Типы высшей нервной деятельности человека. Классификация типов нервной деятельности Гиппократа и И. П. Павлова. Значение учения о типах ВН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 01:51, контрольная работа

Описание работы

Педагогу гораздо проще определить тип занятий, если он сумел правильно определить, с каким ребенком он имеет дело, ведь для каждого типа ВНД нужно подобрать правильный ритм занятий, чтобы не перегрузить ученика и в тоже время не дать ему заскучать. В данной контрольной работе я постараюсь разобраться в уникальности каждого типа, научиться определять типы ВНД преобладающие у индивидуума, и подобрать правильный подход к ученику с каждым типом высшей нервной деятельности. А так же разобраться, почему исследования И.П. Павлова в области высшей нервной деятельности так важны для психологии и педагогики.

Содержание работы

1. Тема. Вступление.
2. История развития взглядов на ВНД и донервные теории индивидуальности
2.1. Классификация типов ВНД К. Галена
2.2. Типы темперамента по Э. Керчмеру
2.3. Типы темперамента по У. Г. Шелдону
3. Классификация типов высшей нервной деятельности по Гиппократу
3.1. Холерик
3.2. Сангвиник
3.3. Флегматик
3.4. Меланхолик
3.5. Вывод
4. Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову
4.1. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности
4.2. Основные положения концепции Павлова
4.3. Художественный, мыслительный и средний типы ВНД
5. Значение учения о типах высшей нервной деятельности
5.1. В психологии
5.2. В педагогике
6. Заключение
7. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 598.93 Кб (Скачать файл)

 

5. Значение учения о типах высшей нервной деятельности

Конечно же, главным значением учения Павлова о типах высшей нервной деятельности являются его эксперименты, доказавшие, что за видимой реакцией стоят физиологические процессы, происходящие в головном мозге. Он определил свойства нервной системы, которые и образуют темперамент (сила, уравновешенность, подвижность). Определенно такие знания не моги не оставить отпечаток в науках связанных непосредственно с людьми и, их психической деятельностью,  таких как психология и педагогика.

5.1.  В психологии

Павлов задал новую тенденцию в естествознании своего времени, переборов своей научной работой все представления буржуазных ученых о том, что поведение и психика животных и человека никак не связаны со строением и функциями организма, а так же окружающей средой. Павлов впервые в науке объективно изучал поведение животных и доказал «зависимость духа от материи». Он в своих экспериментах обосновал, что организм неразрывно связан с внешней средой, что поведение обусловлено воздействием среды и ведущую роль во всех этих процессах играет кора больших полушарий головного мозга (у высших животных). Основное отличие психики людей от психики животных заключается в сознательной целенаправленности психических процессов, обусловленных трудовой деятельностью

Павлов проводил свои эксперименты на животных, но сознание человека понимал тоже в свете этого учения, и доказал материалистические основы психики. Он доказал что вся психическая деятельность человека есть ничто иное как цепь сложнейших условных рефлексов, процессов происходящих в коре головного мозга, зависящих непосредственно от ее строения.

Советская психология родилась и развивалась в борьбе с идеализмом, и сокрушительными аргументами ее против идеализма были положения учения И.П. Павлова. Советская психология признает  зависимость сознания от мозга, и утверждает, что психика есть функция мозга.

Павлов И.П. выдвинул учение о двух сигнальных системах и доказал, что первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.  Эта теория позволяет успешно изучать формирование речевой функции человека, посредством которой осуществляется его абстрактное и конкретное мышление, его сознание.

 Его учение дает  возможность психологам делать  выводы о поступках и проблемах  человека, «заглядывая вглубь», процессы  определяющие психотип, и их свойства. А так же давать рекомендации, например, о  том, как тренировать  слабый тип ВНД, для приобретения  большей устойчивости к внешним  воздействиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2.  В педагогике

Педагогов привлекают идеи И.П. Павлова о рефлекторной саморегуляции жизнедеятельности организма, о поведении, как о процессе, реализующем взаимодействие человека и среды; о динамике нервных процессов (возбуждение, торможение, концентрация и др.); о своеобразии человеческих типов высшей нервной деятельности (художественный и мыслительные типы).

Большое значение для детской педагогики имеет учение Павлова о ВНД детей разных возрастов. Для обучения и воспитания детей важно знание закономерностей образования и тренировки всех процессов внутреннего торможения.

Его идеи оказали влияние на разработку целого спектра педагогических проблем, связанных с научением, развитием памяти, внимания, познавательных и эмоциональных процессов.

Чем моложе ребенок, тем больше процесс распространения возбуждения и тем меньше его концентрация. На основании вышесказанного работа с детьми младших возрастов ведется с постоянной сменой деятельности, и информация им выдается в короткие промежутки времени небольшими «порциями».

Интерес детей к материалу можно «подогреть» благодаря действиям ярких раздражителей, вызывающий доминантные очаги возбуждения. И напротив работа без смены деятельности монотонная диктование информации преподавателем, вызывает процесс торможения усыпления и снижения концентрации. Перенапряжение процесса возбуждения или торможения может вызвать срыв нервной системы и должно учитываться педагогами в составлении планов занятий и их проведении.

Особо интересно для педагогики формирование и работа единства сигнальных систем. Сначала у ребенка формируются временные связи между словами и внешними раздражителями (слуховые, вкусовые, зрительные). Новые слова ребенок усвоит лишь, если подкреплять их чувствительной базой (картинки, звуки, фигурки)

В индивидуальной работе с детьми очень важно постараться определить психотип ребенка и строить занятие так, что бы в большей мере влиять на процессы возбуждения или торможения его психики, для более продуктивной работы.

 

  1. Заключение

Разобрав тему своей контрольной работы, я сделала выводы о том, какое значение имеет учение Павлова для педагогов и психологов.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, которые нельзя увидеть, а поведение, их внешнее проявление. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной системы — это понятие, которое использует физиолог, психолог, педагог. В сущности это одно и то же явление, рассматриваемое, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой — с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П. Павловым сказать, что темперамент человека есть психическое проявление типа высшей нервной системы.

И педагогам и психологам важно знать, что поведение берет свое начало с безусловных рефлексов, что оно зависит от того насколько правильно функционирует мозг, а так же от типов и силы и скорости протекания процессов в коре больших полушарий. Именно поэтому разным людям на решение одной и той же задачи потребуется разное время и ресурсы, и результаты их деятельности будут различны.

В ходе работы над этой темой я разобрала различия классификаций Павлова и Гиппократа, и хотя классификация Павлова имеет куда более сильное научное обоснование, мне легче замечать в людях черты темпераментов Гиппократа. На мой взгляд педагог обязан знать как типы темпераментов Гиппократа, так и основные положения теории Павлова, потому как именно он дал нам понимание того как формируется речь, память, и чем обусловлено поведение и обучаемость ребенка.

 

 

  1.  Список литературы:
  • «Физиология высшей нервной деятельности»

Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова.

  • «Физиология человека»  
    под редакцией В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько
  • «Психология» П. А. Рудик  
    Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
  • «Рефлекс свободы»  И.П. Павлов 2001г. 
  • «Научные идеи и деятельность И.П. Павлова в контексте развития педагогической теории и практики России XX века»

диссертация (13 00 01)кандидат педагогических наук Т.И. Колмакова 2005г

Интернет источники:

  • www.grandars.ru
  • www.manaifa.com
  • Научно-информационный журнал «Биофайл»
  • Российский медицинский информационный ресурс
  • www.polnaja-jenciklopedija.ru

 

 

 

 


Информация о работе Типы высшей нервной деятельности человека. Классификация типов нервной деятельности Гиппократа и И. П. Павлова. Значение учения о типах ВН