Биологическая защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 16:56, реферат

Описание работы

За последнее время состояние окружающей природной среды в России,
а также в сопредельных с нею бывших союзных республиках –ныне государствах СНГ, можно охарактеризовать как крайне неблагополучное, а по ряду показателей – просто катастрофическое и в некоторых регионах (их число постоянно растёт) приобрело характер экологического бедствия.
Российская Федерация занимает территорию 17 млн. кв. км, на которой проживает свыше 140 млн человек. К сожалению, интенсивное загрязнение природной окружающей среды в прошлые годы и сейчас привело к тому, что на сегодня площадь территории с острой экологической ситуацией в 17 раз превышает площадь природных заповедников и заказников. Экономический ущерб от загрязнения природы, по подсчётам специалистов, равен примерно половине национального дохода России.

Содержание работы

Введение
1. Понятие экологического права и его роль в жизни общества
2. Экологическая ответственность: понятие, формы, виды
3. Экологическое законодательство Российской Федерации
4. Экологические права граждан России
5. Правовые принципы международного сотрудничества
6. Экологический общественный кодекс.
Литература

Файлы: 1 файл

экологическое законадательство РФ.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных УК РФ.

Экологическим преступлением признаётся совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями являются:

 

-            нарушение правил охраны окружающей  среды при производстве работ;

 

-            нарушение правил обращения с  экологически опасными веществами  и отходами;

 

-            нарушение правил безопасности  при обращении с микробиологическими  либо другими биологическими  реагентами или токсинами;

 

-            нарушение ветеринарных правил  и правил, установленных для борьбы  с болезнями и вредителями  растений;

 

-            загрязнение вод;

 

-            загрязнение атмосферы;

 

-            загрязнение морской среды;

 

-            порча земли;

 

-            нарушение правил охраны и  использования недр;

 

-            незаконная добыча водных животных  и растений;

 

-            нарушение правил охраны рыбных запасов;

 

-            незаконная охота;

 

-            уничтожение критическиих местообитаний  для организмов, занесённых в  Красную книгу;

 

-            незаконная порубка деревьев  и кустарников;

 

-            уничтожение или повреждение лесов;

 

-            нарушение режима особо охраняемых  природныъх ерриторий и природных  объектов;

 

-            экоцид.

 

Экоцид сравнительно новое понятие. Оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний.

Экоцид – это массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе.

За совершенные экологические преступления предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определёнными видами деятельности, штрафы). С

Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от 12-ти до 20-ти лет.

Применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причинённого экологическим преступлением.

 

 

 

 

 

3. Экологическое законодательство  Российской Федерации

 

Главным инструментом государственной экологической политики является экологическое законодательство.

Основной источник экологического права – Конституция РФ. Именно в Конституции определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе в области экологических отношений. Согласно ст.42 Конституции РФ, «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённому его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Право гражданина РФ на благоприятную окружающую седу основано на ст.42 Конституции РФ, закреплено в ст.11-14 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды». Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Пользование землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Основной закон, обеспечивающий права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность – «Закон об охране окружающей природной среды « (2001г).

Этот Закон устанавливает основополагающие принципы и нормы регулирования экологических отношений в РФ. В нём систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, установлен экономический механизм охраны окружающей природной среды, сформулированы принципы нормирования качества окружающей природной среды, принципы государственной экологической экспертизы, экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, принципы деятельности в экологически неблагополучных зонах и в случае чрезвычайных ситуаций, на особо охраняемых природных территориях, принципы экологического воспитания и образования, проведения экологического контроля и экологических научных исследований и др.

В юридическом смысле источниками права являются документы в форме законов и других нормативных актов: указов, постановлений, решений, приказов, инструкций и т.д. Законы являются нормативными актами высшей юридической силы. Основной закон РФ «Об охране окружающей природной среды», как правило, находит конкретное выражение и развитие в последующих нормативных актах.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах, в частности в Земельном, водном и Лесном кодексах.

 

Составной частью правовой системы РФЫ, имеющей приоритетное значение, являются международные нормативно-правовые акты, в которых участвует Российская Федерация.

Действие Закона «Об охране окружающей природной среды» распространяется на всю территорию Российской федерации.

Также в России, как правоприемнице бывшего ССР, продолжают действовать ряд принятых ранее законов и нормативных актов. Тем не менее в последние годы произошло существенное обновление федерального закона в сфере регулирования экологических отношений, охраны природы и природопользования. За период с 1995 г по 2000 г. разработано, принято и введено в действие более 20 федеральных законов природоохранной направленности.

В 1995 г. принят Закон «Об экологической экспертизе», который рассматривается как второй по важности российский экологический закон, направленный на обеспечение экологической безопасности. Также приняты законы «О внесении изменений и дополнений в закон «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». Приняты «Водный кодекс Российской федерации» (1995 г), «Лесной кодекс Российской Федерации» (1997 г).

С точки зрения обеспечения экологической безопасности важными представляются Законы « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1996 г),

« О радиационной безопасности населения» (1996 г), а также ряд других законов, касающихся обеспечения безопасности при радиационном, химическом и других видах загрязнения окружающей среды.

Разработка и принятие законов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, который связан с необходимостью согласования различных, порой противоречивых, точек зрения.

Важную роль в реализации экологического законодательства в регулировании экологических отношений играют ведомственные нормативно-правовые акты. Прежде всего это деятельность Минпродресурсов РФ, Госкомэкологии РФ, Росгидромета, МЧС и др. министерств и ведомств.

Важное место в системе экологического права занимают указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации, которые обеспечивают проведение единой государственной экологической политики. Они направлены на решение наиболее актуальных проблем экологической безопасности.

Законодательством Российской Федерации определены основные требования, ограничения и запреты, виды правонарушений, влекущие за собой применение мер ответственности. Предполагается внести дополнения в уголовный, Гражданский и Административный кодексы. Эти меры направлены на экологизацию всех отраслей права России, гармонизацию природоохранного законодательства субъектов Российской федерации.

 

4. Экологические права  граждан России

 

Право на жизнь и здоровье относится к числу естественных прав человека, возникающих в результате его рождения и прекращающихся после его смерти.

Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных).

Политическая сторона экологических прав человека заложена в нормах международного права, отраженных в декларациях прав человека. Так, Всемирная декларация прав человека устанавливает неотъемлемость права человека на жизнь. Стокгольмская декларация, принятая на конференции ООН по окружающей среде, провозглашает право в числе гуманитарных прав человека на благоприятные условия жизни. Международная конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию подтверждает незыблемость этого права человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей природной среде.

В действующем российском законодательстве заложены многие потенциальные возможности реальной защиты жизни и здоровья граждан от негативного воздействия окружающей природной среды и одновременно активизации поведения личности в экологической сфере.

В ст. 11 Закона об охране окружающей природной среды говорится, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагополучного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Механизм обеспечения этого права включает планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и т.д.

 

Законом предусмотрено, что граждане имеют право:

 

-            создавать общественные объединения  по охране окружающей среды, фонды, вступать в такие объединения, вносить трудовые сбережения;

 

-            принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, референдумах  по охране окружающей среды;

 

-            требовать от соответствующих  органов предоставления своевременной  и достоверной информации о  состоянии окружающей природной среды;

 

-            требовать отмены решений о  размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных  объектов, ограничении и прекращении  деятельности предприятий, оказывающих  отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

 

-            ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных лиц, предъявлять в суд иски о  возмещении вреда, причинённого  здоровью и имуществу граждан  экологическими правонарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.         Правовые принципы международного  сотрудничества

 

Международное право в области охраны окружающей природной среды – это система норм права, которые содержатся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, решениях международных организаций, регулирующих использование и охрану природных объектов и благоприятную окружающую среду.

Международное право распространяется на те вопросы, которые требуют согласованных действий сопредельных государств или всего мирового сообщества. Например, согласованные действия необходимы для решения экологических проблем Мирового океана, воздушного бассейна, космоса, Антарктиды, проблемы миграции животных и т.п.

Международные нормативно-правовые акты, в которых участвует Россия, являются составной частью правовой системы РФ. При этом российским законодательством установлен приоритет международного права над внутренним законодательством (ст.15 Конституции РФ, ст.93 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды сформулированы и законодательно закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды»(ст.92).

Они включают:

 

-            право каждого государства на  использование окружающей природной  среды и природных ресурсов;

 

-            недопустимость обеспечения экологического благополучия одного государства за счёт других, необходимость учёта интересов других государств;

 

-            отсутствие экологического ущерба  от хозяйственной деятельности  как в пределах государства, так и за пределами его юрисдикции;

 

-            недопустимость любых видов деятельности  с непредсказуемыми последствиями;

 

-            контроль за состоянием и изменением  состояния окружающей среды и  природными ресурсами на основе  международных критериев и параметров на глобальном, региональном и национальном уровнях;

 

-            свободный и беспрепятственный  обмен научно-технической информацией  по проблемам окружающей природной  среды и передовыми технологиями;

 

-            помощь государств в чрезвычайных экологических ситуациях;

 

-            разрешение споров, связанных с  проблемами окружающей природной  среды, мирными средствами.

 

Важное место в международном сотрудничестве в области экологии и охраны природной среды принадлежит организациям, в первую очередь ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Общественный экологический  кодекс

 

Ещё один шаг на пути реализации стратегии устойчивого развития: обсуждение общественного документа, принятого 19 мая 1995 г на Международном форуме «Экологическая политика и миротворчество в евразийском пространстве»- «Общественного экологического кодекса».

Он направлен на принятие новых мировоззренческих основ и правовых норм и исходит от того, что главной причиной развивающейся катастрофы является всё возрастающее потребление природных ресурсов и ущерб физическому и духовному развитию человека.

Документ состоит из двух разделов.

Первый раздел «Основы экологического сознания», включающий семь позиций- гласит, что природа Земли вошла в кризисное состояние в результате деятельности человека. В этой связи важнейшей задачей нынешнего и будущего поколений является сохранение и восстановление Природы.

Информация о работе Биологическая защита