Структура управления сельскохозяйственного предприятия и направления ее совершенствования на примере СПК "Русь - Агро" Дятловского ра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ структуры управления в сельскохозяйственном предприятии в СПК «Русь – Агро» Дятловского района.
Структура управления выступает важным фактором совершенствования всего хозяйственного механизма, способствует развитию новых организационных форм — межхозяйственных и агропромышленных предприятий, объединений и др. Поэтому формированию рациональной структуры управления, отражающей цели предприятия и условия производства, должно уделяться постоянное внимание со стороны работников аппарата управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
Глава I Структура управления производством…………………...…...……..4
Понятие структуры управления………………………………..………4
1.2 Требования к структуре управления и факторы, ее определяющие…………………………………………………………….……...9
1.3 Основные типы структур управления………………………….……..16
Глава II. Организационно-экономическая характеристика СПК “Русь - Агро” Гродненской области Дятловского районa……………………………………21
Глава III Структура аппарата управления СКП “Русь – Агро”………29
Глава IV Совершенствование структуры управления в СПК “Русь-Агро”...35
Выводы и предложения……………………………………………………….38

Список литературы…………………………………..………….…………….40

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

кафедра Менеджмента, маркетинга и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине "Менеджмент" на тему:

«Структура управления сельскохозяйственного предприятия и направления ее совершенствования» на примере СПК "Русь - Агро" Дятловского района.

 

 

 

Выполнил

студент 4 курса 2 группы,

заочной формы обучения.

ВШУ, Специальность «Экономика

и управление на предприятии» 

Наумович Александр Викторович

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

Гродно 2012

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….………3

Глава I   Структура управления производством…………………...…...……..4

    1. Понятие структуры управления………………………………..………4

1.2 Требования к структуре управления и факторы, ее определяющие…………………………………………………………….……...9

1.3 Основные типы структур управления………………………….……..16

Глава II. Организационно-экономическая характеристика СПК “Русь - Агро” Гродненской области Дятловского районa……………………………………21

Глава III Структура аппарата управления СКП “Русь – Агро”………29

Глава IV Совершенствование структуры управления в СПК “Русь-Агро”...35

Выводы и предложения……………………………………………………….38

 

Список литературы…………………………………..………….…………….40

 

Приложения………………………………………………………...…………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работа по совершенствованию аппарата управления является сложной и кропотливой, требует от руководителя и специалистов хозяйства последовательности и настойчивости в реализации поставленной цели, так как зачастую связана с нарушением сложившихся связей и отношений между работниками управления, традиционными взглядами на решение вопросов.

    Целью данной курсовой  работы является анализ структуры  управления в сельскохозяйственном  предприятии в СПК «Русь –  Агро» Дятловского района.

Структура управления выступает важным фактором совершенствования всего хозяйственного механизма, способствует развитию новых организационных форм — межхозяйственных и агропромышленных предприятий, объединений и др. Поэтому формированию рациональной структуры управления, отражающей цели предприятия и условия производства, должно уделяться постоянное внимание со стороны работников аппарата управления.

Среди способов  совершенствования организационной структуры хозяйствования можно выделить следующие:

– оптимизация размеров внутрихозяйственных подразделений;

– четкое выделение системы линейного руководства;

– повышение ответственности путем соблюдения норм управляемости;

– централизация оперативного управления и др.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I   СТРУКТУРА   УПРАВЛЕНИЯ   ПРОИЗВОДСТВОМ

1.1 Понятие структуры управления.

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

  1. структура управления;
  2. техника управления.
  3. функции управления.
  4. методология управления.

Организационная структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

- функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

Среди этапов понимания сущности управления и построения организационных структур следует выделить некоторые этапы:

  1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
  2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности.

 Всё большую роль, как указывалось  выше, в организации начинает  играть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

Структура системы характеризуется составом ее элементов, их свойствами, а также совокупностью связей и отношений между ними, выступает интегрирующим фактором разнородно специфических свойств, функций системы, способствует сохранению устойчивого состояния системы, свидетельствует о ее организованности.

Каждый элемент системы управления и производства, если их рассматривать в отдельности, имеет свою структуру (структура технических средств управления, структура информации, структура основных производственных фондов и т. д.). Структура предприятия представляет синтез структуры производства и управления.

Под структурой управления понимается совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали.

Функции управления играют определяющую роль в формировании структуры управления. Собственно процесс формирования структуры заключается в выделении и организационном закреплении тех или иных функций за соответствующими звеньями (отделами, секторами, группами) или отдельными работниками аппарата управления. Функции управления определяют задачи органов и звеньев управления

Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе, взаимосвязи и соподчиненности (отделы, сектора, службы); штатных расписаниях; составе и разграничения между звеньями и работниками функций и задач (работ) управления; составе работников управления по отдельным секторам; положении о звеньях, должностных инструкциях, которые в их взаимной связи и определяют деятельность коллектива людей (ими они руководствуются в процессе выполнения отдельных видов работ и функций управления).

В схемах структуры управления отражаются состав структурных звеньев, подчиненность и внутренняя связь каждого структурного звена системы. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы.

Таким образом, структура управления выступает как важный фактор совершенствования всего хозяйственного механизма, способствует развитию новых организационных форм — межхозяйственных и агропромышленных предприятий, объединений и др. Поэтому формированию рациональной структуры управления, отражающей цели предприятия и условия производства, должно уделяться постоянное внимание со стороны работников аппарата управления. Структура управления по вертикали расчленяется на ступени, а по горизонтали – на звенья.

Звено (орган.) управления — это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию или несколько функций управления. В качестве звеньев управления в сельскохозяйственных предприятиях выступают отделы (например, агрономический, зоотехнический, планово-экономический и др.). Внутри звеньев работники специализируются на выполнении группы (подфункции) или отдельных работ.

Под ступенью управления понимается совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления, отражающей последовательность их подчинения снизу доверху.

К первой (низшей) ступени относятся те звенья структуры управления, решения которых передаются непосредственно исполнителям. Эта ступень одновременно является и границей между управляющей системой и управляемым объектом. В сельскохозяйственных предприятиях на низшей ступени управления находятся бригадир производственной бригады, фермы, начальник механизированного отряда, отряда по заготовке и вывозке удобрений, заготовке кормов и др.

Высшей ступенью управления рассматриваемой самостоятельной системы является та, над которой нет руководителей. Все другие ступени в нем занимают промежуточное положение. Так, второй (промежуточной) ступенью управления в совхозе при наличии отделений является управленческий персонал отделения или цеха (производственного участка в колхозе) во главе с управляющим, начальником цеха или руководителем участка. В организации управления отделением управляющему помогают также соответствующие отраслевые специалисты отделений и т.д.

Число ступеней в структуре управления соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия (объединения). В результате между управляющей и управляемой системами устанавливаются тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивается прямая и обратная связь.

Каждое внутрихозяйственное подразделение в предприятии выполняет строго определенную задачу и занимает различное положение в организационной структуре предприятия. Совокупность подразделений, находящихся на одном уровне, образует ступень производства; совокупность бригад, механизированных отрядов, звеньев – отделение (производственный участок, цех), являющееся промежуточной (вторичной) ступенью производства; совокупность отделений (производственных участков) – предприятие; совокупность предприятий — объединение, трест и т. д. В результате этого образуется строго иерархическая структура производства — каждой ячейке (ступени) производства соответствует своя ступень управления.

Поэтому ступенчатость является важнейшим параметром структуры управления, правильное определение свойств которой, установление связи с факторами производства служат основой построения оперативного, надежно функционирующего и экономичного аппарата управления.

Между отделениями и звеньями управления возникают различные по характеру связи. В зависимости от их направления различают: во-первых, связи по вертикали, которые возникают между различными ступенями управления и характеризуются отношениями соподчиненности, в соответствии с чем идущие сверху вниз указания являются обязательными к исполнению. Эти связи отражают иерархичность построения системы управления и отвечают на вопрос: кто, кому и в какой мере подчинен. Во-вторых, связи по горизонтали, которые возникают: между различными звеньями управления (отделами, службами, секторами), расположенными на одном уровне управления, между отдельными группами или работниками внутри них.

 

1.2 Требования к структуре управления и факторы, ее определяющие

Эффективность системы управления сельскохозяйственным производством, четкость ее функционирования в значительной мере зависят от структуры управления, принципов ее построения и соответствия условиям и факторам самого производства.

Рационально спроектированная структура управления обеспечивает наилучшие условия для передачи достоверной информации в объеме, необходимом для своевременного принятия решений, способствует скоординированной  работе функциональных служб и линейного персонала, улучшает разделение труда, распределение полномочий и ответственности за порученное дело на всех уровнях управления, сокращает вмешательство вышестоящих работников в текущие процессы, облегчает связи между руководителями и подчиненными, создает предпосылки для диспетчеризации хозяйства и внедрения АСУ. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие управления на процесс производства, лучше его результативные показатели.

Информация о работе Структура управления сельскохозяйственного предприятия и направления ее совершенствования на примере СПК "Русь - Агро" Дятловского ра