Закаливание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:35, реферат

Описание работы

Закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен.

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

     При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную  ванну надо прервать. При общем  недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные  ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные  солнечные лучи. По назначению врача  детей облучают ультрафиолетовыми  лучами ртутно-кварцевой лампы. 

     5. Оздоровительные  мероприятия в  детском дошкольном учреждении 

     В ДДУ имеется достаточный опыт нетрадиционного и контрастного закаливания детей раннего возраста. Это контрастные ножные ванны, контрастное  обтирание, душ. Комплекс довольно несложных действий и процедур для наиболее эффективного закаливания организма сводится к следующему:

      Методика закаливания организма  детей:

      Тренировку к холоду лучше начинать с подошв ног, при помощи их споласкивания  холодной водой, с последующим растиранием  до покраснения кожи. Это споласкивание  ног холодной водой становится наиболее безопасным и физиологичным, если его  делают по утрам после разогрева  организма любыми физическими упражнениями до появления испарины(влажности) на лбу, когда появляется естественное желание освежиться. Через 7-10 дней такого споласкивания ног организм приобретает первоначальную устойчивость к нагрузкам холода, а последующее продолжение этих процедур делает устойчивость организма к холоду более выраженной. Для дальнейшего повышения устойчивости к холоду можно переходить на более длительное обливание ног до ощущения их охлаждения, с последующим поминутным стоянием в холодной воде до 2-3 минут. Температура холодной воды водопровода, как правило, соответствует температуре на улице и поэтому, в достаточной степени тренирует организм для защиты от сезонной простуды. Для усиления эффекта начальной тренировки организма к холоду, особенно в осеннее- зимний период, перед сном подошвы ног следует подержать в горячей воде 10-15 минут, что повышает эффективность охлаждающего действия холодной воды утром.

      Однако, как не обидно, но приобретенная  устойчивость организма к охлаждению постепенно исчезает примерно через  неделю, если её не подкреплять постоянными  тренировками. А за летний период, вся  приобретенная зимой устойчивость организма к холоду полностью  исчезает. Это обусловлено тем, что  наш организм не обладает памятью  к защите от холода, как к инфекционным детским заболеваниям, которые болеют лишь однажды, а иммунитет к ним  сохраняется пожизненно. Поэтому  процедуры лучше поводить круглогодично.

      1). Наиболее распространенным методом,  применяемым у детей, является  контрастное обливание ног.

      Цель: профилактика простудных заболеваний, положительный эффект на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен  веществ, настроение и сон.

     Вариант №1.

     Ставят  два таза так, чтобы вода покрывала  ноги до середины голени. В одном  тазу вода с температурой 38° С, а  в другом на 3-4°С ниже. Ребенок сначала  погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин., а затем в  прохладную на 5-20 сек. Число попеременных погружений от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1° С, доводя её до 18-10°С. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.

     Вариант №2.

     С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает  комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после  гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.

     Можно постепенно переходить от споласкивания  подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим  обливаниям холодной водой с последующим  растиранием полотенцем.

     Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).

     Особенности:

     - постепенное снижение температуры  воды;

     - летом процедуру проводить на  улице;

     - после обливания, умывания кожу  насухо вытереть полотенцем (лучше махровым) до лёгкого покраснения.

     2). Закаливание воздухом

     Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и  потницы, при плохом аппетите.

     Особенности:

     -систематически, ежедневно проветривать помещение;

     -ежедневные  активные прогулки на свежем  воздухе (игры, санки) в защищённом  от ветра и пыли месте;

      -постепенное увеличение продолжительности  воздушных ванн.

     Противопоказания:

     Ослабленные и лихорадящие дети.

     3). Закаливание солнцем.

     Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.

     Особенности:

     -не  допускать перегревания! Защищённость  головы ребёнка (косынка, панама)

     - продолжительность солнечных ванн  в первые дни не более 5-6 мин., постепенное увеличение до 10 мин.

     Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.

     Поэтапные оздоровительные мероприятия с  элементами нетрадиционных способов закаливания.

     1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом  на зимнее. Бег, физические упражнения  на улице. Форма одежды по  сезону. В тёплое время босиком.

     2 этап: Занятия в спортзале. Форма  одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.

     3этап: Обливание ног холодной водой  на массажных ковриках. Сначала  ступни, затем до колена и выше  колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.

     4 этап: Когда дети освоили все  предыдущие этапы, в зимнее  время 3 этап меняется. После занятий  в спортзале: дети бегают босиком  по снегу, обливание холодной  водой на улице, затем в помещении  мытьё ног водой комнатной  температуры и обтирание. В  летнее время так - же обливание  водой на улице. Питьё: либо  «Флорента» или чебрец и др. травы, ароматерапия, витамины. Так же в группах после дневного сна – ежедневно массаж стоп массажным мячиком + дыхательная гимнастика.

     При проведении закаливающих процедур следует  руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность  и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее  бодрое настроение; и получение полноценного питания.

     Сведения по заболеваемости детей, занимающихся в группе закаливания, за период 2003 г. – ноябрь 2005 г. Количество детей в группе здоровья – 20 человек.

Заболевания Количество  заболеваний
Год 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Возраст детей 4 года 5 лет 6 лет
1. ОРЗ 54 (7) 19 (4) 11(2)
2. ОРВИ 12 (2) 6(2) -
3.Острый  ринофарингит 17 (4) 7 (2) 2
4. Пневмония 1 - -
5.Бронхит 1 1 1

     Примечание: - количество рецидивов у одного и того же ребёнка.

     Вывод: Практический опыт свидетельствует  о положительной динамике закаливающих мероприятий. Снижение частоты заболеваемости за год: ОРЗ – в 1,7-2,8 раза; ОРВИ –  в 2 раза; Острый ринофарингит-2,4- 3,5 раза; Пневмония-100%

     Эти методы закаливания особенно полезны  детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего  мира.

     Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний.

 

     Заключение 

     В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических  методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые  авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных  заболеваний у детей раннего  возраста. Но, как правило, научные  исследования, проведенные с целью  определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и  после применения препаратов, в частности  отмечается снижение уровня IgЕ, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами  на уровень и динамику респираторной  заболеваемости, в то время как  контрастное закаливание уже  через год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего  возраста в 3,5 раза.

 

     Список  использованной литературы: 

  1. А.А. Баранова «Детские болезни».Москва, 2002.-143с.
  2. А.Ф. Тура «Родителям о детях». М. Медицина, 1980.-271с.
  3. Т.Н. Лопатина «У вас растёт ребёнок». Владивосток, 1999.-59с.
  4. А.А. Баранова «Пропедевтика детских болезней. М., Медицина,2001.-162с.
  5. М. Крушинская «Сестринское дело», №1, 2005.-74с.

Информация о работе Закаливание