Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), анатомически, прооперировав мозг, а также используя электрический ток (с помощью вживленных электродов).

Файлы: 1 файл

84268.rtf

— 485.27 Кб (Скачать файл)

 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Мозг и психика»

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), анатомически, прооперировав мозг, а также используя электрический ток (с помощью вживленных электродов). В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции. Более того, в последнее время накапливаются данные о том, что психические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге.

С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается и на мозге, и на всем организме. Известно, что горе или сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различные болезненные расстройства или способствовать излечению. Широко известны поразительные эксперименты йогов со своим организмом. Более того, такое психокультурное явление, как нарушение «табу'» или колдовство, у примитивных народов может вызвать смерть даже здорового человека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери…» святых икон и т.п.) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой. Интересно, что эффект плацебо, т.е. эффект, нейтрального вещества, которое применяется вместо лекарства, действенен для одной трети больных независимо от их социального статуса и культурного уровня. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя - мозг.

В аспекте нашей проблемы особую ценность представляют исследования психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна; физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, психофизиологов К. Халла и др.

Многочисленные исследования показывают значимость необходимости изучения взаимосвязи между мозгом и психикой.

Объект исследования: мозг и психика.

Предмет исследования: взаимосвязь между психическими процессами и структурами мозга.

Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой.

Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.

Методы исследования:

- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;

- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение

Гипотеза: Проблема соотношения мозга и психики. Между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.

В настоящее время есть три решения психофизиологической проблемы:

1. Психическое тождественно физиологическому, оно представляет собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время говорится о тождественности психического не любой физиологической деятельности, а только процессам высшей нервной деятельности. Согласно этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности.

2. Психическое - это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

З. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных выше решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг - психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода. В 50-е годы ХХ в. интенсивно развивающиеся общая теория систем и системный подход радикально изменили логику научных исследований в физиологии и психологии. В первую очередь это сказалось на изучении физиологических основ поведения.

 

 

 

1. Проблема психики и мозга

 

В течение длительного времени в философии и психологии, а позже - и в педагогической психологии и педагогике существовала (и, к сожалению, существует и поныне) практика простой ссылки на мозг как орган психики. Но наступил период, когда простого постулирования положения о мозге как органе, который имеет некое отношение к психике, стало недостаточно ни для дальнейшего развития психологии и понимания генезиса высших психических функций и их нарушений, возникающих при заболеваниях мозга, ни для педагогики, ни для дефектологии и др.

Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия писали о необходимости проникновения в структуру и законы работы мозга, изучения связей мозга с формированием, развитием, распадом высших психических функций после поражений мозга. Они отводили существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писали, что психика есть не что иное, как функция головного мозга человека. «Отрывать психологию от законов работы мозга значило бы делать не меньшую ошибку, чем трактовать ее как чисто биологическую науку».

Научная психология, изучающая сложнейшие формы сознательной деятельности, общественной по происхождению, опосредованной по строению и осуществляемой мозгом, этим высшим продуктом естественной истории, появилась на границе естественных и общественных наук. Однако правильное понимание этого положения должно учитывать тот факт, что общественные формы жизни заставляют мозг работать по-новому, приводят к возникновению качественно новых функциональных систем и высших психических функций, изучение формирования и развития, структуры протекания которых у человека и является предметом психологической науки.

Пришло время, когда бурное развитие общественных наук поставило снова вопрос о взаимоотношении психики и мозга, решение которого стало необходимым не только для науки, но и для практической психологии и медицины, дефектологии и педагогики.

В настоящее время широко известен рост сердечнососудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, ранений в связи с непрекращающимися войнами во многих странах мира. Все эти заболевания мозга сопровождаются и нарушениями высших психических функций.

В этой связи уместно отметить, что изучение мозговых основ высших психических функций стало общей задачей и для практической психологии и медицины и др., а также стало главной задачей нейропсихологии, направленной на изучение взаимосвязи нарушения системы определенных высших психических функций с поражением определенных зон мозга, механизмов их нарушения, на выделение синдромов нарушения высших психических функций и др.

Давно известно, что при поражении одного участка мозга может оказаться нарушенной не одна какая-либо психическая функция, а несколько форм психической деятельности (и устная речь, и письмо, и чтение, и счет), все они будут нарушены по одной причине, т. к. в их структуру входит один общий фактор. И наоборот, одна и та же функция может быть нарушена при поражении различных участков мозга, т. к. она сложна по структуре и разные ее звенья реализуются разными областями мозга.

В литературе имеется большой разброс в позициях разных авторов по ряду вопросов и, прежде всего роли биологического и социального в развитии психики, сложных взаимоотношений между мозгом и психикой, положение о морфогенезе мозга и его роли в развитии психики, идею сложной взаимозависимости развития мозга и психики и др. При анализе содержания любых концепций возникают вопросы: какова роль каждой составляющей, каковы закономерности их взаимодействия, какова роль единого биосоциального конструкта в формировании и развитии высших психических функций и отклонении или нарушении их развития, существует ли такой единый конструкт и закономерности его связи с мозгом и существует ли связь биологического и социального, каковы пути и средства их взаимодействия или их отсутствие и др.? На эти вопросы делали попытки ответить ряд выдающихся ученых: психологов, физиологов, неврологов - во все времена изучения важнейшей философской и психологической проблемы - проблемы психики и мозга.

Итак, современные представления о социальном и биологическом в психике человека являются наиболее важной концепцией, анализ которой необходим для понимания условий формирования и развития высших психических функций, а также нарушения их структуры и процесса протекания в онтогенезе. Эту проблему изучали многие известные исследователи во всем научном мире - и в нашей стране, и за рубежом. Этой проблеме много места в своих исследованиях отводили и Л.С. Выготский, и А.Н. Леонтьев, и А.Р. Лурия, и др. Предлагаю отдельно разобрать вопрос о возникновении психики и отдельно разобрать понятие «Мозга», потому что практика показала необходимость глубокого изучения проблемы «Мозг и психика», затрагивая все науки, касающиеся этого вопроса.

Вернемся к истокам…

 

 

 

2. Содержание понятия «мозг» в отечественных и зарубежных концептуальных воззрениях философов и психологов

 

Среди многочисленных тайн природы, над разгадками которых работает современная наука, пожалуй, одной из самых сложных является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части вселенной. Предполагая, что всегда стремились выяснить, как он устроен и функционирует.

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому именно мозг, составляет материальную основу психических явлений, ученые врачу Алкмеону из Кротона (6 век до н.э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности он установил, из мозговых полушарий идут к глазным впадинам «две узкие дорожки».

Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Тогда зародилось учение о психике как продукте мозга, благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Но ощущения, по Алкмеону, исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет ощущение слуха, зрения, обоняния, из последних же возникают память и представления (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности». Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах, в отличие от знаний об ощущениях, не могло опереться на анатомо-физиологический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. «Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, так же как и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного. Иначе говоря, с помощью мозга осуществляется то, что мы называем «духовная жизнь»».

Из медицины эти представления перешли в философию.

Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось как гипотеза.

Аристотель, который сам прошел превосходную медицинскую школу возвращается к «сердцецентрической» схеме. «Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови».

Итак, учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции:

- концепция строгой локализации психических явлений;

- точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.

В итоге длинного ряда исследований установлено, что мозг дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием.

Благодаря успехам тонкой анатомии головного мозга, физиологии (в частности, электрофизиологии), психологии, неврологии и нейрохирургии удалось показать, что мозг - это, прежде всего, сложнейшая психическая система, действующая как дифференцированное целое.

Мозг живого человека представляет небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из податливого желеподобного вещества. Каким образом это тело (средняя масса которого составляет 1500 г.) продуцирует мысли и чувства, управляет тонкими движениями руки художника? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности - от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или хирурга?

И.М. Сеченов, отец русской физиологии, высказал предположение («Рефлексы головного мозга», 1863), что «головной мозг - орган сознания и воли - работает по принципу рефлекса (но существенно видоизмененному)», доказав, что действия организма, регулируемые психикой, подобны рефлексам в том плане, что возникают в жизненных встречах организма со средой и посредством центров головного мозга включают в круговорот этих жизненных встреч мышечную систему. Сеченовские представления - о сигнальной функции психики, о кольцевом управлении движением, о саморегуляции поведения организма - были после продолжены Павловым.

Мозг является таким же телесным устройством как другие органы. Но деятельность его - согласно Павлову - имеет качественно особые признаки и законы. Он назвал ее высшей нервной деятельностью. Уточняя специфику этой формы деятельности, Павлов рядом со словом высшая нервная деятельность поставил в скобках по-особому зазвучавший в его устах термин «поведение».

Информация о работе Мозг и психика