Сенситивные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:53, творческая работа

Описание работы

28 слайдов. Дисциплина "Возрастная анатомия и физиология". Определение сенситивные периоды. Стадии развития, таблица: перинатальный период, детство, отрочество, зрелость. Таблица сенситивных периодов. Методика Марии Монтессори. Зоны развития в Монтессори-классе. График сенситивных периодов.

Файлы: 1 файл

Senzitivnye_periody_cheloveka_3 - копия.pptx

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Сенситивные периоды человека 
(методика Марии Монтессори)

Сенситивные периоды-это возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

 

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени  развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение  ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сенситивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

1. Перинатальный период

266 дней

стадия зиготы стадия

от момента оплодотворения до 14 дней

эмбриона

от 14 дней до 2 месяцев анатомическая  и физиологическая дифференцировка  органов

Стадия плода

от 3 месяцев до момента  родов развитие систем и функций, необходимых для жизни во внешней  среде (с 7-го месяца плод при­обретает возможность выжить в воздушной  среде)


2. Детство

 

 

стадия первого  детства

 

от рождения до 3 лет развитие функциональной независимости и  речи

 

стадия второго  детства

 

развитие личности ребенка  и когнитивных про­цессов с 3 до 6 лет

 

стадия третьего детства

 

приобретение основных когнитивных  и соци­альных навыков 6-12 лет

 


3. Отрочество

 

 

пубертатный возраст

 

12-16 лет

половое созревание, формирование новых представлений о себе

 

ювенильный возраст

 

16-18 лет

приспособление подростков к семье, школе, сверстникам

 

юность

 

18-20 лет

переход от отрочества к  зрелости, свойственно чувство психологической  независимости и соци­альной  безответственности

 


4. Зрелость

 

стадия ранней зрелости

20-40 лет

интенсивная личная жизнь, профессиональная деятельность

зрелый возраст

40-60 лет

стабильность и продуктивность в профессиональном и социальном отношении

Завершающий период зрелости

 

60-65 лет

отход от активной жизни

Первая старость

 

65-75 лет

преклонный возраст

 

после 75 лет


Важно различать тесно связанные  между собой, но не тождественные  виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения  ребенком отдельными знаниями и способами  действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется  новым психофизиологическим  уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Мария Монтессори выделяла следующее сенситивные периоды:

.   Сенситивный период развития речи (0-6 лет)

    • Сенситивный период восприятия порядка (0-3 года)
    • Сенситивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
    • Сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
    • Сенситивный период развития движений и действий (1-4 года)
    • Сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

 

 

 

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6  лет)

 

Возраст

Возможности и  поведение ребенка

Описание и  рекомендации

0-4,5 месяца

*способен выделять  речь из всех поступающих звуков; 
*поворачивает голову к говорящему; 
*начинает подражать звукам и строить из них последовательности.

Важно, чтобы родители разговаривали с ребенком, чтобы  малыш слышал живую речь.

около 1 года

*начинает  осознанно произносить первые  слова и понимает, что с их  помощью можно выразить мысль;  
* хочет говорить, но слов  еще не достаточно

Постоянное  общение с ребенком, проговаривание своих действий способствует скорейшему развитию речи и увеличению словаря  ребенка.


Возраст

Возможности и поведение  ребенка

Описание и рекомендации


 

около 1,5 лет

*начинает выражать свои  чувства и желания по принципу  «приятно-неприятно»; 
*воспринимает языковую грамматику и может грамматически правильно строить предложение.

В этот период ребенок особенно чувствителен к нормам языка, поэтому крайне важно, чтобы родители говорили с ним правильно, без сюсюканья, без применения «детских слов».

2,5 – 3 года

* эгоцентрическая  речь (малыш разговаривает сам  с собой, комментирует свои  действия).

Внимательно отнеситесь к такой речи, она позволит услышать , о чем думает ребенок, узнать особенность  его мышления, проследить последовательность или непоследовательность его мыслей.


3,5 – 4 года

* употребляет  речь * живо интересуется буквами, как символическим отображением звуков, обводят их изображения; 

 

4-4,5 лет

* способен спонтанно  начать писать слова, предложения  и даже маленькие рассказики.

Для возникновения  спонтанного письма необходима предварительная  косвенная подготовка интеллектуальных и двигательных способностей

5 лет

* учится читать  под действием только лишь  своего желания, и не требует  принуждения со стороны.

 

 

Возраст

Возможности и  поведение ребенка

Описание и  рекомендации


0-3 года 
 
Наибольшая сензитивность приходиться на возраст в среднем около 2-2,5 года

* начинает строить внутренний порядок в самом себе путем переноса внешнего порядка во внутренний.

Важно, чтобы в этот период малыш чувствовал порядок в трех сферах: 
1)    Порядок в окружающей 2)    Порядок в отношения людей к предметам.

3)    Порядок во времени. .  
4)    Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.


 

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года)

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет)

 

0-5,5 лет 
Состоит из коротких периодов, когда наилучшим образом развиваются восприятия цвета, формы, веса, размеров предметов и т.д.

*развивает чувственное  восприятие: зрение слух, обоняние, осязание, вкус.

Мышление развивается на основе сенсорного воспитания.  
Развивающие сенсорные материалы позволяют детям развивать свои способности к восприятию внешнего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое  чувство.  


СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет)

 

1,5-6,5 лет

Часто боязнь того, чтобы ребенок не подавился, рождает родительские запреты на такие игры, что само по себе неверно, т.к. именно в этот период особенно важен для развития мозга ребенка. Играя с маленькими предметами, малыш развивает мелкую моторику, совершенствует координацию «глаз-рука», учится самостоятельному обращению с бытовыми предметами, развивает внимательность и терпеливость, стимулирует разрастание нервных связей в головном мозге, тем самым развивая интеллект и речь.


СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет)

 

2,5-6 лет

* быстро усваивает  формы общения и хочет их  применять 

Это наилучшее  время научить ребенка культурным формам общения. Ему интересно то, как общаться с разными людьми и как делать это вежливо.


Распространено  заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо  благоприятен (сенситивен) для развития психики в определенном направлении. Сенситивные периоды (каждый детский  возраст по-своему сенситивен!) Указывают  на качественное своеобразие отдельных  этапов развития И на огромные потенции детства.

С переходом  на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного  развития не только надстраиваются над  предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Выводы  к которым пришла

Мария Монтессори в своих наблюдениях

 

 1.    Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.

 

2.    У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

3.    Если  ребенок не смог развить определенные  способности во время очередного  сенситивного периода, в дальнейшем  ему будет сложно наверстать  упущенное.

 

 4.    Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка. 

5.    Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

 

 Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

 

Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

 

 Спадом - более или менее медленным завершением.

 М. Монтессори описывала следующие Сензитивные стадии общего развития ребенка

 

 

 

 

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего  мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное  отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к  другим людям и происходящим событиям.

 

От 0 до 3 лет - «духовный  эмбрион» (по мнению М.Монтессори)

 

1. В этот период идёт активное развитие органов чувств. Ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

 

Ребёнок от 3 до 6 лет  – «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори)

 

2. Ближе  к 5 годам ребенок систематизирует  свои сенсорные впечатления в  единый, целостный чувственный образ  мира. А затем переходит в следующую  стадию своего развития – познание  самого себя как человека и  как члена общества.

 

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который  пытается познать то, что «не лежит  на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.

Информация о работе Сенситивные периоды