Рекомендации к обучению детей с различными видами зрительной паталогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................... 3
Основные направления и задачи СДУ........................................................ 5
Рекомендации при выполнении коррекционных занятий..........................
Заключение..................................................................................................... 13
Список использованных источников............................................. ……….. 14

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

При обучении ориентировке на собственном  теле нужно использовать следующие  приемы: зрительно - осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно - осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание нужно уделять  умению детей различать правую и  левую стороны «на себе», так  как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от  себя» необходимо развивать умение соотносить расположения игрушек и  предметов с уже освоенными направлениями  собственного тела. Большое внимание уделяют усвоению понятий «близко - далеко», «ближе — дальше».

Для развития полисенсорного восприятия пространство необходимо научить детей  узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.

Обучение детей ориентировке в  пространстве с использованием схем является следующим, более сложным  этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке - плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

 

Обучение  социально-бытовой ориентировке

В курсе социально-бытовой ориентировке  активно используются сформированные у детей компенсаторные навыки. Формируются  навыки предметно-практической деятельности.

 Должен применяться метод  поэтапного показа и отработки  всех элементов действия с  каждым ребенком. Используется также  словесная регуляция и коррекция  действий детей. Наглядный материал  для занятий по социально-бытовой  ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления необходимо расширять и закреплять в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.

В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и  занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, на специальных коррекционных  занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание  своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации  при выполнении коррекционных занятий.

Если говорить о педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты.

При работе с  детьми, имеющими различные патологии  зрения, педагог должен говорить более  медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли  осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д. Руки движутся медленно; каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательна индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его деятельности, самостоятельности. Эффективно использование дидактических игр как повторения занятий, специально подготовленных с учетом рекомендаций тифлопедагога, а также подвижных, строительных, творческих игр, специально организованных для закрепления знаний, выработки навыка и т. д.

Во  время  чтения, пересказа, заучивания стихотворений, а также в процессе бесед  обязательно  используются яркие, красочные иллюстрации, отражающие содержание произведения.

При проведении фронтальных занятий  с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

На одном занятии, как правило, используются 3-4 одинаковых объекта  для более точного их восприятия, например, 2-3 одинаковые картины. Следует как можно ближе размещать детей по отношению к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой на «вертикали».

Разрешается не вставать при ответе, подходить  к объекту в процессе занятия. Кроме того, образец можно показывать не только с доски, но и по подгруппам и индивидуально. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшей - 3 - 2 объекта, в средней - 3 - 4, в старшей и подготовительной - 5 - 6 объектов.

Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для  прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

При знакомстве с объектом рекомендуется  снижать темп ведения занятия, так  как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем  нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. На физкультурных занятиях следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в некоторых видах движений, ограничение отдельных видов движений (по согласованию с врачом-офтальмологом), замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть, а также чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

Демонстрируя на занятиях наглядный  материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п. На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20 - 25 см - от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Образцы для показа на занятиях по изобразительной деятельности должны быть в 2 - 2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных (1/2 альбомного листа), размера. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей. Во время занятий можно использовать мольберты, что облегчает процесс рисования, делает его эффективнее. Детям предоставляется возможность рассмотреть вблизи и внимательно обследовать те предметы и игрушки, которые предстоит нарисовать.

Сенсорное и  физическое воспитание — основа коррекционной  работы, поэтому дидактические и  подвижные игры с выделением коррекционных  задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной  работы воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Для работы должны быть созданы благоприятные условия  для зрительного восприятия: достаточная  освещенность помещения, удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребенка расположение за столом, демонстрация наглядного материала на  уровне глаз и на доступном расстоянии, правильная зрительная нагрузка, организация во время занятий разнообразных тренировочных упражнения для зрения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Ребенку с  нарушенными зрительными функциями  трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов, рассматривать  движущиеся объекты. Нарушение бинокулярного  и стереоскопического зрения усложняет  и затрудняет его практические действия, ориентацию в пространстве, овладение измерительными приемами.

Благодаря коррекционным занятиям решается важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования  своего зрения и оказания ему помощи. Так, детей  учат быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формируют алгоритм зрительного восприятия; учат внимательно слушать словесные описания педагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывают у детей согласованные движения глаз и руки. Детям дают также представления о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности и т.д.

В результате совместной работы воспитателя, офтальмолога, тифлопедагога дети с нарушением зрения получают всестороннее развитие и подготовку  к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Список использованных источников.

      1. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г.,Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: «Просвещение», 1978.
      2. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.
      3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995.
      4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5701

     


    Информация о работе Рекомендации к обучению детей с различными видами зрительной паталогии