Аграрные отношения и агропромышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - исследовать сущность аграрных отношений; дифференциальную, абсолютную и монопольную земельные ренты; ренту в крестьянском хозяйстве, и особенности лизинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1 Сущность аграрных отношений. Особенности развития производительных сил в сельском хозяйстве……………………………………………………….6
§2 Аграрно-промышленный комплекс ………………………………………..9
§3 Особенности лизинговых отношений в АПК……………………………..11
§4 Сельскохозяйственный спрос на землю.…………………………………..14
§5 Дифференциальная и монопольная земельная рента...…………………...16
§6 Абсолютная рента …………………………………...………………….…..18
§7 Особенности государственной поддержки с/х. России …………….….....19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………..25
Приложения ……..……………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

     Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как происходит сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.

     Неэластичность  спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.

     Аграрная  сфера сильно зависит от природных  условий. Изменения погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочисленные вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения. До сих пор сельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируется в такой степени, как, например, промышленное производство.

     На  сельскохозяйственный спрос на землю  оказывает серьезное влияние  и такой важный фактор, как постепенное  сокращение доли продовольствия в бюджете  потребителя — явление, типичное для населения подавляющего большинства стран. Это долговременная тенденция.

     Сокращение  доли продовольствия в бюджете потребителя  приводит к уменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского  хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население, занятое  в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что и сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут неуклонно понижаться. (Что и наблюдалось во многих странах Европы в 80-е гг. нашего столетия). Естественно, что это в конечном счете отразится и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.

     В отличие от сельскохозяйственного  спроса на землю несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Несельскохозяйственный спрос на землю также объединяет разнообразные виды спроса. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и даже... из инфляционного спроса на землю.

     В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесценением денежного богатства подталкивает спрос на недвижимость. И земля выступает одной из гарантий сохранения и приумножения богатства.

     Несельскохозяйственный  спрос, как правило, безразличен  к уровню плодородия земли. Главное  для него — местоположение земельных участков. Оно, имеет особое значение в крупных городах. В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума в центре города».7  

§5 Дифференциальная и монопольная земельная рента.

     «Рента — это экономическая форма реализации собственности на природные ресурсы. Поэтому изменения отношений собственности вызывают к жизни новые формы земельной ренты.

     В условиях феодализма рента как экономическая  форма реализации собственности  феодала на землю, выступала сначала  как барщина, позднее – как  оброк, на смену которому пришла денежная форма. Земельная рента в условиях капитализма выступает в форме арендной платы землевладельцу за временное пользование землей арендатором. Если на этой земле есть сооружения (склады, ирригационная система и т. п.), то за пользование ими арендатор платит дополнительно. В этом случае арендная плата превышает ренту.

     Различия  в качестве и местоположении земли  сказываются на эффективности использования  ее как объекта хозяйствования, обусловливая дифференциацию доходов, а значит, и  ренты.

     Дифференциальная  земельная рента существует в  форме дифференциальной ренты I и  дифференциальной ренты II. Причина возникновения дифференциальной ренты I – ограниченность земель лучшего и среднего качества, что вынуждает привлекать в сельскохозяйственный оборот худшие по качеству участки земли. Аналогично складывается ситуация с участками, расположенными на разных расстояниях от рынка. Вследствие этого общественная рыночная стоимость (цена равновесия), а значит, и цены на сельскохозяйственную продукцию определяются условиями производства на худших или наиболее отдаленных от рынка землях (в промышленности – средними условиями). Иначе теряется интерес землевладельца и арендатора к ведению сельского хозяйства на худших землях, поскольку на них не будут обеспечены нормальные условия для расширенного воспроизводства. При этих условиях на лучших и средних землях создается дополнительный чистый доход, который приобретает форму дифференциальной ренты I. Таким образом, условием возникновения этой формы ренты является разница в плодородии и месторасположении земель. Источник дифференциальной ренты I – труд сельскохозяйственных наемных работников или фермеров.

     Хозяйства, размещенные на лучших и средних  по качеству землях, затрачивают на единицу продукции меньше труда, получая при этом лучшие урожаи сельскохозяйственной продукции. Вследствие этого дифференциальная рента I в условиях общественной собственности на землю должна изыматься государством. В условиях частной собственности на землю ее присваивает землевладелец в форме арендной платы.

     В условиях рационального сельскохозяйственного  производства дополнительные капиталовложения обеспечивают не только окупаемость  затрат, но и получение избыточного  дохода, который приобретает форму  дифференциальной ренты II. Эту ренту  присваивает фермер или арендатор земли на протяжении действия арендного договора. При заключении нового договора землевладелец, как правило, учитывает сделанные в предыдущие годы арендатором дополнительные капиталовложения, возросшее плодородие земли и увеличивает плату за землю. Поэтому арендатор заинтересован, чтобы договор об аренде земли заключался на продолжительный срок, землевладелец же, напротив, – в его краткосрочном действии.

     Часть земли во многих странах находится  в чрезвычайно благоприятных  почвенно-климатических зонах. Размещенные тут хозяйства выращивают редкие фрукты – цитрусовые, ценные сорта винограда и др. Поскольку спрос на эту продукцию, как правило, превышает их предложение, то на них устанавливают цены, превышающие их стоимость, или монопольные цены. Вследствие этого рентные платежи, плата за землю на этих участках должны быть более высокими».8 

     §6 Абсолютная рента.

     «Абсолютная рента — форма земельной ренты, которую арендатор должен оплачивать собственнику за любой участок земли независимо от ее плодородия и месторасположения, является экономической формой реализации монополии собственности на землю. Ее источник – избыток прибавочной стоимости над средней прибылью (разница между рыночной стоимостью сельскохозяйственной продукции и общественной ценой производства).

     Процесс превращения земли в товар  имеет как положительные, так  и отрицательные стороны. Его  положительные стороны – формирование полноценного хозяина земли, реальной частной собственности на нее. Это  означает, что фермер сможет сооружать необходимые сельскохозяйственные строения на земле, будет стараться улучшить ее качество; в случае отсутствия наследников может продать ее, выйдя на пенсию и обеспечив себе надлежащий уровень жизни. Эти положительные стороны в значительной мере свойственны также долгосрочной аренде.

     Отрицательными  сторонами превращения земли  в товар являются, во-первых, возможность  концентрации значительного количества земли в руках теневых финансовых структур, которые могут спекулировать  земельными участками. Во-вторых, превращение земли в товар может привести не к формированию реального владельца и хозяина, который будет трудиться на земле, а будет способствовать капитализации аграрных отношений, что противоречит прогрессивной тенденции в этой сфере – преодолению отчуждения работников от земли».9 

     §7 Особенности государственной поддержки сельского хозяйства России.

     «Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Как известно, сельское хозяйство – особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.

     Практически во всех странах сельское хозяйство  является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

     Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке.

     Наиболее  полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, исследованы и обобщены В.И. Назаренко и А.Г. Папцовым.

     Так, В.И. Назаренко выделяет меры прямого  и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства.

     К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

  1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;
  3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
  4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

     Другой  автор (В.И. Серова) государственную  поддержку классифицирует по формам бюджетной и небюджетной поддержки  субъектов агропродовольственной  политики.

     К бюджетным формам поддержки относятся  предоставление бюджетных услуг  за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства.

     К не бюджетным формам поддержки относятся  меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств  государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

     Бюджетные услуги – это те функции, осуществление  которых государство берет на себя в обязательном порядке. Эти  обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

     

      Рис. 1. Начислено субсидий из бюджетов сельскохозяйственным организациям. 

     На  рисунке 1 представлены данные о размерах бюджетной поддержки сельскохозяйственных предприятий по России. Как видно, уровень бюджетной поддержки за анализируемый период вырос. В 2006 году произошло резкое увеличение бюджетной поддержки в связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК». Для оценки доли государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий рассмотрим соотношение выделенных бюджетных средств и выручки предприятий.  

     

     Рис. 2. Процент субсидий, относимых на финансовый результат, в выручке  сельскохозяйственных организаций.

     Существует  ошибочное представление о том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства определяется размером суммы средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения в аграрном секторе.

     Программы государства по поддержке цен  не всегда эффективны, так как эта проблема решается за счет саморегулирования экономической системы, например сокращения числа занятых в сельскохозяйственном производстве. Со вступлением России в ВТО возможно резкое изменение цен на сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим проводимые меры по государственной поддержке направлены на улучшение качества продукции и поддержание конкурентоспособности российского производителя. В этих условиях роль государственной поддержки сельского хозяйства значительно возрастает».10 

Информация о работе Аграрные отношения и агропромышленный комплекс