Дивиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Файлы: 1 файл

социлизация личности.docx

— 18.15 Кб (Скачать файл)

Социализация представляет собой  процесс становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается  к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные  им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек  получает в семье, закладывающей  основы и сознания, и поведения. В  социологии обращено внимание на тот  факт, что ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи  принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые  впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после  окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые  сложились на производстве  под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная  обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично  включает в себя передачу социального  опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При  их посредстве новые поколения приобщаются  к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем  общества.

И наконец, социализация личности связана  с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты  и качества, свойственные тем или  иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую  форму присвоения  человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление  социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности требует  постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений  в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой  и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик  человека. Феномен национального  в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты  и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой бы сфере  ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его  деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту  отрасль социологической науки  в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного  мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.


Информация о работе Дивиантное поведение