Історія розвитку етології

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:04, реферат

Описание работы

Этология изучает психику животных. Мы будем придерживаться концепции двойной детерминации психики, которая развивалась Сергеем Леонидовичем Рубинштейном. По Рубинштейну, психика детерминируется (определяется) двояко: с одной стороны, психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором, с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.

Содержание работы

1. Предмет, методы и задачи этологии………………………………………………………2
2.Методы этологии – наблюдение и эксперимент…………………………………5
3. Историческое развитие этологии………………………………………………………………6

3.1. Общие направления……………………………………………………………………………………………………6
3.2. Бихевиоризм……………………………………………………………………………………………………………………12
3.3. Гельштальтпсихология…………………………………………………………………………………………13
3.4. Необихевиористская теория……………………………………………………………………………14
3.5. Научение…………………………………………………………………………………………………………………………15
3.6. Теория инстинкта К. Лоренца………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Історія розвитку етології.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

           

Почему такие крайние взгляды получили своих сторонников? Распространение “монизма снизу” было следствием неприятия интроспекционистских позиций в психологии, которые отождествляли психику с явлениями сознания. Интроспекционизм - взгляд внутрь. Интроспекционисты полагали. что при некоторой тренировке человек способен осознавть свои психические процессы и сообщать о них. Поведение животных также должно было интерпретироваться в системе понятий умственной деятельности. Интроспекционист Титченер писал, что когда психолог пытается понять умственные процессы ребенка, или собаки. или насекомого, проявляемые в поведении, он должен опираться на собственный ум как единственное средство интерпретации ума другого организма.

          

Против  подобного  антропоморфизма (или “монизма сверху”) и выступал Жак Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и Павлов со своими последователями.

         

В бихевиоризме единственной научной реальностью  и предметом психологии было объявлено  поведение. Под поведением понимали лишь совокупность реакций организма в ответ на определенную стимуляцию. Единицей поведения считался навык, состоящий, по Уотсону, из “серии определенных дуг, начинающихся в рецепторе и кончающихся в эффекторе”. Дальнейшее развитие бихевиоризма довело подобный “монизм снизу” до крайних позиций. “Нам ничего не нужно для объяснениея поведения, кроме обычных законов физики и химии”, - писал Уотсон.

 

3.2. Бихевиоризм

 

Классическая этология возникла внутри психологии в связи  с интересом  к проблемам эволюции высших психологических функций. На ранних этапах своего развития этология была тесно связана со сравнительной психологией. Этологи начала ХХ века, такие как Йеркс, Лэшли, Шнейрла, Уотсон, изучали различные формы поведения животных разных систематических групп. Постепенно работы по самым широким формам поведения, например, по общественному поведению, пищевому, материнскому, а также работы по онтогенезу поведения стали вытесняться работами, посвященными одному только научению.

Чем была вызвана  эта тенденция?

         

Многие крупные направления, которые господствовали в психологии в начале ХХ века, основной проблемой психологии считали проблему сознания. Ряд  психологов того времени ставил знак равенства между психикой и сознанием. Например, структуралист Эдвар Титченер утверждал, что основной проблемой психологии является изучение структуры сознания.

         

Бихевиористы  полностью изменили понятие о  психике. Пионер бихевиористского движения Эдвард Торндайк поставил  в 90-х годах Х1Х века опыты, которые показали, что природа интеллекта и его функции могут быть изучены и оценены без обращения к явлениям сознания. Сам Торндайк называл себя не бихевиористом, а коннексионистом. Торндайк опубликовал в 1898 году работу "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных”. Под ассоциацией Торндайк понимал не связь между идеями или между идеями и движениями. как было принято в то время. а связь между движениями и ситуацией. Торндайк изучал научение у кошек и собак в “проблемных клетках” и сформулировал в 1911 году вывод о том. что законы, управляющие научением, одинаковы по существу для всех видов. Торндайк показал роль подкрепления в обучении и сформулировал “закон эффекта”.

 

Успешность  экспериментов Торндайка привела  к упадку сравнительной психологии, но привела к расцвету этологи бихевиористского направления. В 1910 году в США существовало 8 этологических лабораторий, выходило несколько этологических журналов.

         

Главное внимание бихевиористы уделяли поведенческим  актам, доступным для наблюдения. Под поведением понимали лишь совокупность реакций в ответ на определенную стимуляцию.

         

Основатель  бихевиоризма Джон Уотсон считал, что все поведение является ответом на соответствующий стимул.

         

3.3. Гештальтпсихология

         

“Гештальт” - по-немецки “образ”, “форма”, “целостность”. Школа начала формироваться с 1912 года в Германии. По мнению гештальтпсихологов, предметы, из которых состоит окружающая нас среда, воспринимаются не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образования условных связей (бихевиористы), а виде целостных образов.  Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

          

Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову - для формирования сложных  понятий  требуется серия повторностей. Только тогда образ запечатлится. (“Условные рефлексы и их формирование”). По гештальттеории: сложнейшие образы осень часто запечатляются практически мгновенно и навсегда. С собакой  иногда достаточно одного эксперимента, чтобы она запомнила образ.

          

Роль образов  в психике животных длительное время недооценивалась. Теперь известно, что для большинства животных язык зрительных образов намного важнее аккустических восприятий и даже аккустических коммуникаций. Сейчас считают, что именно восприятие зрительных образов и эволюционирует, усложняясь от группы к группе.

 

Интересно, что  Эйнштейн считал, что он никогда  не мыслил языком, словами, а только образами (из книги Вольфганга Келера, одного из основателей ГП, об Эйнштейне). Сейчас считают, что словесно-понятийный язык сформировался наиболее поздно в эволюции. Первична предметно-образная форма мышления. О двух видах мышления говорит и Юнг в своей работе “Либидо, его метаморфозы и символы”. Юнг пишет, что эволюционно первично образное мышление, которое есть мечтание и фантазирование. Это мышление, в отличие от словесного, или определенно-направленного мышления, не создает  приспособления к действительности, а высвобождает субъективные желания. Образное мышление более близкок бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне. Если считать, что в психологии, как и в морфологии, онтогенез есть повторение филогенеза, то  инфантильное образное мышление является ни чем иным, как повторением доисторического периода и античности.

         

Основные постулаты  гештальтпсихологии: (были сформулированы в противопоставление бихевиоризму, как и сама ГП возникла как противоречие бихевиоризму, отсюда специфическая ограниченность ГП)

         

1) Элементом  психики являются  целостные структуры,  “гештальты”.

2) Формирование  гештальтов подчиняется внутренне  присущей организмам способности образовывать простые симметричные замкнутые фигуры.

            3) Отдельно   изолированные ощущения есть фикция.

 

Процесс накопления информации по гештальттеории происходит на основе: 

а) реорганизации  более ранних представлений; 

б) группировки  в новых соотношениях;

в) центрирования(выделения  доминанты).

         

           Значительный вклад в ГП внес Вольфганг Келер. Он изучал обезьян, впоследствие перешел на изучение людей. Келер сформулировал ряд принципов ГП (то есть положений, свойственных данному типу мышления).

           

1) Механизмы  восприятия целостности врожденны. 

2)  Решение  задачи - внезапное “озарение”, отчасти  независимое от предшествующей  деятельности, совершенно противоположное  “пробам и ошибкам” из прошлого опыта.

           3) Принцип динамичности, согласно которому течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе.

          

Л. фон Берталанфи  указывал, что гештальтпсихология была историческим предшественником общей теории систем.

          

Макс  Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии определил основную проблему ГП как изучение влияния внутренней структуры целого на состояние отдельных элементов, слагающих это целое. До этого полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, а гештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого.

 

Существенным же недостатком  гештальтпсихологии является то, что  методы исследования психики ограничивались описанием наблюдателем содержания своего восприятия.

 

3.4. Необихевиористская теория

         

Первые попытки  синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину кувшину, в который льются стимулы. Халл и Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

         

Халл создал теорию, названную “теорией навыков”. Она основана на биологических потребностях организма. Также Халл ввел представление о “стремлении к цели”. Это стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления неодинакова на разных этапах достижения цели. И.П.Павлов ввел понятие “рефлекс цели” раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел понятие “подкрепление”. Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения животных на изучение человека.

         

Толмен  провозгласил  теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет “познавательный фактор”. Путь к цели, по Толмену - это заучивание последовательности стимулов.

         

Единицей поведения  по Толмену является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и направляемыми процессами познания. Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, “что ведет к чему”. То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.

          

Толмен отверг представление о решающей роли двигательной (кинестетической) памяти постановкой  экспериментов с лабиринтами.

         

Свой вклад  в необихевиоризм Толмен завершил концепцией “ожидания и сравнения”. Он считал, что на основе познавательной карты в мозгу создается ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с действительностью выбирается тот вариант поведения, который приводит к ожидаемому. Толмен считал, что ожидаемый гештальт распознается по его знаку. Поэтому теорию Толмена называют еще теорией знакового обучения. Толмен так же ввел понятие латентного (то есть скрытого) обучения.

 

          Еще одним представителем необихевиоризма  был Скиннер. Скиннер работал  в Гарвардском университете. Известен  как создатель методики скиннеровского или оперантного обучения.  Скиннер разделил все реакции животных на стимул на два типа. Первый тип - пассивные, или отвечающие реакции. Например, рефлекторная реакция сужения зрачка на свет. Второй тип реакций - оперантные реакции, или реакции активного типа. Реакции первого, отвечающего типа можно охарактеризовать силой стимула и силой реакции. А для оперантного поведения важен темп ответной реакции, который зависит от индивидуального времени. Под индивидуальным временем в данном случае понимается темп информационного обмена особи со средой.

          Заслугой Скиннера так же является  изучение доминирования того  или иного вида сенсорных систем  у разных особей.

 

3.5. Научение

 

Большинство этологов в основу определения понятия “научение” кладут принцип исключения. Научение - это такая модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта особи,  а не является следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления, сенсорной адаптации.

         

          Некоторые этологи полагают, что  предложенное определение научения (“выполнение приобретенной реакции”) бихевиористское, и предлагают  более широкое определение понятия  “научение”. Предполагают, что в  организме может произойти какое-то изменение, создавшее потенциальную основу для модифицированного поведения, но это изменение никогда не проявится во внешних условиях. Согласно предложенной точки зрения, научение - это изменение скорее в потенциальных возможностях поведения.

 

Научение у животных различных систематических групп имеет качественные отличия. Тем не менее зоопсихологи-бихевиористы сформулировали “общие закономерности научения”.

 

Всеобщие законы научения:

 

1) “Закон эффекта” Торндайка. Для реакции, за которой следует вознаграждение или состояние удовлетворения, вероятность повторения возрастает, а для реакции, вызывающей вредное или неприятное последствие, вероятность повторения снижается;

 

2) Принцип наименьшего усилия Скиннера. Животные стремятся получить вознаграждение самым быстрым и самым удобным способом;

 

3) Закон истинктивного смещения выученного поведения (сформулирован супругами Бреландами – американскими зоопсихологами). “Выученное поведение смещается в сторону инстинктивного всегда, когда сильные врожденные инстинкты животного сходны с условной реакцией”. Закон  подкрепления недостаточен для того, чтобы преодолеть врожденные тенденции к определенным видам поведения.

 

4) Закон Йеркса-Додсона. Наиболее успешно научение происходит при оптимальной мотивации. Если мотивация превысит оптимум, научение будет происходить медленнее и возрастет количество ошибок.

 

В зоопсихологии  есть два подхода к классификации  научения.

Первый подход к классификации  научения принадлежит необихевиористу  Э. Толмену. Подход основан на осознании того факта, что механизмы научения разнородны  у представителей различных систематических групп. (Подтверждением этому  может выступать. например, поведение голубей, решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами)        

Информация о работе Історія розвитку етології