Модель сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:23, реферат

Описание работы

Пациент. Различие модели по – разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая – как более совершенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В .Хендерсон рассматривает пациента в целом ,считая его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.

Файлы: 1 файл

n1.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Модели  сестринского дела иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепции.

  • Пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;
  • Источник проблем пациента;
  • Цель ухода;
  • Способы сестринского вмешательства;
  • Роль сестры;
  • Оценку качества и результатов ухода;

На  развитие девствующих  сестринских моделей оказали  влияние исследования и открытия в области физиологии, психологии. Ядро каждой модели- различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлений.

Пациент. Различие модели по – разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая – как более совершенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В .Хендерсон рассматривает пациента в целом ,считая  его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.

Источник проблем пациента. Проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода, также отличаются в различных модулях. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушение функции анатомических органов или физиологических систем .Другие видят источник проблем и в том, что человек не может изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств ,предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных стрессов(модель Д. Дженсон).

В .Хендерсон считает, что проблемы пациента связаны с недостатком его силы воли или знаний.

В некоторых моделях рассматривают  сестринский процесс достаточно односложно: проблема- определение  характера сестринского вмешательства.

В других он более сложный: определение проблем – их исследование (изучении природы)-определение характера сестринского вмешательства патологический процесс пациента. По модели Д.Орэм вмешательство определяется дефицитом самоухода ,по модели Д. Дженсон- измененным поведением, по модели К.Рой- стрессорами, вызывающими нарушение адаптации.

В сестринских моделях  по-разному обозначены приоритеты при  проведении оценки состояния пациента.

Цели ухода  также различны. В 19в.Флорен Найтингейл полагала ,что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшее санитарно – гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях с сейчас цель ухода заключается в восстановлении функции отдельных органов или систем.

Согласно другой модели в  результате ухода должно быть восстановлено  равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большинство авторов моделей считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практически всех моделей считают, что целями должны быть видимое стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достижения поставленных целей прежде всего определяют тем, как пациент оценивает прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают ,что следует устанавливать поэтапные цели(краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).

Способы сестринского вмешательства. При реализации плана сестринского ухода внимание сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния пациента. Флоренс Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды(чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода).Авторы одних моделей предполагают сестринское вмешательство, направленное исключительно неконкретные анатомические или физиологические системы. Авторы других модели предполагающих  холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между человеком и окружающей средой. Некоторые модели предусматривают сестринские вмешательства, обесточивающие пациенту возможность самохода.

Оценка качества и результатов  ухода. Авторы большинства моделей считают: чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом необходимо определить, достигнута ли поставленная цель .Причем сестра определяет несколько целесообразным было то или иное вмешательство.

В одних моделях оцениваю функцию анатомических и физиологических  систем организма, в других- психологические и поведенческие системы ,в третьих – степень достижения пациентом возможности самохода.

Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той иной модели для конкретного пациента.

Роль сестры- это последнее положение, по которому те или иные модели отличаются друг от друга. Авторы одной модели отводят сестре исключительно роль «помощника врача» , другие – «защитники прав пациента», третьи – «постоянной сиделки», четвертое- «человека»,который изменяет поведение пациента».

Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той  или иной роли сестры.

В  модели Д.Орэм  сестре отводиться роль специалиста, обеспечивающего пациенту возможность стать максимально независимым. В адаптационным модели К.Рей сестре отводиться роль специалиста, помогающего  пациенту адаптировать к воздействию стрессоров.

Роль сестры должна рассматриваться обществом столь же необходимой ,как и роль врача. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина»сестринского дела»,но и понятий авторами не только термина»сестринского дела»,но и понятий»пациента»,»здоровье»,»окружающая среда».

Автор одной из сестринских  моделей считает, что сестринское  дело помочь пациенту удовлетворить  потребности, связанные с самоходом, и будет оказывать ему помощь пока это будет необходимо.

По другой модели сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, вызванные стрессом (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного  диабета, некоторые заболевания  щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца итд.)

Сегодня не существует не только единой модели сестринского дела, но и  единого мнения о необходимости  использования одной или нескольких моделей. В с вязи с вышеизложенным предлагаем образом некоторых моделей сестринского дела.

 

 

Модель  сестринского дела - это реализация концепции сестринского дела, то есть образец, по которому мы действуем, это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства. 
Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи. 
Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента.

Ядро каждой модели – различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении. 

Сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:  
1 Нормально дышать   
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.(есть) 
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. 
4. Двигаться и поддерживать нужное положение. 
5. Спать и отдыхать. 
6. Одеваться и раздеваться. 
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. 
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей. 
10. Поддерживать общение с другими людьми , выражая свои эмоции и мнения. 
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 
12. Заниматься любимой работой. 
13. Удовлетворять свою любознательность, нормально развиваться.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим в заботе не только о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания. Цель нашего сестринского дела - "любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной", а задача сестры - стяжать эту любовь.

Через общение с  людьми происходит извлечение нераскрытых  сил человека: через соприкосновение  сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает таким образом нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества" (Архиепископ Пражский Сергий (Королев)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Здоровье и болезнь человека связана с его стилем жизни (см. схему –

линия жизни). Если мы хотим  двигаться в направлении индивидуализации ухода,

мы должны учитывать стиль  жизни человека. Уход предполагает минимальное

нарушение стиля жизни  человека. В центре модели 12 форм жизнедеятельности.

На базе этой модели рассматривается  уход, как помощь человеку при проблемах

выполнения форм жизнедеятельности. данная модель основывается на модели

жизни.

 

Модель жизни                                Модель ухода

 

1. 12 форм жизнедеятельности    1. 12 форм жизнедеятельности

2. Линия жизни                         2. Линия жизни

3. Факторы, влияющие на  формы     3. Факторы, влияющие  на формы

                                                                       жизнедеятельности

4. Зависимость/независимость     4. Зависимость/независимость

5. Индивидуальность жизни         5. Индивидуальность ухода

 

 

Формы жизнедеятельности

 

 

      В этой  модели используется название  – формы жизнедеятельности, а  не

потребности. Разница в  том, что жизнедеятельность можно  описать или

измерить.

      Эти формы  между собой связаны и каждая  по-своему сложна. Например:

видна связь еды и питья  с выделениями. Нарушение одного ведет к нарушению

другого. Проблемы движения ведут к проблемам самогигиены, одевания, работы

или игры. Среди них обязательно  есть приоритеты. Например: после операции

(аппендицит) у пациентов  низкий приоритет сексуального  выражения, а при

выписке домой возникают  вопросы о начале сексуальных  отношений, об их

безопасности для здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория В. Хендерсон стремится изложить только действия сестры в роли помощника больного. Она показывает это в своем общепризнанном взгляде 
(положении) на уход за больными.

Особой функцией сестры является помощь больному или здоровому человеку во всех его поддерживающих здоровье действиях, восстанавливающих здоровье (дающих возможность спокойной смерти) и действиях которые человек  мог бы осуществить сам, если бы у  него были необходимый запас сил, желания и знаний. Отсюда выходят 3 основных понятия о том, что: 
1. определенные действия являются необходимыми предпосылками для здоровья, лечения или возможности спокойной смерти; 
2. люди обычно активны и независимы в своей жизнедеятельности от других людей; 
3. целью ухода является восстановление независимости или возможности спокойной смерти, если она неизбежна. 
В этом положении не отражается другая важная идея теории В. Хендерсон о потребностях человека. Удовлетворение потребностей пациента является предпосылкой к поддержанию его здоровья или возможности спокойной смерти.

Наиболее важные элементы теории    Хендерсон утверждает, что у каждого человека есть основные потребности: в пище, жилье, одежде, любви, признании, чувстве необходимости кому-то, человеческом общении и взаимной зависимости. Хендерсон отмечает потребности и удовлетворение их истолковываются разными людьми по разному в зависимости от индивидуальности, культурного уровня человека, а также от индивидуальных факторов. Главным в уходе является отношение пациента к своим потребностям и к их удовлетворению, чтобы достичь хорошего уровня здоровья, выздоровления или возможности спокойной смерти. Хендерсон приводит факторы, влияющие на удовлетворение потребностей пациента: социально-культурный уровень, запас физических и душевных сил, мотивация, возраст и т.д.

По Хендерсон целью ухода является содействие здоровью и лечению. Она подчеркивает важность того, чтобы пациент сам выражал эти мысли. Задача сестры – помочь пациенту достичь здоровья, благополучия или спокойной смерти в его понимании. Хендерсон рассматривает здоровье как что-то большее, чем отсутствие болезни. Сестра отвечает за то, чтобы жизнь пациента изменилась бы к лучшему (здоровый образ жизни, профилактика болезней и т.д.). В жизнь человека должны входить отдых, развлечения, сосуществование с другими людьми и полезный труд. Хендерсон утверждает, что в тех случаях, когда смерть неизбежна, целью ухода является возможность спокойной целью.

Информация о работе Модель сестринского дела