Физиология движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность - очень сложное и многоаспектное явление. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства. Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели.

Содержание работы

Введение
Характеристика действий
Основные виды движений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СРС физо.docx

— 97.02 Кб (Скачать файл)

Умения и  навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические  и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные  и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные  с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся  с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны  с абстрактным интеллектом. Они  выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить  гипотезы, теории, производить перевод  информации из одной знаковой системы в другую.

Характеристика движений

Движение человека вне действия может быть предметом  изучения лишь физиологии двигательного  аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения  действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий. Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психических  процессов - восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения его результатов  и т. д. - и зависимой составной  частью направленного на предмет  и им обусловленного действия.

Различают движения непроизвольные и произвольные. Вопрос о принципах такой классификации  движений был подвергнут углубленному анализу И.М. Сеченовым. Свой физиологический  анализ произвольных движений Сеченов  резюмирует в следующих положениях: «Все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как  все комбинированные движения, заучаемые в детстве, ходьба, беганье, речь, движения глаз при смотрении и прочее, становятся подчиненными воле уже после того, как они заучены. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот (крайний случай -- полное безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для упражнения).

Но власть ее во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца  его, равно как усиления или ослабления движения; самое же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства  воли, будучи реально повторением  того, что делалось уже тысячи раз  в детстве, когда о вмешательстве  воли в акт не может быть и речи».

Основными свойствами движений являются: скорость (быстрота прохождения траекторий); сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); ритм (временной, пространственный и силовой); координированность; точность и меткость; пластичность и ловкость.

Характер движений обусловлен, с одной стороны, объектами, на которые направлены действия, в  состав которых они входят, в частности  пространственным расположением объектов, их формой, величиной и прочими  их свойствами (тяжестью, хрупкостью и т. д.), с другой - установками субъекта, в частности установками на точность, на быстроту. Во временной организации движений часто проявляется тенденция к их ритмизации, которая содействует и автоматизации и -- при правильной ритмизации - облегчает движения.

Основными видами движения являются: движения позы - движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженности мышц; локомоции -- движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека; выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительно отражающие их сложную и напряженную игру. Собственно выразительные движения у человека представляют собой единство и взаимопроникновение движений органического и семантического типа в вышеустановленном смысле слова.

Перерастающие непосредственные выразительные движения, семантические движения, -- носители определенного значения, которые  на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь, как-то: утвердительный или отрицательный  жест головой, поклон, кивок головой  и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание  и т. п. В этих движениях связь  движений с наиболее сложными и высшими  проявлениями психической, душевной жизни  человека выступает особенно демонстративно.

Речь как  моторная функция в ее динамическом аспекте, который является и носителем, и в конечном счете также компонентом ее семантики. Динамическая сторона речи, ее ритмика, интонационная игра, голосовые подчеркивания, ударения, усиления, отражая чувства и мысли говорящего, играют часто недооцениваемую роль в том воздействии, которое речь оказывает на слушателя.

Рабочие движения, различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности, включая сюда и особо тонкие и  совершенные, виртуозные движения -- пианиста, скрипача, виолончелиста и т. д. Точность, быстрота, координированность рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям, в которых протекает трудовой процесс, меткость, ловкость имеют более или менее существенное значение для эффективности трудовой деятельности -- не только для максимальной экономии затраты сил, т. е. для достижения максимального эффекта с наименьшей затратой сил, но и для наиболее совершенной, четкой реализации замысла, плана.

Существует  определенная схема осуществления  механизмов движения. Она была названа  Н.А. Бернштейном схемой рефлекторного  кольца (рис.2). Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций  и является его дальнейшим развитием.

Рис.2 Схема  рефлекторного кольца по Н.А. Бернштейну

Для значений регулируемого параметра  очень удобными представляются краткие  термины, применяемые немецкими  авторами; ими целесообразно пользоваться и у нас. Требуемое значение будет  в последующем тексте обозначаться Sw (от немецкого Sollwert), фактическое значение — Iw (Istwert), расхождение между тем и другим, воспринимаемое элементом 4, точнее говоря, избыток или недостаток Iw над Sw (Iw — Sw) — символом Dw.

В примере, приводимом Wiener по идее его партнера Rosenbluth, координационное управление жестом взятия видимого предмета со стола рассматривается как непрерывная оценка уменьшения того куска пути, какой еще остается пройти кисти руки до намеченного предмета. При всей правомерности обозначения места предмета как Sw, текущего положения кисти — как Iw, а планомерно убывающего расстояния между ними — как переменной Dw = (Iw-Sw) я должен пояснить здесь же, что и выше, и в дальнейшем рассматриваю координационный процесс в микроинтервалах пути и времени, опираясь на данные, собранные за годы работы моей и моих товарищей. Поэтому в рамках настоящего очерка я рассматриваю как переменный Sw весь непрерывный запланированный путь, или процесс движения органа, а как Iw — фактически текущие координаты последнего. В связи с этим Dw в настоящем контексте — это пороговомалые отклонения, корригируемые более или менее исправно по ходу движения. Примером их могут служить отклонения линии, проводимой от руки карандашом или острием планиметра, от начерченной линии, которую требуется обвести. В нашем смысле, следовательно, Dw есть не планомерно убывающая макродистанция, а колеблющаяся, то возникающая, то погашаемая с тем или иным успехом малая величина переменного знака и направления. Центральным командным постом всей кольцевой системы СУ является, конечно, ее задающий элемент 2. По характеру задаваемого им Sw все мыслимые виды СУ разделяются на два больших класса: СУ с фиксированным, постоянным значением Sw (так называемые стабилизирующие системы) и СУ с меняющимися по тому или другому принципу значениями Sw (следящие системы). Закон хода изменений задаваемого Sw принято именовать программой функционирования СУ. Смена последовательных этапов реализации программ может быть скачкообразной или непрерывной и являться в разных случаях функцией времени, пути рабочей точки мотора — эффектора, промежуточного результативного этапа и т.д. В наиболее сложных и гибких системах могут переключаться, сменяя одна другую, и сами программы. 

Основные уровни формирования движений. В числе выделяемых уровней построения движения Н.А. Бернштейн описывает следующие.

Уровень синергий. У человека он локализуется в системе зрительного бугра (центр сенсорного синтеза) и паллидума (эффекторный центр). Этот уровень является ведущим для мимических, пластических и т. п. движений, которые афферентируются проприоцептивной чувствительностью. Он отвечает, следовательно, задачам, содержание которых не выходит за пределы управления положением собственного тела и его конечностей (например, движения при так называемой вольной гимнастике). Как и другие уровни, этот уровень участвует в осуществлении движений более высоких уровней, в которые он входит в качестве их «фоновой» составляющей.

Уровень пространственного  поля. Этот уровень локализуется в  сенсорных центрах коры и в  стриатуме, или пирамидных кортикальных полях. Он является ведущим для целевых переместительных движений. Координация движения осуществляется на этом уровне на основе синтеза ощущений, отражающих пространство в оценках его протяженности.

Уровень предметных действий. Он локализуется в коре полушарий  головного мозга и особенно тесно  связан с ее левой нижнетеменной  областью. Он осуществляет смысловые  предметные действия, типическими представителями  которых являются трудовые процессы и вообще процессы, ведущие к активному  преднамеренному изменению предметов. На этом уровне протекает также и  построение (координация) собственно двигательной стороны устной и письменной речи.

Наивысший уровень - уровень  интеллектуальных двигательных актов. К этому уровню относятся: речевые  движения, движения письма, движения символической  или кодированной речи. Движения этого  уровня определяются не предметным, а  отвлеченным, вербальным смыслом.

Таким образом, в организации  движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней - тот, на котором строится движение и все нижележащие уровни. Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

В осуществлении движений участвуют различные процессы:

· Сенсомоторные  процессы - это процессы, в которых  осуществляют связь восприятия и  движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия; 2) центральный  момент реакции - более или менее  сложные процессы, связанные с  переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные  коррекции движения (обратная связь).

· Идеомоторные процессы связывают представление  о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции  моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

· Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие  выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми  человеком.

 

Заключение

Подводя итоги, можно утверждать, что действие - это система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия характеризуются  рядом особенностей: первая особенность  состоит в том, что действия в  качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и  удержания цели. Вторая особенность  действия -- это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность - через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность - действия могут быть внешние привлеченные и внутренние умственные. В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека. Каждое самое простое человеческое действие - реальное физическое действие человека - является неизбежно психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим.

Движения, служат для выражения действий, посредством  которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут  быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Служащие для  воздействия на объективный предметный мир, для изменения его, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда, обслуживают межличностные  отношения. Не подлежит сомнению, что  свое совершенство и свою действительную характеристику движения человека приобретают  лишь от осмысленного действия, в которое  они включаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

«Физиология» В.П. Дегтярев, С.М. Будылина, 2006

«Нормальная физиология»  Р.С. Орлов, 2010

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635a3bd68a5d53b88521206d37_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Temporary splinting

The advantages of stabilization of teeth on a temporary basis are of considerable value in the treatment of periodontally involved, mobile teeth.

The need for splinting, among other things, must be assayed on the basis of the nature of the periodontal involvements, the crown-to-root ratio, the condition of the remaining teeth in the arch, and the mobility pattern of the teeth to be stabilized. Also, the type of periodontal pocket or the indicated periodontal therapy dictates to a great extent the need for the type of splint.

The rigidity of the stabilization is far more critical in the instance where therapy is undertaken for an infrabony pocket than in those cases where a gingivectomy is performed.

The temporary splinting of teeth is of extreme value as a means of stabilization before, during and after periodontal therapy. The principles involved are the same as those which prevail in all endeavors in which fixation is prerequisite of therapy. The method of temporary splinting may vary in accordance with the urgency of the stabilization or the over-all projected treatment plan. Thus, it is advisable to ascertain whether or not permanent fixation is to be a necessary component of the periodontal therapy. Should full coverage be the method of choice for the retainers and the permanent splinting, it would be advisable to prepare the teeth and make an acrylic splint immediately. If, however, the teeth will require no further aid in stabilization once periodontal therapy has been completed, then the teeth should not be ground. Wire, orthodontic bands, or removable appliances may be used as the splinting medium in these cases.

Информация о работе Физиология движений