Проблематика религиозных столкновений. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

В современных условиях заметно усилился интерес представителей различных наук к проблеме конфликта. Он порожден коренными изменениями в нашей общественной жизни. Социальный конфликт – это сложное явление, которое сегодня изучается разными областями знаний: философией, социологией, правоведением, политологией, педагогикой, математикой, психологией и другими науками. Нынешний этап развития мирового сообщества показывает, что конфликт – не только атрибут совместной деятельности людей, но и сущностной элемент развития как личности, так и группы. Если раньше говорили о предупреждении и предотвращении конфликтов, то сегодня речь идет об управлении ими. Причем важным условием достижения успеха в решении этой сложной задачи является систематизация знаний и взаимное обогащение подходов, сложившихся в различных научных дисциплинах. Не случайно поэтому, выделена новая область науки – конфликтология.

Содержание работы

Введение 3
1. Проблематика религиозных столкновени 5
2. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных групп 9
Заключение 14

Файлы: 1 файл

реферат конфлик.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

              Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет «Международный институт государственной службы и управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Проблематика религиозных столкновений. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных групп»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Студент 6 курса заочного отделения

факультета МИГСУ

Специальность «ГМУ»

Специализация «Финансы, налоги и кредит»

 

 

                                               Москва - 2013

Содержание 

 

 

 

Введение

 

        В современных условиях заметно усилился интерес представителей различных наук к проблеме конфликта. Он порожден коренными изменениями в нашей общественной жизни. Социальный конфликт – это сложное явление, которое сегодня изучается разными областями знаний: философией, социологией, правоведением, политологией, педагогикой, математикой, психологией и другими науками. Нынешний этап развития мирового сообщества показывает, что конфликт – не только атрибут совместной деятельности людей, но и сущностной элемент развития как личности, так и группы. Если раньше говорили о предупреждении и предотвращении конфликтов, то сегодня речь идет об управлении ими. Причем важным условием достижения успеха в решении этой сложной задачи является систематизация знаний и взаимное обогащение подходов, сложившихся в различных научных дисциплинах. Не случайно поэтому, выделена новая область науки – конфликтология. Одним из видов социальных конфликтов является религиозный конфликт. В научно-популярной литературе встречаются термины: «межрелигиозный конфликт», «конфессиональный конфликт», «межконфессиональный конфликт». По своей сути в общем плане они тождественны. Масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, в том числе и религиозной сфере, на взаимосвязь и определенную обусловленность необходимости учета межконфессиональных отношений в строительстве государства, а также рассматривают содержание и направленность геополитических процессов исходя из учета религиозного фактора. Анализ научных трудов, а также процессов развития и урегулирования религиозных конфликтов показывает, что их предметом являются, как правило, религиозные нормы. Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют формы проявления, методы противодействия разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.

       В современной России, конфессиональный фактор растет, религиозное самосознание российских граждан достаточно высокое. Субъектами могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

       Особое звучание в последние годы в религиозной сфере приобрела проблема экстремизма, связанная с деятельностью радикальных исламских фундаменталистов. В 90-е годы ХХ века вышло несколько сборников материалов конференций, посвященных рассмотрению данной проблемы.

       Отдельным вопросам религиозно-политического экстремизма и, прежде всего, радикального исламского фундаментализма в России и, прежде всего, на Северном Кавказе, показывают пути экспансии радикального исламского фундаментализма, методы деятельности, особенности проявления и трансформации на современном этапе.

       Особенностью современной ситуации является возрастающее противостояние светских идеологий и усиливающих свое влияние религиозно-политических идеологий. Прежде всего, это касается идеологий радикального исламского фундаментализма. С другой стороны, сюда можно отнести глобализационную идеологию Запада, выступающую в религиозной сфере в форме универсалистских коммерческих культов. Следовательно, в современном мире религиозный фактор выступает в качестве действенного оружия политического влияния.

         

 

 

 

 

                          2. Проблематика религиозных столкновений.

 

         Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов,    основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом.

       Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны. Религиозный конфликт может возникать внутри объединения, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях религиозный конфликт становился формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий, противоборства государств. Социально-политические конфликты, в которых важную роль играет религиозный фактор, иногда называют социорелигиозными. Многочисленны примеры религиозных конфликтов и

социорелигиозных зафиксированы  в истории всех религий. Эти конфликты  выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в религиозных войнах.

А.А. Корабельников дает определение религиозной войны  как общественно-

политического явления, "связанного с переходом от процессов  мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

        В настоящее время отсутствуют какие-либо наработки по классификации религиозных войн, так как слишком много факторов необходимо учитывать. К таким факторам в первую очередь следует отнести: национально-этнические; политические; религиозные, пограничные и т.д.             Приоритетность какого-либо, даже из только что названных факторов, в предлагаемой классификации будет выглядеть достаточно уязвимой. Однако это не должно приостанавливать поиски в выработке классификации религиозных войн. Пусть даже на начальном этапе оно будет иметь исключительно одномерное изображение.

Можно выделить следующие  типы религиозных войн:

1. Автономистские войны;

2. Национально-иредентисткие  войны;

3. Религиозно-общинные  конфессиональные конфликты;

4. Религиозно-абсолютисткие  конфликты;

5. Миаленаристские конфликты.

         Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.

         В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.

         В настоящее время "исламский фактор" имеет большое значение в современной мировой политике. Считаю необходимым отметить, что террористы, прикрывающиеся мусульманской риторикой, в то же время нанесли серьезный удар по самому исламу, создали о нем негативное впечатление со стороны всего мирового сообщества, чем вызвали гнев со стороны как большинства представителей мусульманской умы, так и духовных лидеров ислама. Так, председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин неоднократно подчеркивал, что российские исламские организации категорически осуждают терроризм и экстремизм, одобряют усилия российских властей по пресечению террористических актов, в то же время не поддерживают и не будут поддерживать отношений с теми организациями, которые, прикрываясь исламской терминологией, пытаются реализовывать политические цели.

       Таким образом, надо понять, что нет "исламского терроризма", есть террористы, которые прикрываются исламом, для того чтобы:

- выглядеть не злодеями, а этакими героями, якобы борцами  за свободу и права мусульман, ведущими "священную войну";

- воздействуя на религиозные  чувства, вербовать среди представителей мусульманам, привлекая новых сторонников не религиозных, а политических организаций;

- используя знамя "борьбы  с неверными", получать значительную  материальную помощь, как от богатых частных лиц, так и государств, где ислам опять-таки используется в качестве политического инструмента (например, от Ирана).

        В настоящее время в мире нет религиозных войн, и не просматривается тенденция к их появлению. Зато очевидно усиление политической составляющей в любых военных противоборствах, особенно - до и после них. Важнейшим показателем усиления политической составляющей не только войн и вооруженных конфликтов, но и всей социально-политической жизни является современный терроризм. Он же является стабильным показателем невысокой эффективности политической власти в том или ином государстве, которая своими действиями способна создавать питательную среду для терроризма. Одновременно терроризм не может быть формой религиозной войны.

         Террористы лишь прикрываются религиозными (мусульманскими) лозунгами для достижения политических целей. Возможно, что и термин "исламский терроризм" является, мягко говоря, некорректным.

         Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:

Исламский фундаментализм;

Религиозное противостояние в Ирландии;

Исламская революция в Иране;

Конфликт между индуистами и  исламистами;

Противостояние сербов и хорватов;

Теология освобождения.

       Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах.

       Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политические цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

           2. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных групп

          Религия, будучи специфической подсистемой общества, многообразными связями переплетена с другими компонентами общественной системы. Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и проявляется посредством выполнения определенных социальных функций, через деятельность религиозных институтов, организаций, верующих масс. Для религий характерны как функция, ведущая к противопоставлению народов и последователей разных вероисповеданий, так и интегративная, и регулятивная функции, которые позволяют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людей.

         В то же время мировая практика свидетельствует, что существуют факты, свидетельствующие о том, что религия может действовать как фактор разрушительный, несущий конфликт, а не интеграцию и стабильность.

        С точки зрения К. Маркса, религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социальной интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, тогда как историческая необходимость требует его революционного переустройства посредством классовой борьбы. Религия   оправдывает существующий строй, примиряет с ним. Вместо того, чтобы пробуждать критическое отношение, она внушает смирение.

        Так, христианская вера в посмертное воздаяние внушает смирение и терпение бедным и бесправным. В Индии поддержанию кастового строя служила вера в перевоплощение, вера в то, что после смерти душа человека переселяется в другое материальное тело. Если он соблюдает кастовые правила - это главное требование, - он воплотится в человека более высокой касты, если нет - может даже обратиться в животное.

         Перечисленные выше положительные и негативные функции на протяжении веков использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания межэтнических и других конфликтов, а также были всесторонне исследованы отечественными и зарубежными учеными религиоведами.

         Как показывает опыт истории, объединению людей самых различных национальностей, сближению народов, взаимовлиянию и взаимообогащению

их культур, сглаживанию  межнациональных противоречий способствовали

такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам. Исторически

усиление религиозного фактора совпадает с переломными  этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающимися социальными потрясениями, духовными кризисами, как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров.

Информация о работе Проблематика религиозных столкновений. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных г