Сущность конкуренции, ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
1. сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;
2. сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

Содержание работы

1.Сущность конкуренции ее значение.
2.Формы и методы конкуренции.
3.Структура фондов предприятия. Кругооборот и оборот фондов.
4.Издержи производства. Виды издержек и их классификация.

Файлы: 1 файл

5 занятие экономика.docx

— 214.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.Сущность  конкуренции ее значение.

               2.Формы и методы конкуренции.

               3.Структура фондов предприятия.  Кругооборот и оборот фондов.

               4.Издержи производства. Виды издержек  и их классификация.

 
«Конкуренция представляет собой  процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для  достижения победы или других целей  в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в  естественных условиях. Конкуренция  является сегодня движущей силой  развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства  страны»1. 
Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые: 
1. сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения; 
2. сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции; 
3. разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли; 
4. определил основные условия создания эффективной конкуренции; 
5. разработал модель усилия и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом. 
Конкуренция может протекать в самых различных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее. 
В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке. 
Одной из главных причин такого положения является то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды. 
Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира. 
Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ. 
Можно выделить следующие основные тенденции и особенности построения развитой конкурентной и удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах: 
1. отлаженная правовая система демократического государства; 
2. ограниченность природных ресурсов (исключение - США); 
3. отлаженная система управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии; 
4. значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно у США); 
5. значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства (особенно в Японии и США); 
6. стремление к нахождению и удержанию сфокусированных конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики; 
7. развитие международной стандартизации и интеграции; 
8. высокая надежность техники (особенно немецкой и японской); 
9. устойчивая финансовая система; 
10. высокая эффективность использования ресурсов; 
11. значительные затраты на рекламу при относительном равенстве качества конкурирующих товаров; 
12. высокое качество товаров и услуг; 
13. рост темпов расхода государства на науку, образование и развитие человека; 
14. высокая продолжительность жизни населения; 
15. высокие позиции в мировой иерархии по конкурентоспособности как результат рациональной экономической политики государства.

 

 

2))) Формы и методы конкуренции

Различают три  формы конкуренции:

  1. функциональную;
  2. видовую (личностную);
  3. предметную.

Функциональная  конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной. 

Принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и  конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

  1. на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  2. на основе критерия повышения качества сервиса товара;
  3. на основе снижения цены (ценовая);
  4. на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;
  5. на основе повышения качества управления;
  6. на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой  конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой  конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся:

  1. промышленный шпионаж;
  2. переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
  3. выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

 

 

Для организации  процесса производства на предприятии  необходимо иметь фонды. Фонды предприятия – это совокупность материальных ресурсов и денежных средств.

Фонды предприятия  делятся на:

1) Производственные - обслуживают процесс производства (вещественные и личный факторы производства, которые находятся в собственности предприятия и служат материальной основой его производственной деятельности);

2) Фонды обращения - функционируют в сфере обращения;

3) Непроизводственные фонды – используются для удовлетворения социально–культурных потребностей работников.

Фонды предприятия  находятся в постоянном движении и обновлении. В процессе движения они проходят три стадии: две - в  сфере обращения и одну - в сфере  производства, принимая последовательно  три функциональные формы: денежную, производственную, товарную, возвращаясь к исходной форме.

Последовательное  обращение фондов и прохождения  ими трех стадий называетсякругооборотом фондов.

Все три стадии связаны  между собой и взаимозависимы. Они постоянно изменяются, причем фонды должны одновременно находиться на всех трех стадиях.

Фонды, функционирующие  на II стадии - производственные, на I и III - фонды обращения.

Кругооборот, который  постоянно повторяется, называется оборотом фондов. Оборот фондов происходит во времени. Время оборота – это время с момента авансирования фондов в денежной форме к возвращению их в той же форме. Предприятие заинтересовано в ускорении оборота, так как это приводит к увеличению материальных благ и дохода.  

Время полного оборота  состоит из времени производства (от поступления на предприятие средств  производства до сдачи на склад готовой  продукции: рабочее время, время  перерыва, время нахождение в запасах) и времени обращения ( время от поступления на склад готовой продукции до поступления на предприятие новых средств производства) - состоит из двух частей: стадия I и стадия III.

По своему назначению, способу и скоростью оборота, по характеру перенесения стоимости  на готовый продукт производственные фонды делятся на основные и оборотные.

Основные  фонды - та часть производственных фондов, которая функционирует в процессе производства длительное время, сохраняя натуральную форму, и переносит свою стоимость на продукт частями по мере износа. Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Сооружения, машины, оборудование, передаточные механизмы, приборы. Непроизводственные фонды не проходят стадий кругооборота и непосредственно не принимают участия в производстве, но играют важную роль в решении экономических и социальных задач.

Основные производственные и непроизводственные фонды в  стоимостном выражении образуют основные средства предприятия. В процессе оборота основных производственных фондов происходит их воспроизводство. Оборот основных производственных фондов состоит из износа, амортизации, замещения по стоимости и воспроизводства в натуре. В процессе использования основных фондов происходит их износ физический(материальный - в процессе производства и под влиянием среды) и моральный (в результате удешевления средств производства и создания более производительной техники часть стоимости фондов теряется).

Амортизация - постепенное перенесение стоимости основных производственных фондов и замещение их в денежной форме. Полная реновация и капитальный ремонт.

Оборотные фонды - часть производственных фондов, которая целиком потребляется на протяжении одного кругооборота и стоимость которых полностью переносится на созданный продукт. Сырье, материалы, топливо.

Фонды обращения - состоят из продукции, готовой к реализации и денежных средств на счетах банков и в кассе предприятия. Фонды обращения и оборотные фонды образуют оборотные средства предприятия.

 

 

 

4)) Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в видесебестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты

 

Классификации издержек ==

 

Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» ({{lang-en|sunk costs}}). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. '''Актуальные издержки''' принимают в расчёт при принятии решений, издержки «невозвратные» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.

[[Файл:Costs.PNG|450px|right|thumb|Модель  издержек фирмы в краткосрочном  периоде]]

Актуальные экономические  издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.

 

Экономические издержки принято  делить на '''совокупные''', '''средние''', '''маржинальные (их называют ещё [[Предельные_издержки|предельными издержками]])''' или замыкающие, а также на '''постоянные''' и '''переменные'''.

 

'''Совокупные''' издержки включают  в себя все издержки выпуска  данного объёма экономических  благ. '''Средние''' издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. '''Маржинальные''' издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.

 

'''Постоянные''' издержки возникают,  когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых  в процесс трансформации, не  может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.

 

Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт  зависеть от объёмов выпуска, часто  определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих  от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции  себестоимости, который якобы при  любых обстоятельствах описывает  постоянные издержки. Например, жалование  конторских работников, амортизация, реклама  и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.

 

 

4)) Сегодняшнее представление

Сегодняшняя экономическая доктрина полагает предметом экономики не процесс воспроизводства, как его  видели классики экономической мысли XVIII—XIX вв., а лишь действие рыночного  механизма.[источник не указан 372 дняСам процесс производства ею сведён к преобразованию факторов, вводимых в процесс трансформации, в выпуск известного количества экономического блага данного наименования.

Издержки производства включают в  себя оценку услуг труда и капитала.

Оценка услуг фактора «земля»  всегда считается равной нулю. Но при  расчётах между фирмами принимают  во внимание необходимость сохранения вклада предшествующих участников цепочки трансформаций экономических ресурсов в создание экономического блага. Их вклад учитывается под именем «сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги промышленного характера, приобретённые у сторонних организаций». По своей природе это — издержки обращения, а не издержки производства.

[править]Классификации издержек


Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержкипринимают в расчёт при принятии решений, издержки «невозвратные» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.

Информация о работе Сущность конкуренции, ее значение