0,4 мм (массой 100 г).

Проверка герметичности  соединений воздухоочистителя и  впускного тракта

Проверку производите  через 500 часов работы дизеля.

Для проверки герметичности  используйте  устройство  КИ-4870 ГОСНИТИ.

При отсутствии устройства герметичность соединений проверьте  визуально.

Визуальную проверку герметичности  проводите до мойки двигателя.

Выявленные неплотности  устраните.

Промывка фильтрующих  элементов воздухоочистителя пускового  двигателя

Промывку производите  через 1000 часов работы дизеля.

Отверните гайку и снимите  колпак воздухоочистителя. Снимите  фильтрующие элементы и промойте их в дизельном топливе.

Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки  топлива

Срок службы фильтрующего элемента зависит от чистоты применяемого топлива.

Замену фильтрующего элемента в соответствии с рисунком 20 производите  через 1000 часов работы дизеля, для  чего:

- закройте краник топливного  бака;

- слейте топливо из  фильтра, отвернув пробку в  нижней части корпуса;

- отверните гайки крепления  крышки и снимите крышку;

- выньте из корпуса  фильтрующий элемент;

- промойте внутреннюю  полость корпуса фильтра;

- соберите фильтр с  новым фильтрующим элементом;

- откройте краник топливного  бака и заполните систему топливом.

Отверните пробку для удаления воздуха на корпусе топливного насоса и на 1-2 оборота штуцер на фильтре  тонкой очистки  топлива. Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса, закрывая последовательно при появлении топлива пробку на корпусе топливного насоса, а затем штуцер на фильтре тонкой очистки.

Промывка фильтра  грубой очистки топлива

Промывку фильтра  производите  через 1000 часов работы дизеля, для чего:

- закройте краник топливного  бака;

- отверните гайки болтов  крепления стакана;

- снимите стакан;

- выверните ключом отражатель  с сеткой;

Информация о работе Техническое обслуживание №1 двигателя Д-240