Слуховой анализатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2015 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Периферический отдел слухового анализатора (слуховой анализатор с органом равновесия) - ух является весьма сложным органом чувств. Окончания его нерва заложены в глубине уха, благодаря чему они предохраняются от действия всякого рода посторонних раздражителей, но в то же время легко, доступны для раздражений, звуковых. В органе слуха заложены рецепторы трех видов:
а) рецепторы, воспринимающие звуковые колебания (колебания воздушных волн), которые мы ощущаем как звук;

Файлы: 1 файл

Контрольная Слуховой анализатор!.docx

— 199.04 Кб (Скачать файл)

Сама же основная мембрана, на которой расположен спиральный орган, состоит из тончайших, плотных и туго натянутых волоконец, ("струн") (около 30000), которые, начинаясь от основания улитки (около овального окна), постепенно удлиняются к верхнему завитку ее, доходя от 50 до 500 μ (точнее - от 0,04125 до 0,495 мм), т. е. короткие около овального окна, они становятся все более длинными по направлению к вершине улитки, увеличиваясь примерно в 10-12 раз. Длина основной перепонки от основания до вершины улитки равна примерно 33,5 мм.

Гельмгольц, создавший в конце прошлого века теорию слуха, основную мембрану улитки с ее волокнами разной длины сравнивал с музыкальным инструментом - арфой, только в этой живой арфе натянуто огромное количество "струн".

Перепончатый и костный лабиринты снабжаются кровью из ветвей auditivae.  A vestibularis отдает веточки к вестибулярному нерву, к маточке и мешочку, а также к полукружным каналам. Все эти артериальные веточки на местах окончания vestibularis образуют густые узкопетлистые сети. A. cochlearis своими ветвями снабжает также частично маточку и мешочек, полукружные каналы и главным образом завитки улитки.

Воспринимающим аппаратом слуховых раздражений является спиральный (кортиев) орган улитки. Преддверие же и полукружные каналы играют роль органов равновесия. Правда, восприятие положения и движения тела в пространстве зависит от совместной функции многих органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства и др., т. е. рефлекторная деятельность, необходимая для сохранения равновесия, обеспечивается импульсами в различных органах. Но основная роль в этом принадлежит преддверию и полукружным каналам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие органа слуха у детей

Развитие органа слуха после рождения. После рождения рост внутреннего и среднего уха почти полностью прекращается. Ушная раковина новорожденного относительно очень велика:

ее длина лишь вдвое меньше, а ширина почти такая же, как у взрослых. Ушная раковина продолжает заметно расти в первые 2—3 года жизни, а затем ее рост сильно замедляется. Наружный слуховой проход новорожденного заполнен творожистой массой (так называемой пробкой). Длина его верхней стенки около 15 мм, а нижней — около 8 мм. Его просвет в средней части очень узкий, щеле-видный. Кожа слухового прохода покрыта мелкими волосками и содержит железы, выделяющие ушную серу. Слуховой проход растет как в длину, так и в ширину в течение первого года жизни интенсивно, затем медленней, а к 6 годам приобретает размеры, характерные для взрослых. Барабанная перепонка после рождения почти не растет. У новорожденного она покрыта изнутри и особенно снаружи более толстым слоем эпителия, чем у взрослых, что снижает интенсивность ее звуковых колебаний.

Полость среднего уха перед рождением заполнена жидкостью, которая после рождения заменяется воздухом. Он проникает через слуховую трубу, которая у новорожденного расположена почти горизонтально, без изгибов. У взрослых диаметр ее просвета обычно не превышает 1 мм, а длина достигает 35—40 мм. Труба новорожденных короче (примерно 19 мм) и значительно шире (диаметр около 3 мм}, что облегчает заполнение полости среднего уха воздухом. В течение первых лет жизни диаметр просвета трубы постепенно уменьшается и к 6 годам становится таким же, как- у взрослых. В длину труба продолжает расти до 15—18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие реакций на звуковые раздражения

Развитие реакций на звуковые раздражения. Установлено, что 6—7-месячный плод реагирует на звуковые раздражения общей двигательной активностью. У новорожденных, даже недоношенных, уже в первые часы жизни удалось наблюдать различные реакции в ответ на звуковое раздражение, как, например, мигание, закрывание глаз (а при закрытых глазах их открывание), прекращение крика, мимические движения, изменение ритма дыхательных движений и др. Сильное звуковое раздражение вызывает «реакцию испуга» и общие иррадиированные движения. Применение набора камертонов позволило выявить повышенную чувствительность к вы-соким"тонам. Если один и тот же звук с небольшими промежутками повторять многократно, то реакция на него быстро ослабевает, а затем и совсем исчезает.

Подобные реакции могут осуществляться без участия коры больших полушарий, так как они наблюдаются и у детей, родившихся без больших полушарий. Очевидно, это типичные ориентире-. вочные реакции. Установлено, однако, что у новорожденного и даже у семимесячного плода корковый отдел анализатора реагирует на звуковые раздражения изменением электрической активности. Доказательством функциональной готовности анализатора служит возможность образования условных рефлексов на звуки в первые дни жизни. Таким образом, еще до рождения все отделы слухового анализатора способны функционировать.

В первый день жизни новорожденный обычно плохо слышит. Это объясняется тем, что не сразу жидкость, находящаяся в среднем ухе, всасывается и замещается воздухом. В последующие дин детское ухо воспринимает частоту звуковых колебаний не только в тех пределах, которые характерны для взрослых, но и более высокую. Если взрослый человек слышит звуки с частотой колебаний до 20—25 тысяч, реже до 30 тысяч в секунду, то грудной ребенок воспринимает звуки до 32 тысяч колебаний в секунду. Иными словами, маленький ребенок слышит звуки, которые взрослому недоступны. Однако чувствительность слухового анализатора у ребенка заметно ниже, чем у взрослого. С возрастом чувствительность повышается и становится максимальной в 12—14 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие музыкального слуха

 

Развитие музыкального слуха. Различение сходных звуков возникает в результате упражнений, т. е. путем образования соответствующих условных связей. В возрасте 3—4 месяцев грудной ребенок различает по высоте музыкальные звуки, отстоящие друг от друга на целую октаву или даже больше, а спустя- еще 3 месяца различает звуки, отстоящие на 1—2 тона. К концу 1-го года жизни при условии надлежащих упражнений можно добиться у ребенка тонкости различения не только высоты, но и тембра звуков.

Известно, что музыкальные способности передаются по наследству. Некоторые дети в первые годы жизни не только хорошо различают '/г тона и даже '/4 тона, но могут воспроизводить соответствующие звуки голосом. Слушая песню, они легко запоминают мотив. Однако это вовсе не значит, что музыкальный слух может быть „только врожденным и что его не надо воспитывать.

Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций.и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц — все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки.

Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гигиена слуха

 

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте одно из важных правил гигиены.

Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор. Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить. При "сухой" чистке велика опасность протолкнуть часть серных масс в глубь наружного слухового прохода, к барабанной перепонке (так формируется серная пробка).

Одно из существенных требований гигиены слуха — предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.    Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука может привести к тугоухости. Оберегайте уши от слишком громких звуков. Ученые выяснили, что продолжительное воздействие громкого шума вредит слуху. Сильные, резкие звуки ведут к разрыву барабанной перепонки, а постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

В заключение необходимо подчеркнуть, что гигиеническое воспитание малыша в детском саду и дома, конечно же, тесно связано с другими видами воспитания — умственным, трудовым, эстетическим, нравственным, т. е. с воспитанием личности.

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Благодаря слуховому анализатору различные звуковые раздражители, воспринимаемые в нашем мозге в виде звуковых ощущений и комплексов ощущений - восприятий, становятся сигналами (первыми сигналами) жизненно важных явлений окружающей среды. Это составляет первую сигнальную систему действительности (И. П. Павлов), т. е. конкретно-наглядное мышление, свойственное и животным. У человека имеется способность к абстрактному, отвлеченному мышлению при помощи слова, которое сигнализирует о звуковых ощущениях, являющихся первыми сигналами, и потому является сигналом сигналов (вторым сигналом). Отсюда устная речь составляет вторую сигнальную систему действительности, свойственную только человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.: ил.

2. Анатомия и физиология детей  и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

   3.  Кабанов А.Н., Чабовская А.П. - Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста (Кабанов, Чабовская, 1969)

   4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с., ил. ISBN 5-7695-0259-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выполнения контрольной работы 18 ноября 2014 г.

 


Информация о работе Слуховой анализатор