Зрительный анализатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:30, реферат

Описание работы

Зрительный анализатор – это сложная система органов, которая состоит из рецепторного аппарата, представленного органом зрения – глазом, проводящих путей и конечного отдела – воспринимающих участков коры головного мозга. Рецепторный аппарат включает в себя, в первую очередь, глазное яблоко, которое формируется различными анатомическими образованиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………..3
1.Роль зрительной сенсорной системы для жизнедеятельности
организма…………………………………………………………………………..……..….4
2.Строение органа зрения .Закономерности роста и развития
глаза у дошкольников………………………………………………………………….6
3.Острота зрения в детском возрасте .Факторы ,влияющие на
остроту зрения………………………………………………………………………….…10
4.Близорукость :причины возникновения ,признаки проявления ,
Профилактика……………………………………………………………………………..13
5.Гигиена зрения дошкольника и профилактика травм глаза…..…16
6.Практическая часть………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….…23
Список источников…………………………………………………………………….….24

Файлы: 1 файл

анотомия.docx

— 121.52 Кб (Скачать файл)

Процесс развития и совершенствования зрительной сенсорной системы  в целом, как и других сенсорных систем, идет от периферии к центру. Развитие моторных и сенсорных функций зрения, происходит, как правило, синхронно.

Механизмы координации и способность синхронно фиксировать предмет взглядом интенсивно формируются в возрасте от пяти дней до трех — пяти  месяцев. Движения глаз в первые дни после рождения могут быть независимы друг от друга (один глаз смотрит прямо, другой —  в сторону, при засыпании один глаз может быть  уже закрыт, другой —  полуоткрыт). Это связано с неполной миелинизацией нервных волокон глазодвигательных нервов и зрительных проводящих путей.  Миелинизация их заканчивается у большинства детей к трем — четырем  месяцам жизни.

В первый месяц жизни в связи с недоразвитием коры головного мозга зрение обеспечивается подкорковыми отделами (ядрами верхних бугров четверохолмия среднего мозга). Зрительное восприятие у новорожденных проявляется в виде слежения, продолжающегося в течение нескольких секунд  (это врожденная реакция). Со второй недели жизни проявляется более длительная фиксация взора (задержка взора на предмете). Созревание  зрительных сенсорных зон коры головного мозга происходит  к семи — девяти годам.

Поле зрения у детей  меньше, чем у взрослых, лишь к семи годам достигает 80% от размеров поля зрения взрослого человека. Это является одной из причин частых  дорожно-транспортных происшествий с детьми дошкольного возраста. К 12 — 14 годам границы полей зрения  приближается к уровню взрослого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Острота зрения в детском  возрасте. Факторы, влияющие на остроту  зрения.

Наиболее важным качеством глаза является острота зрения. Нормальная острота зрения, равная 1,0, формируется у ребенка не сразу и заметно колеблется в зависимости от его возраста. В первую очередь она определяется преломляющей силой глаза, так называемой рефракцией, развитие которой также постепенно совершенствуется в дошкольном возрасте.

Значительное большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая до 5 лет преобладает над нормальной. С 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркой рефракцией и преобладанию нормальной. Это, в свою очередь, приводит к увеличению числа детей с нормальной остротой зрения.

В возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. По многочисленным данным, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.

От 15 до 20% детей, поступающих в первый класс, имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что понижение остроты зрения в этом случае произошло уже в дошкольном возрасте. Следовательно, бережно относиться к глазам необходимо в раннем дошкольном возрасте, когда еще можно способствовать правильному развитию рефракции глаза и нормальной остроте зрения.

В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. В происхождении близорукости выделяют 2 ведущих звена: наследственное предрасположение и несоответствие между аккомодационной способностью глаза и зрительной нагрузкой при работе на близком расстоянии. Отсюда дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия, недостаточная двигательная активность) и внутренние (общие заболевания, несоответствующее возрасту развитие рефракции, отставание в физическом развитии) влияния. Определяющими во всех случаях оказываются факторы внешней среды. Среди их многообразия особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

В последние годы все большее внимание уделяется зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению профессора Э. С. Аветисова и других авторов, у части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации, что во многом определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте циллиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. В силу этого детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно повышенная. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий не наступает. И наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

  Факторы , влияющие на остроту зрения.

1. Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации  чрезмерное

напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем  не  нуждается.Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль,  зрительным  утомлением при  работе  на  близком  расстоянии.  Такой спазм  дает  стойкое  усилениепреломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский

его сотрудники полагают, что  подобным  нарушением  страдает  каждый  шестой близорукий школьник.

Школьник, у  которого  развивается  стойкое  напряжение  цилиарной

мышцы,   становится   раздражительным,   быстро   устает,    снижает    свою

успеваемость,  жалуется   на   головные   боли.   Продолжительность   спазма

колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от  общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий,  своевременности  диагностики и правильно назначенного лечения глаз.

Профилактика спазма аккомодации, имеющая  большое  значение  ввиду

частоты этого поражения, его тяжести и длительности,  должна  осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.

2. Близорукость

 Как  правило,  это  приобретенное  заболевание,  когда  в   период

интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр  телепередач,  игр на  компьютере)  из-за  нарушения  кровоснабжения  происходят  изменения   в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается  зрение  вдаль,  которое

улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость

В отличие от близорукости,  это  не  приобретенное,  а  врожденное

состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые  признаки  появления  дальнозоркости  -  ухудшение  остроты

зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя.  В  более  выраженных  и поздних  стадиях  -  понижение  зрения  вдаль,  быстрая  утомляемость  глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

4. Астигматизм

 

 Это  особый  вид  оптического  строения   глаза.   Явление   этого

врожденного   или   приобретенного   характера   обусловлено   чаще   всего,

неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи,

снижении зрительной работоспособности, быстрой  утомляемости  и  болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная  линия  одного

глаза направлена  на  рассматриваемый  предмет,  а  другого  -  отклонена  в

сторону. Отклонение в сторону  носа  называется  сходящимся  косоглазием,  к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения  согласованной  работы

мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза,  косящий  же  глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению  зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Близорукость : причины возникновения,

  признаки проявления, профилактика.

Склера у детей значительно тоньше, чем у взрослых, обладает повышенной растяжимостью. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии, особенно с мелким шрифтом и  в условиях дефицита света, может вызвать   у детей развитие близорукости.

Это  может быть объяснено следующими причинами:

          

1. При работе на близком расстоянии  происходит сильное напряжение  ресничной мышцы, обеспечивающей  аккомодацию, что может вызвать  ее спастическое сокращение (спазм  аккомодации) и ресничная мышца  теряет способность расслабляться. При переводе взгляда на дальний  предмет хрусталик остается в  более выпуклом состоянии, с большей  преломляющей силой,  чем это  необходимо для четкого видения  дальнего предмета, и, несмотря на  нормальную длину глазного яблока, глаз становится близоруким.

                                                                                                                                     

2.    При работе на близком  расстоянии происходит сильное  напряжение глазодвигательных мышц, обеспечивающих конвергенцию (сведение  зрительных осей на предмете), в результате сильного сдавливания  ими глазного  яблока оно постепенно  уплощается, удлиняется в переднезаднем  направлении. Организм вынужден  приспосабливать оптическую систему  глаза к четкому видению близких  предметов, развивается истинная  близорукость,                                                                                                                                    

Таким образом, основные причины прогрессирующей близорукости у детей кроются в чрезмерном напряжении аккомодации глаза, что вызвано большой зрительной нагрузкой. Поэтому она выявляется, в основном, в школьном возрасте: в младших классах – как спазм аккомодации, в старших – как истинная близорукость. Причины прогрессирующей близорукости носят также региональный характер. Например, число близоруких в северных районах больше, чем в южных; в некоторых странах (в Японии) количество близоруких существенно выше. Эти отклонения связывают с уровнем инсоляции, особенностями пищевого рациона. В городах близоруких больше, чем в сельской местности; в специализированных школах больше, чем в обычных школах.

Близорукость быстрее развивается у физически ослабленных детей  (плохое питание, хронические заболевания), нежели среди занимающихся спортом.

У детей, перенесших рахит, близорукость встречается в 5 раз чаще.   К семи годам количество близоруких детей составляет в среднем  4 — 7 % от общего количества сверстников,  за время обучения в школе % близоруких детей  возрастает до 35 — 40 %. особенно в возрасте от 11 до 14 лет,

Следует заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, недостаточная жёсткость склеры). Однако наследственные факторы, определяющие возникновение и прогрессирование близорукости, не являются фатальными. Нельзя игнорировать влияние среды и этим оправдывать своё бездействие.                                                                                                                          

  Также способствует развитию  близорукости чтение детьми книг  в положении лежа, в движущемся  транспорте,

Для профилактики близорукости  на уроках необходимо чередовать зрительную работу на близком расстоянии  с другими видами работы (с таблицами,  доской), т.е переводить взгляд на удаленные от глаза предметы.

С целью профилактики нарушения зрения у детей на занятиях должна проводится гимнастика для глаз. Рекомендуется следующий комплекс упражнений:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза  и посидеть спокойно, медленно  считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать  до 3), открыть их и посмотреть  вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая  головы, за медленными движениями  указательного пальца вытянутой  руки влево и вправо, вверх  и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный  палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами  в правую сторону, столько же  в левую сторону. Расслабив глазные  мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Роль влияния солнца на зрение очевидна, но не однозначна. Если глаза легко утомляются на солнце, то необходимо воспользоваться методикой соляризации глаз. Для этого необходимо встать в коридоре или в тени, отбрасываемой стеной, у самой границы падения солнечных лучей. Закрыть глаза и начать раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Через несколько сеансов почувствуется тонизирующий эффект.

Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживают дыхание, в результате чего снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением.

 

 

 

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроют глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется, что появился новый источник света. При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ.

Видеотренажеры - особый класс технических устройств, позволяющих тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно, для детей. При чтении между текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые либо облегчают, либо затрудняют чтение - таким образом, проводится “оптический массаж” внутри глазных мышц.

Другой тренажер - для разработки глазомера, позволяющий быстрее оценивать расстояние до предмета и его габариты.

Информация о работе Зрительный анализатор