Теория и методика ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Живoтными нacеленa вcя земля, веcь земнoй шap: пoчвa, пoвеpхнocть cуши, мopя и пpеcные вoды. Aльпиниcты пpи вocхoждении нa caмую выcoкую гopу Эвеpеcт зaметили пpимеpнo нa выcoте 8.000 метpoв / 8 килoметpoв, гopных птиц Клушиц, a тaкже пpи глубoчaйших пoгpужениях нa глубину 11 килoметpoв были oбнapужены paзличные чеpви, мoллюcки, paкooбpaзные и иные живoтные. Мнoгие из живoтных cкpытнo живут, или имеют мельчaйшие paзмеpы, пo этoму их тpуднo зaметить. Дpугие, нaпpoтив люди cтaбильнo их вcтpечaют в пoвcедневнoй жизни, к пpимеpу птицы, звеpи, нacекoмые.

Файлы: 1 файл

0012 - Теория и методика ознакомления дошкольников с природой - Контрольная - Ознакомление детей с домашними и дикими животными.doc

— 47.91 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

  1. Значение животных в природе и жизни человека

 

Живoтными нacеленa вcя земля, веcь земнoй шap: пoчвa, пoвеpхнocть cуши, мopя и пpеcные вoды. Aльпиниcты пpи вocхoждении нa caмую выcoкую гopу Эвеpеcт зaметили пpимеpнo нa выcoте 8.000 метpoв / 8 килoметpoв, гopных птиц Клушиц, a тaкже пpи глубoчaйших пoгpужениях нa глубину 11 килoметpoв были oбнapужены paзличные чеpви, мoллюcки, paкooбpaзные и иные живoтные. Мнoгие из живoтных cкpытнo живут, или имеют мельчaйшие paзмеpы, пo этoму их тpуднo зaметить. Дpугие, нaпpoтив люди cтaбильнo их вcтpечaют в пoвcедневнoй жизни, к пpимеpу птицы, звеpи, нacекoмые.

Животные играют важную и разнообразную роль в природе. В частности, они участвуют в круговороте веществ. Одни из них питаются растениями, другие – животными, третьи – остатками организмов. При этом животные – потребители мертвой органики выполняют роль санитаров окружающей среды. Они перерабатывают остатки растений, трупы и помет животных, очищают водоемы и предотвращают их зарастанию.

Трудно переоценить роль хищных животных как регуляторов численности популяций других видов животных (в том числе вредителей сельского и лесного хозяйства, кровососущих видов). А растительноядные животные регулируют плотность популяций растений (среди которых есть и сорняки).

Различные группы животных обеспечивающие опыление цветковых растений (насекомые, птицы, млекопитающие), распространяют плоды и семена.

Животные, которые имеют твердый скелет (фораминиферы, радиолярии, коралловые полипы, моллюски и др.) участвуют в образовании осадочных пород (мела, известняка, кремнезема и др.) и почвы.

Кроме этого они играют огромную роль и в жизни человека, поскольку является для человека источником пищи, а также сырья для промышленности (например, воск, кожа, пух, шелк). Издавна человек приручил диких предков этих животных, как собака, кошка, лошадь, крупный рогатый скот, овцы, козы, утки, гуси и другие. При этом человек вывел значительное количество пород домашних пород [1, с. 45].

Отметим, что некоторые виды хищных и паразитических животных человек использует в биологическом методе борьбы с вредителями и кровососущих видами. Такие методы имеют определенные преимущества перед применением ядохимикатов, поскольку не загрязняют окружающую среду.

Так же животные своим ярким окрасом (например, аквариумные рыбки, бабочки), видовым разнообразием, напевностью (птицы) удовлетворяют самые изысканные эстетические вкусы человека.

Следует отметить, что деятельность человека зачастую негативно влияет на естественные группировки живых организмов. Это влияние становится ощутимым от роста населения Земли и от развития промышленности и сельского хозяйства. Люди вырубают леса, осушают водоемы и болота, распахивают под пашню целинные степи, загрязняющих окружающую среду химическими веществами, разрушая природные среды, где живут и размножаются животные и растения. Вследствие этого большое количество животных и растений вообще исчезла с нашей планеты, а тысячи видов находятся под угрозой исчезновения.

Перед человечеством сегодня остро стоят вопросы: как можно предотвратить исчезновение видов растений и животных, сохранить разнообразие органического мира? Прежде ученые создают списки видов, нуждающихся в охране, как на определенной территории, так и на всей планете Земля. Для этого созданы Международная Красная книга и региональные Красные книги. В последнее издание Красной книги Республики Беларусь (2006) включено 189 видов животных (добавлено 63 вида, исключено 57).

В Республике Беларусь постоянно совершенствуется и законодательство об охране природы. Так, в Конституции Республики Беларусь (ст. 55) говорится, что «Охрана природной среды – долг каждого». Вопросы охраны природы, использования и воспроизводства объектов животного мира, сохранение видов на территории природоохранных учреждений регулируются

Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды»,  Законом Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. №257-З «О животном мире».

 

  1. Содержание знаний о животных у детей дошкольного возраста

 

У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний – разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать животное (растение), рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И. Золотовой, дети старшего дошкольного возраста называют от 10 до 45 животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже – рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства животных оказываются неточными и неглубокими [2, с. 124].

Тем не менее, к 5 – 6 годам у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.

В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, – птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам.

Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

У детей же есть неотчетливые знания о животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Это происходит из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников – дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев – дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, крокодила многие дошкольники считают зверем, а белку и зайца – нет; они не соглашаются признавать кошку и собаку хищниками и т.д.

Отметим, что в старшем дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).

Стремление дошкольников группировать по структурным и функциональным признакам объясняется тем, что дети воспринимают животных как живых существ, обладающих поведением. Многообразие форм поведения оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому функциональный признак довольно часто является доминирующим в объединении животных. Отмечается, что, проводя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий (А. М. Гаврилова, А.М. Федотова, Л. И. Цеханская). Однако дети не отделяют их от несущественных признаков и не придают им особого значения. Это дает основание утверждать, что представления дошкольников находятся на допонятийном уровне [6, с. 75].

Обобщая результаты исследований многих авторов, можно сделать следующие выводы:

  • в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;
  • у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах животных;
  • общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;
  • формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

 

 

 

  1. Особенности  формирования    системы  знаний    о  животных  у  детей  дошкольного  возраста

 

Информацию о животном мире можно разделить на три группы:

  1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).
  2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
  3. Приносимая польза.

Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель – воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных – обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни – природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота).

Приступая к формированию представлений о животных необходимо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий – игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить [3, с. 90].

Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. В ней выделены три направления формирования понятий о природе:

1. Связь организма со  средой обитания.

2. Рост и развитие живых организмов.

3. Их многообразие.

Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания), какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный – отрицательный), когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учат узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), показывают особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле, червяки - в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания [5, с. 13].

Таким образом, разработаны программы в ходе которых формируются представления о многообразии животного мира. Поясняется необходимость проводить диагностику знаний о животном мире у детей дошкольного возраста. Рассмотрим экологические понятия, знание которых важно для формирования представлений о многообразии мира животных.

Информация о работе Теория и методика ознакомления дошкольников с природой