Терроризму-угроза обществу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

В последнее время терроризм приобретает все более угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Поэтому терроризм является одним из наиболее опасных преступлений против общественной безопасностию

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document Mới.docx

— 41.78 Кб (Скачать файл)

Ложное же сообщение об акте терроризма полностью исключают  приведение угрозы в исполнение. Если за выражением угрозы убийством и  т.п. следуют какие-то действия по ее реализации, например, виновный бросается  за оружием, берет в руки нож, палку, камень, веревку, то налицо уже другое преступление – приготовление к  убийству или причинению тяжкого  вреда здоровью, а в некоторых  случа­ях — покушение на совершение преступления.

Различаются указанные преступления тем, что ложное сообщение об акте терроризма совершается анонимно, а  угроза убийством — открытое преступление. Первое направлено на запугивание больших  масс людей, второе — конкретного  человека. Различны и мотивы: у заведомо ложного сообщения об акте тер­роризма  мотивом являются хулиганские побуждения; при угрозе убийством — личные: месть, ревность, за­висть и т.п.

Существует еще одно преступление, тесно переплетенное с терроризмом, на которое хотелось бы обратить внимание. Это – посягательство на жизнь  государственного или общественного  деятеля (террористический акт).

Это одно из наиболее опасных  преступлений, поскольку оно способно дестабилизировать политическую обстановку в стране, обострить социальные, политические, государственные и  экономические противоречия. Не случайно, такие террористические акты использовались и в прошлом, и в настоящем.

Уголовный кодекс содержит прямое указание на цели подобного  террористического акта: прекращение  государственной или иной политической деятельности государственного или  общественного деятеля либо месть  за такую деятельность. Для сравнения  можно отметить, что в ст. 66 УК РСФСР (1960 г.) целью террористического  акта называлась несколько иная, но весьма сходная цель – подрыв или ослабление Советской власти, а в ст. 67 («Террористический акт против представителя иностранного государства») – провокация войны или международных отношений. В действующем уголовном кодексе говориться о мести лишь за соответствующую государственную или общественную деятельность. Помимо целей, чрезвычайно важно обратить внимание на мотив (или мотивы) террористического акта против государственного или общественного деятеля.

Ст. 66 УК РСФСР предусматривала  уголовную ответственность за убийство или нанесение тяжкого телесного  повреждения не только государственному или общественному деятелю, но и  представителю власти. Это было достаточно обоснованно, поскольку не только представители  власти ранга государственного деятеля  могут подвергаться террору, но и  иные служащие государственных учреждений. Иными словами, технического секретаря  какой-нибудь областной администрации  или сотрудника отдела писем центрального министерства могут лишить жизни  только потому, что они олицетворяют ненавистное учреждение. Сейчас посягательство на жизнь таких лиц (при условии  установления соответствующего мотива) может быть квалифицированно как  терроризм.

Террористический акт  считается оконченным в момент начала посягательства, а не в момент причинения смерти потерпевшему. Причинение тяжкого  вреда здоровью не может быть квалифицированно по ст. 277, в которой говорится  о посягательстве на жизнь. Посягать же на жизнь можно лишь путем убийства. Даже тяжкий вред здоровью, опасный  для жизни, не есть посягательство на саму жизнь. Это именно вред здоровью, пусть и очень тяжкий, а не уничтожение  жизни.

Ст 66 УК РСФСР раздельно  предусматривала ответственность  за убийство и за тяжкое телесное повреждение  причиненное государственному или  общественному деятелю или представителю  власти. Думается, что так было правильно, поскольку разница между убийством  и тяжким вредом здоровью огромна, даже при том, что иногда причинение подобного  вреда полностью исключает какую-либо работу государственного или общественного  деятеля. Учитывая указанную разницу, ее и отразили в санкциях за соответствующие  деяния. Причинение тяжкого вреда  здоровью государственного или общественного  деятеля, особенно такого, который полностью  лишает его работоспособности, способности  решать привычные государственные  или общественные задачи, тоже представляет большую опасность для общества. Поэтому представляется целесообразным установить уголовную ответственность  за причинение тяжкого вреда здоровью государственного или общественного  деятеля в целях прекращения  его государственной или иной политической деятельности или мести  за такую деятельность.

В диспозиции ст. 277 УК РФ указаны  цели такого преступления – прекращение  государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо месть  за такую деятельность. Этот признак  носит обязательный характер. Следовательно, если происходит посягательство на жизнь видного общественного деятеля не за его политическую деятельность или не из мести, данное посягательство нельзя будет квалифицировать в качестве террористического акта. Указание в законе на «иную политическую деятельность» всякий раз требует точного установления того, была ли она политической или нет.

Это преступление может быть совершено только с прямым умыслом  – лицо осознает, что его деяние направлено на лишение жизни государственного или общественного деятеля, предвидит  наступление таких последствий  и желает их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предупреждение терроризма представляет собой исключительно  сложную задачу, поскольку это  явление порождается многими  социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и  иными причинами. Следовательно, такие  причины и должны быть объектом профилактического  вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана  с обладанием государственной властью  и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры  общества и т.д. При всем этом терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку  является разновидностью извечного  и неумирающего спутника человечества – убийства. Невозможно представить  себе, чтобы когда-нибудь исчезли  с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и  другими для всеобщего счастья  или гегемонии своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые  путем террора решают свои корыстные  задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего  равенства.

Собственно, вопрос вовсе  и не стоит о полном уничтожении  терроризма в мире, особенно если иметь  в виду его самые разнообразные  проявления. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы  не давать ему распространяться и  вовремя выявлять террористическую угрозу.

Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в  нескольких направлениях: 1) воздействие  на основные, даже глобальные явления  и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление  можно назвать стратегическим, и  было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное  прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление  и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены  в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и  иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося терроризма и террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

Помимо названных направлений  борьбы с таким явлением как терроризм, необходимо бороться с этом злом как  можно эффективнее и на законодательном  уровне, улучшать и углублять законодательство, регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М. Терроризм.  Криминологическое и угловно-правовое  исследование. М., 1998.

2. Качмазов О. Уголовная ответственность за терроризм, 1998.

3.     Конституция  РФ от 12.12.1993. Официальное издание.  М., 1993.

4.     Терроризм:  психологические корни и правовые  оценки, 1995.

5.     Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996.

 


Информация о работе Терроризму-угроза обществу