Формирование правильной осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность.

Содержание работы

1. Значение правильной осанки.
2. Виды, признаки неправильной осанки:
а) лордогическая;
б) кифотическая;
в) выпрямленная;
г) сутулая;
д) сколиоз.
3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки.
4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение.

Файлы: 1 файл

Контрольная по анатомии.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Настроение и эмоции тоже играют свою роль в правильной осанке. Ведь сложно себе представить веселого и уверенного в себе человека сгорбленным, впрочем, как и наоборот, когда чувствуешь себя подавленным, все валится из рук, трудно держать голову прямо и держаться ровно. У такого человека признаки правильной осанки тают на глазах.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должны соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

 

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на то, что при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров. Очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали держать высоко голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот». И сейчас можно встретить женщин весьма почетного возраста, которые, выработав в школьные годы удивительно стройную осанку, сохранили ее до глубокой старости. Не плохо было бы использовать полезные приемы «старой школы» и в наши дни.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

   Специально подобранные  физические упражнения являются  действенным средством предупреждения  нарушений осанки: сутулости, асимметрии  плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых  слабостью мышц спины и длительным  пребыванием в физиологически  неудобных положениях). Нагрузки, связанные  с сидением, рекомендуется чередовать  с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для  мышц спины, брюшного пресса, плечевого  пояса, конечностей. Продолжительность  выполнения упражнений 1—3 мин. Детям  с нарушением осанки следует  спать на ровной и жесткой  постели на спине или на  животе. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) необходимо лежа, а не сидя, чтобы  не создавать дополнительной  нагрузки на позвоночник. Очень  полезно для коррекции нарушений  осанки оздоровительное плавание  стилем брасс на спине.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Упражнения для правильной осанки – это не только тренировки дома. Хорошо влияет на позвоночник плавание (регулярное, хотя бы 2-3 раза в неделю), бег помогает контролировать положение тела, напрягая мышцы спины и пресса, лыжные пробежки делают более сильными мышцы пресса, спины и ног. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

4. Плоскостопие, его  причины, признаки и предупреждение

Плоскостопие - заболевание опорно-двигательного аппарата, при котором происходит уплощение сводов стопы. Характеризуется нарушением механики ходьбы с развитием ряда осложнений со стороны коленных, бедренных суставов и позвоночника.

Плоскостопием страдают до 50% населения земли. Женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к 2-ум годам у 24% детей, к 4-ем у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием.

Причины плоскостопия можно разделить на 2-е категории внутренние и внешние.

Внутренние причины – это всё что связано с особенностями развития костно-мышечной системы человека.

К плоскостопию предрасположены люди имеющие слабость соединительной ткани, часто является причиной поперечного плоскостопия.

Ослабление мышечного - связочного аппарата, индивидуальные особенности, наследственный фактор, врожденные и генетические заболевания. Слабость мышц стопы и голени как результат недостаточной физической активности и тренированности особенно у лиц сидящих профессий.

Внешние причины – все факторы, которые приводят к слабости мышечного - связочного аппарата стопы и развитию плоскостопия из внешней среды:

Тяжелые физические нагрузки, в том числе люди профессий, которые связаны с продолжительным пребыванием на ногах: парикмахеры, продавцы, и др.

Избыточный вес, беременность, поднятие и ношение тяжестей

Обувь! Неправильная обувь первая причина в развитии плоскостопия. В подтверждение этому женщины страдают в 4 раза чаще плоскостопием, чем мужчины. Каблук выше 4 см реальная угроза здоровью, и соответственно чем он выше, тем выше риск развития плоскостопия и его неприятных осложнений. При ношении высоких каблуков происходит смещении центра тяжести, и увеличение угла в голеностопном суставе это приводит к перегрузки переднего отдела стопы. В результате избыточной нагрузки поперечный свод уплощается, что приводит к плоскостопию. Однако обувь на плоской подошве так же может способствовать плоскостопию, особенно у детей до 6-7 лет, у которых еще происходит процесс формирование стопы. Высота каблука для взрослых должна быть 3-4 см, для детей 1-1,5 см.

Кроссовки так же могут сослужить плохую службу. При движении большую часть нагрузки кроссовки берут на себя, это происходит благодаря хорошей амортизирующей способности подошвы и их способности отлично фиксировать стопу. Таким образом, мышцы и связки стопы не функционируют как следует и, в конечном счете, теряют тонус и становятся вялыми, что благоприятствует развитию плоскостопия.

Особенности диагностики плоскостопия у детей

В большинстве случаев дети редко предъявляют жалобы, а если и говорят что их что - то беспокоит, родители не воспринимают это в серьез. Такой активный образ жизни, который ведут дети, находясь в непрерывном движении само собой должен приводить к усталости, но есть особые моменты, на которые должен обратить каждый родитель:

Неравномерно стертые башмачки, внутренняя часть подошвы и каблук стерты сильнее, один ботиночек стерт больше другого

Жалобы ребенка на боли или усталость в ножках после подвижной игры или активной прогулки

При простом осмотре стоп ребенка уже можно заметить уплощение сводов.

Однако до 3 лет низкий свод стопы это совершенно нормальное явление.

Если изменилась походка ребенка, он стал меньше двигаться, больше отдыхать после ходьбы, бега, жаловаться на усталость и боль в ножках ребёнка проконсультировать у опытного врача ортопеда.

Признаки плоскостопия.

Повышенная утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня, снижение физической работоспособности. Быстрая утомляемость ног; к вечеру возможное появление отека стоп, которого не будет утром.  Ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах, быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы. Ребенок ходит с широко наставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы. Стопа имеет неправильную форму или становится шире. Врастание ногтей пальцев ног в кожу, искривление пальцев ног, появление мозолей. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются в области свода стопы, тарнно-пяточно-ладьевидном суставе, при резком повороте стопы кнаружи – в области лодыжек. Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диагноз плоскостопия  подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

Профилактика плоскостопия.

Как можно больше ребенку ходить босиком. Не покупать ребенку обувь пока он не научится ходить, до года лучшая обувь для ребенка – шерстяные пинетки.

 Обувь должна быть: гибкой, просторной, каблук не более 1-1,5 см; плотно фиксировать стопу, но не сдавливать ножку; минимальное  количество внутренних швов; изготовлена  из натуральных материалов; задник  высокий жесткий, хорошо фиксирует  ножку; подошва устойчива, не скользить.

До 2 лет не должно быть в обуви супинатора, до этого времени его роль выполняет жировая подушечка стопы. Обувь должна быть с запасом 1-1,5 см. Менять чаще обувь, следить за ростом ножки.

Не перегружать ребенка спортом, все нагрузки должны соответствовать возрасту ребенка и степени развития его опорно–двигательного аппарата.

Делать ребенку гимнастику и массаж ног.

Детям старше 2 лет, будут благоприятны упражнения для развития мышц и сухожилий стопы (брать предметы пальчиками ног, ходить на носочках, пяточках, внешней стороне стоп и др.)

А так же не помешает профилактический массаж при плоскостопии. Он способствует улучшению кровообращения и тонизирует мышцы. Очень полезны каждодневные теплые ванны с морской солью.

Практическое задание

  1. Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки)

Для начала нужно определить, является ли сутулость начавшимся заболеванием позвоночника, или это отсутствие привычки держать спину. Попросим ребенка встать спиной к стене, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, затылком и лопатками. Если он может встать в такое положение, значит, проблема заключается в слабости мышц и легко поправима.

В проведенном обследовании участвовало 6 детей. Были получены следующие результаты: Евсеев Степа - сутулая, Анищук Юра - сутулая, Жевик Дима – нормальная осанка, Тодышева  Лена - нормальная, Колесникова Саша - нормальная, Мусина Полина - сколиотическая осанка.

2. Рекомендации по профилактике и коррекции осанки:

Вырабатывайте у ребенка правильную осанку: чуть приподнятая голова, развернутые плечи, не выступающие лопатки, линия живота, не выходящая за линию грудной клетки.

 Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Рабочее место и другая мебель должны соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Расстояние от стола до глаз не должно быть меньше 30 см.

Детская кровать не должна быть слишком мягкой. Если возможно, приобретите ортопедический матрас. Подушку лучше выбирать средних размеров. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

Для исправления, лечения сутулости у ребенка, не достаточно посещение бассейнов, бега и т.д. Требуется коррекция позвоночника, выполнение специальной лечебной гимнастики, а также соблюдение некоторых рекомендаций врача. Лечение любого заболевания на раннем этапе позволяет избежать от многих проблем со здоровьем.

Информация о работе Формирование правильной осанки