Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 01:11, курсовая работа
Вопрос о сближении трех мировых держав, на фоне Второй мировой войны, является одним из интереснейших вопросов в политической истории. Этот вопрос даст нам понимание интересов вышеупомянутых государств и в целом ситуации на мировой арене. В данной работе мы рассмотрим подготовку ведущих держав к сближению с различных сторон. Со стороны США, Англии и СССР, не упуская из вида личных отношений глав этих стран, что было немаловажно в политических играх времен войны. Данная работа разделена на две главы. В первой главе мы рассмотрим причины и предпосылки мирного сближения мировых держав перед лицом немецкой агрессии. Во второй главе мы рассмотрим непосредственно сближение на примерах документов и исследований. Для данной работы были использованы различные источники.
Введение……………………………………………………………………3
Причины и предпосылки мирного сближения………………………….. 5
Сближение. ………………………………………………………..……….11
Заключение…………………………………………………………………18
Библиография………………………………………………………………19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Кафедра отечественной истории в новейшее время
Отчёт о прохождении музейной практики
Студента 4 курса 411 группы
направления 
(специальности) ___история____________________
                              
Института 
истории и международных 
наименование института
Петренко Дениса Юрьевича
фамилия, имя, отчество
Научный руководитель
Ассистент, к.и.н.                         
________________              
Должность, уч.степ., уч.зван.                      
Зав. кафедрой
профессор, д.и.н.                        
__________________            
Должность, уч.степ., уч.зван.                      
История Саратовского художественного им. А.Н.Радищева………..……..…3
Календарный дневник ……………………………………………….…….….....6
Временная экспозиция «У истоков саратовской художественной школы» в Саратовском художественном музее им. Радищева ………………….………..7
Экскурсия: образы Испании в собрании Радищевского музея ....…...…………11
История Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева
          История 
Радищевского музея любопытна и поучительна. 
Идея его создания принадлежала известному 
художнику А.П.Боголюбову (1824-1896), внуку 
великого Радищева. «Мысль об учреждении 
музея и школы в родном моем Саратове меня 
всегда занимала, - записывал он в дневнике, 
- тем более, что дед мой, известный литератор 
екатерининского времени, был саратовским 
помещиком и дворянином… Я хотел, - продолжал 
он, -= оставить по себе память, возвышая 
втоптанное в грязь имя деда. С другой 
стороны, я всегда думал, что каждый гражданин 
в моих условиях обязан все имущество 
отдавать своей родине, дабы возвысить 
образовательное дело юношества». Боголюбовский 
проект вызвал горячее одобрение передвижников.  
«Поддержать и развить искусство, - формулировал 
общее мнение Репин в письме к В.Стасову, 
- может только одно: народные музеи, которые 
следует основать во всех больших городах». 
Долгая борьба Боголюбова за музей увенчалась 
успехом. 29 июня (11 июля – по новому стилю) 
1885 года музей – под названием «Радищевского», 
которое все-таки, несмотря на его «революционность» 
отстоял художник, - открылся в специально 
построенном для него здании. В основу 
коллекции легло подаренное музею собрание 
А.Боголюбова – картины, книги и рукописи, 
мебель, фарфор, этнографические и археологические 
экспонаты. Позднее коллекция пополнилась 
поступлениями из Императорского Эрмитажа, 
Академии художеств от Товарищества передвижных 
художественных выставок. "Боголюбов 
продолжал помогать своему детищу. Он 
настаивал на открытии при нем рисовальной 
школы – эта школа начала работать спустя 
три месяца после смерти художника, который 
завещал музею все свое имущество и нажитый 
капитал (две тысячи рублей). Радищевский 
музей стал первым провинциальным общедоступным 
художественным музеем – на него равнялись 
энтузиасты, организовывавшие такие же 
музеи в Пензе, Нижнем Новгороде и других 
российских городах. С самого начала в 
его залах были представлены произведения 
выдающихся художников – В.Поленова, Ф.Васильева, 
В.Васнецова, И.Крамского, И.Репина. Разумеется, 
небольшое собрание не позволяло дать 
полную картину развития мирового искусства. 
Ситуация кардинально изменилась в 1920-е 
годы, когда в процессе централизованного 
«перераспределения» национализированных 
художественных ценностей в Саратов «переехало» 
множество произведений русских и зарубежных 
мастеров. Именно тогда родилась научно 
обоснованная музейная экспозиция.За 
прошедшие с момента рождения музея 120 
лет коллекция музея выросла в десять 
раз (с двух тысяч до двадцати тысяч единиц 
хранения). Сегодня художественный музей 
им. А.Н.Радищева – это огромный художественный 
комплекс с сетью филиалов. Среди последних 
– дома-музеи В.Борисова-Мусатова и П.Кузнецова 
в Саратове, К.Петрова-Водкина в Хвалынске. 
Дом-музей (в перспективе Музей-усадьба) 
В.Борисова-Мусатова открылся в апреле 
2000 года, когда отмечалось 130-летие со дня 
рождения художника, - открылся в том самом 
флигеле на Плац-параде, где он долгое 
время жил и творил. Еще в 1912 году П.Кузнецов 
так прокомментировал сделанные им по 
просьбе В.Станюковича фотографии этого 
флигеля: «Дом прекрасный и удобный был 
для его вдохновения». Предназначенный 
к сносу в 1970-е годы, он был спасен стараниями 
энтузиастов. Сейчас идет речь о присоединении 
к Дому-музею двухэтажного саратовского 
дома Мусатовых и восстановлении в полном 
объеме городской усадьбы Мусатовых. Трепетно 
хранивший память о своем великом деде, 
Алексей Петрович Боголюбов прожил долгую 
яркую жизнь. В молодости морской офицер, 
он окончил с золотой медалью Академию 
художеств и был назначен художником Главного 
морского штаба. По поручению Александра 
II создавал живописную историю петровских 
морских баталий. Будучи членом правления 
Товарищества передвижных художественных 
выставок, активно участвовал в работе 
ТПХВ. По состоянию здоровья был вынужден 
долго жить во Франции – в это время в 
его мастерской образовался целый кружок 
молодых живописцев. Боголюбов открыл 
для Репина и Поленова Нормандию – именно 
в работе над нормандскими этюдами Поленов 
нашел себя. Саратовский Радищевский музей 
стал вечным памятником своему основателю.
Дневник практики
4 мая  | 
  Ознакомление с правилами и распорядками музея  | 
5 мая  | 
  Знакомство с постоянной выставкой «Шедевры коллекции Радищевского музея»  | 
6 мая  | 
  Ознакомление с работами и проводимые музеем (выставки, каталоги)  | 
7 мая  | 
  Работа в библиотеке. Помощь в создании каталогов  | 
8 мая  | 
  Работа в библиотеке. Помощь в создании каталогов  | 
9 мая  | 
  Помощь в стенографии   | 
10 мая  | 
  Помощь в стенографии   | 
11 мая  | 
  Знакомство с архивом музея  | 
12 мая  | 
  Помощь в обработке и   | 
13 мая  | 
  Работа в библиотеке. Помощь в создании каталогов  | 
14 мая  | 
  Помощь в обработке и   | 
15 мая  | 
  Помощь в обработке и   | 
16 мая  | 
  Помощь в организации   | 
17 мая  | 
  Помощь в подготовке презентации Первого номера сборника интервью «Диалог с художником»  | 
18 мая  | 
  Помощь в организации акции «Ночь музеев»  | 
19 мая  | 
  Обработка интервью художников  | 
20 мая  | 
  Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии  | 
21 мая  | 
  Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии  | 
22 мая  | 
  Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии  | 
23 мая  | 
  Помощь в обработке и   | 
24 мая  | 
  Помощь в обработке и   | 
25 мая  | 
  Изучение архива музея  | 
26 мая  | 
  Изучение архива музея  | 
27 мая  | 
  Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии  | 
28 мая  | 
  Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии  | 
29 мая  | 
  Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии  | 
30 мая  | 
  Помощь в обработке и   | 
31 мая  | 
  Подготовка отчета  | 
Экспозиция «У истоков саратовской художественной школы»
             
С 26 апреля по 30 июня 2013 года в 
Саратовском государственном 
Выставка проходит в рамках первого Фестиваля 
современного искусства «Арт-Саратов». 
Этот масштабный социокультурный проект 
разработан Радищевским музеем совместно 
с Саратовской областной организацией 
«Союз Художников России». 
              
Выставка графики и скульптуры 
из собрания Радищевского 
Художественная жизнь нашего города заметно 
оживилась в конце XIX века. В 1885 году открылся 
Радищевский музей. Его основатель – художник 
А.П. Боголюбов – подарил городу великолепную 
коллекцию произведений западноевропейского 
и русского искусства. Это событие послужило 
поводом к созданию в 1889 году Саратовского 
общества любителей изящных искусств 
(СОЛИИ).  
При Обществе работала сначала студия, 
а затем и школа, в которой преподавали 
художники В.В. Коновалов, Г.П. Баракки 
и Ф.М. Корнеев. В 1897 году начались занятия 
в Боголюбовском рисовальном училище, 
которое, в соответствии с замыслом А.П. 
Боголюбова, расположилось в здании музея. 
В выставках СОЛИИ принимали активное 
участие владельцы местных художественных 
собраний: Ф.А. Куракин, правнучатый племянник 
«бриллиантового» князя А.Б. Куракина 
и последний из рода владелец усадьбы 
Надеждино; А.Д. Нессельроде, внук канцлера 
Российской империи, председатель СОЛИИ; 
представитель «просвещенного» купечества 
Н.П. Кокуев.  
Помимо ценностей, которыми располагали 
музей и частные коллекционеры, саратовский 
зритель мог увидеть произведения современного 
русского искусства, посещая выставки 
«передвижников», Московского товарищества 
художников, Санкт-Петербургского общества 
художников. Газеты призывали горожан 
бросить повседневные заботы и насладиться 
произведениями искусства. Обзоры экспозиций 
разных лет дают представление об изменении 
отношения саратовской публики, по крайней 
мере, образованной ее части, к изобразительному 
искусству. Если в 1870-е годы картины художников 
оцениваются с позиций «жизненности, простоты 
и реальности», то в следующем десятилетии 
обозреватели сетуют на однообразие сюжетов: 
« все эти вдовы, вдовцы, сельские праздники 
давно уже с некоторыми видоизменениями 
замечаются на выставках». Жажда нового 
ощущается и в адресованном художникам 
предложении писать прекрасные волжские 
берега, и в восклицании журналиста: «Ведь 
стареть общество не может: стареем мы 
– на смену нам идут другие. А все же нет 
того, что было! Нет этой радости бытия, 
нет минут забвения, часов веселья, дней 
оживления: все приуныло, наморщилось 
и ушло в глубь себя».  
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова, П.С. 
Уткина, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева, А.И. 
Савинова внесло в русское искусство то 
обновление, необходимость которого осознавалась 
как в столицах, так и в провинции. На рубеже 
XIX и XX веков эти мастера из Саратова оказались 
в центре художественной жизни. Удивление 
вызывает не только тот факт, что провинциальный 
город дал искусству целый ряд выдающихся 
имен, но и особое, поэтическое восприятие 
мира, общее для всех представителей «саратовской 
школы». Искусствовед Ида Гофман так объясняла 
этот феномен: «Саратовские художники 
точно прозрели, у них открылась способность 
видеть и слышать то, чего раньше они не 
видели и не слышали. Произошло чудо – 
они как будто овладели Синей птицей или 
«ключами тайн» […] В окружающей их природе, 
где над ширью Волги и бескрайними заволжскими 
степями вздымалось поражающее своей 
беспредельностью Небо, художникам-саратовцам 
открылись величие и целостность мироздания, 
воочию предстала картина сопричастности 
Земли и Неба. Вслед за В.Э. Борисовым-Мусатовым 
саратовские художники преодолели реалистическую 
традицию изобразительного искусства, 
увели зрителя в мир эмоций, символов и 
снов. Ярко выраженная индивидуальность 
манеры каждого из мастеров «саратовской 
школы» не помешала им выступить единым 
лагерем в борьбе за обновление художественного 
языка. Они стали родоначальниками нового 
направления в русской живописи – символизма. 
Полем для творческого эксперимента стал 
их родной Саратов. 
            Летом 
1902 года Петр Уткин, братья Павел и Михаил 
Кузнецовы и Кузьма Петров-Водкин заключили 
контракт на исполнение росписи придела 
церкви Казанской Божьей Матери на Гостиной 
площади (сейчас – Музейная площадь; на 
углу улицы Лермонтова и Троицкого взвоза 
сохранилось лишь здание бывшей часовни). 
К осени работа была завершена, но новаторский 
характер росписи вызвал бурное возмущение 
в обществе. В 1904 г. по постановлению суда 
фрески были сбиты со стен церкви.  
В январе того же года в Саратовском музыкальном 
училище прошел вечер нового искусства, 
на котором выступали приглашенные знаменитости 
К.Д. Бальмонт и А.Б. Гольденвейзер. Декоративные 
панно П. Кузнецова и П. Уткина, украшавшие 
зал, в прессе были названы «бездарной 
мазней». 
Эти неудачи не остановили молодых новаторов. 
Их стараниями 27 апреля 1904 года в здании 
Дворянского собрания открылась первая 
в русской провинции выставка символистов. 
В полотнах Петра Уткина «Любители бури», 
«Песня ночи», «Ночь», в живописных ноктюрнах 
Николая Сапунова, в восточных мотивах 
Мартироса Сарьяна зрители видели другой 
мир – скрытый от глаз, лишенный суеты 
и шума, гармоничный. Почетными экспонентами 
были М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов, 
изменившие представление о пространстве 
и времени в изобразительном искусстве. 
Название выставки – «Алая роза» –  символизировало 
красоту окружающего мира и человеческой 
души. И вновь местная пресса осмеяла работы 
художников. Однако непонятое и непринятое 
в родном городе, их творчество вышло за 
границы местной школы и сыграло значительную 
роль в художественной жизни рубежа XIX-XX 
веков. 
В экспозиции знаменитой выставки «Голубая роза» (1907, Москва) достойное место заняли произведения П. Кузнецова, П. Уткина и А. Матвеева, ярко выразившие символистские искания русских художников «серебряного века». Со временем изменились творческие принципы и установки мастеров «саратовской школы». Но их искусство дало импульс к развитию самобытной художественной традиции, делающей наш город одним из важнейших культурных центров России. Нежный цветок алой розы, выросший в Саратове, не был забыт.
Экскурсия образы Испании в собрании Радищевского музея.
         Испанское 
искусство представлено в собрании Саратовского 
государственного художественного музея 
копиями с картин Франсиско Сурбарана, 
Бартоломео Мурильо, Алонсо Переса, Мануэля 
Гарсиа и Гаспалето.  
          Две из этих 
работ относятся к религиозной живописи, 
и собственно, неся в себе образно исполненный 
сюжет на евангельскую тему, не содержат 
того, что можно назвать конкретными картинами 
самой Испании. 
Несколько других работ можно отнести 
к бытовому жанру. В Испании он 
возникает в XVII веке, когда изобразительное 
искусство начинает все больше интересоваться 
средой, окружением человека. Бытовой 
жанр испанской живописи отличается 
большим разнообразием мотивов, 
сюжетов, задач. Вот копия с картины 
Братоломео Эстебана Мурильо "Мальчики-нищие". 
(Другое название картины "Едоки 
винограда и дыни"). Оригинал его 
находится в Мюнхенской Пинакотеке. 
Кроме того, в английских и немецких 
собраниях имеются его 
На фоне темной стены, упершись босыми ногами в земляной пол на низкой лавке сидят двое мальчишек. Их штаны прорваны в коленях, вместо рубашек — лохмотья. Около одного из них стоит корзина с виноградом, и кисть, взятую из него мальчик опускает себе в рот. Его приятель смотрит на него, держа в руках кусок дыни и нож. Свет падает на них спереди, почему и создается впечатление, что они сидят в каком-то сарае со своей нехитрой и, скорее всего, воровской добычей. Это герои плутовского романа в детстве, привыкшие к тому, что "не украдешь, так сыт не будешь". И подобно персонажам плутовского романа, они исполнены непреходящего оптимизма, несмотря на все свои злоключения. Эти мальчики-нищие уже прекрасно знают, как побеждать враждебно настроенную судьбу, уповая только на свою ловкость и изворотливость.
Их средой обитания являются улица или трактир, которые изображены на полотнах Мануэля Гарсиа и Гаспалето, художника XIX века. На картине "Уличные музыканты" улица как бы рассечена тенью дерева пополам. Слева падает солнечный свет, ярко освещая белую стену дома. В центре улицы — танцующие музыканты, одетые в черные развевающиеся плащи. Один играет на скрипке, другой - на флейте. Флейту внимательно слушают нищие оборванные дети, как бы персонажи, сошедшие с картины Мурильо. Слева собака, которая смотрит на музыкантов, справа — крестьянин с лошадью. Композиция произведения идеально уравновешена, но не симметрична. Точнее, симметричен только ее передний план, (фигуры собаки и лошади, и образы детей, расположенные точно в центре). На заднем плане — небо, гора и некое храмовое строение, грубое и тяжеловесное (по-видимому, храм романского стиля). Его присутствие на полотне позволяет говорить о некой вневременности происходящего. Уличная сценка, вероятно, зарисованная с натуры и доработанная в мастерской, как делал любой выпускник Академии художеств, становится символом испанского национального характера, который мало менялся на протяжении веков.
Та же атмосфера беззаботности царит в его работе "В таверне". Многофигурная композиция из семи человек с младенцем погружена пространство большой комнаты. Семеро мужчин сидят за столом, один — в стороне от них. Ближе к переднему плану один их завсегдатаев таверны держит на руках младенца, к которому через сто склоняется женская фигура. В этой же группе мужчина высоко поднимает вверх скрипку. Образ таверны предполагает поглощение трапезы, что в живописи, как правило, оказывается элементом натюрморта, включенного в бытовой жанр. В работе Гарсиа и Гаспалето натюрморта нет. На столе лишь маленький кувшин, который придерживает женщина. Странная пустота стола с заведении, предназначенным для приема пищи, как нам представляется, имеет в Испании давнюю традицию.
Мы уже упоминали испанский плутовской роман, весь построенный на череде бытовых новелл. Его герои Лассарильо с Тормеса и "пройдоха по имени Паблос" живут, думая только о еде, "как бы перехватить за чужой счет". Каждый обманывает другого не ради денег и обогащения, а просто за лишний кусок хлеба, за ощущение сытости. Подобное мировоззрение обусловливалось экономическим крахом Испании в XVI веке, и, как следствие этого, нищетой, презрением к труду за счет долгого житья страны за счет колоний, массовой эмиграцией и появлением особой прослойки мелких авантюристов. Лозунг героев плутовского романа: "Будь ловким и изворотливым". Потому так пуст стол в таверне на картине Гарсиа и Гаспалето, поэтому, столь довольны мальчики на копии Мурильо, поедая фрукты. Данная публикация по образам Италии и Испании в коллекции Радищевского музея является последней в этом году. Скоро Новый год, одной из важных составляющих которого является изобильный стол, как магический способ привлечь благополучие в дом. А вот эпизод на тему голода-сытости из романа Ф. де Кеведо-и-Вильегараса. После учения в лисенсиате пройдоха Паблос и его молодой хозяин, выглядят следующим образом: "Были позваны сыщики, чтобы найти на наших лицах глаза... Явились врачи и велели первым делом вычистить лисьими хвостами пыль, набившуюся нам в рот. Желтизной и худобой мы напоминали святых пустынников". Этот гротескная гипербола. Но она имеет под собой определенные исторические и социальные основания.