Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 21:41, шпаргалка

Описание работы

58. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора в эволюции.
Естественный отбор — процесс, изначально определённый Чарльзом Дарвином как приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.

Файлы: 1 файл

К экзамену.docx

— 147.40 Кб (Скачать файл)

Следствием ароморфозов является морфофизиологический прогресс, основными критериями которого являются следующие показатели:

а) системные – совершенствование систем гомеостаза и гомеореза; (гомеостаз – устойчивость состояния, например, постоянная температура тела, постоянство солевого состава, постоянство содержания О2 и СО2, постоянство рН...); (гомеорез – устойчивость развития, например, способность формирования определенного фенотипа в изменяющихся условиях среды обитания);

б) энергетические – повышение к.п.д. организма (сравните опыление у сосны и у цветковых растений);

в) информационные – возрастание объема информации: генетической (увеличение объема ДНК в клетке) и эпигенетической (память, научение).

Следствием морфофизиологического прогресса является общебиологический прогресс, связанный с выходом в новую адаптивную зону. Примером общебиологического прогресса, основанного на ароморфозах, является завоевание суши сосудистыми растениями, насекомыми и амниотами.

Таким образом, ароморфозы являются крупными преадаптациями, заранее обеспечивающими организмам возможность обитания в новых условиях. Вследствие ароморфозов начинается широкая адаптивная радиация. Концепция адаптивной радиации разработана В.О. Ковалевским (1875) и Г. Осборном (1915) независимо друг от друга. Адаптивная радиация – это разветвление предкового ствола группы организмов на отдельные ветви в ходе приспособительной эволюции. Таким образом, адаптивная радиация связана с развитием адаптаций к различным условиям среды и способов использования её ресурсов: освоение различных местообитаний, убежищ, пищевой базы, способов добывания пищи и т.д. Адаптивная радиация проявляется в разнообразии таксономических групп в пределах крупного таксона, например, в разнообразии родов и видов семейства Кошачьи, разнообразии различных семейств отряда Хищные и т.д. Например, анцестральные (предковые) формы млекопитающих, благодаря целому комплексу ароморфозов дали начало множеству групп, завоевавших все мыслимые адаптивные зоны:

– древесно-лазающие растительноядные (белки, приматы),

– древесно-лазающие хищные (куницы),

– наземно-лесные растительноядные (лоси, косули),

– наземно-лесные хищные (волки), наземные обитатели открытых пространств (лошади),

– подземные (кроты, слепыши),

– околоводные и полуводные (ластоногие),

– водные (китообразные),

– летающие (рукокрылые),

– обитатели переходных местообитаний (лисы, зайцы, кабаны) и т.д.

77. Доказательства  естественного происхождения человека. Их обоснование сравнительно-анатомическими  данными.

 

106 Доказательства естественного  происхождения человека

До относительно недавнего времени общепринятым считалось происхождение человека благодаря божественному акту творения. Таких взглядов придерживаются очень многие до сих пор. Важнейшим событием в развитии научных взглядов на происхождение человека явилась книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой доказывается, что человечество произошло от древних высокоорганизованных двуногих обезьян. К настоящему времени теория Дарвина пополнилась многими доказательствами естественного происхождения человека.

Ж. Б. Ламарк первым писал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привел к выпрямлению тела, освобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Человек – существо биосоциальное. антропогенез, определяется двумя группами факторов: биологическими и социальными. Систематическое положение человека. Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке. Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т. д. Класс Млекопитающие: четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха. Подкласс Плацентарные: образование плаценты. Отряд Приматы: сходство с человекообразными обезьянами: четыре группы крови, бинокулярное зрение, относительно большая масса головного мозга, борозды и извилины коры, сложные формы поведения (сходные эмоции, мимика, забота о потомстве, использование предметов для достижения цели), редукция хвостового отдела позвоночника, наличие капиллярных узоров на пальцах и ладонях, ногти (а не когти на пальцах), широкая и плоская грудная клетка, противопоставление большого пальца остальным, общие болезни и паразиты, сходство кариотипов.

Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы. На человека распространяется правило рекапитуляции. Повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях. Принцип рекапитуляции впервые сформулирован Ч. Дарвином

Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. У человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс). Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей (густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки).

палеонтологические доказательства эволюции человека – ископаемые останки предков человека.

Доказательства происхождения человека от животных:

Физиологические: принципиальное сходство процессов протекающих в организмах человека и животных;

Эмбриологические: сходные этапы зародышевого развития человека и животных; Палеонтологические: находки останков древних человекоподобных существ;

Биохимические: сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;

Сравнительно-анатомические: единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;

Генетические: сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян

Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека

Анатомические, физиологические и генетические признаки:

объем мозга примерно 600 см3 (у человека около 1600 см3);

менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;

относительно более длинные передние конечности;

кисти рук крюкообразные;

хватательный тип стопы;

более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями;

ярко выраженные надбровные дуги;

стопа не образует свод;

таз не такой широкий, как у человека;

существуют некоторые отличия по числу хромосом;

биохимический состав не полностью идентичен.

Функционирование нервной системы, психические качества:

уровень развития сознания ниже, чем у человека;

эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;

менее выраженная способность к отвлеченному мышлению;

отсутствует членораздельная; речь;

менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;

отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;

большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.

Черты сходства человека и человекообразных обезьян

Анатомические, физиологические и генетические признаки:

большое сходство в строении скелета и внутренних органов;

очень похожие зубы; наличие ногтей; общие болезни; сходное число хромосом; очень близкий химический состав крови; сходный аминокислотный состав. Функционирование нервной системы, психические качества и способности:

способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев); высокая способность к обучению; хорошая память; способность накапливать жизненный опыт; сложные формы заботы о потомстве. Основными итогами эволюции человека являются:

1. возникновение прямохождения;

2. расширение и укрепление  таза, принимающего на себя основную  нагрузку при передвижении на  двух конечностях;

3. облегчение челюстного  аппарата в связи с уменьшением  нагрузки при жевании;

4. освобождение рук для  труда как следствие возникновения  прямохождения.

5. противопоставление большого  пальца на руке остальным.

6. изготовление и использование  орудий труда.

7. сплочение членов общества  и усложнение их трудовой деятельности.

8. совершенствование звуковой  сигнализации, появление второй  сигнальной системы (речи).

9. прогрессивное развитие  головного мозга.

10. возникновение абстрактного  мышления.

11. создание искусственной  среды существования, уход от  интенсивного воздействия естественного  отбора.

Перечисленные тенденции исторического развития человека привели к появлению у него существенных отличий от современных человекообразных обезьян.

 

78. Движущие  силы антропогенеза. Обоснование  их роли.

Антропогенез. Биологическая и социальная сущност2ь Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса составляет задачу одного из основных разделов антропологии — учения об А. К главным проблемам А. относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии А., движущие силы А. на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Решение коренных и частных проблем А. осуществляется с помощью данных антропологии (особенно палеоантропологии) и близких наук — эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, этнографии и лингвистики. Методологической основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем А., служат эволюционное учение Ч. Дарвина и, главное, диалектико-материалистическая философия и как её конкретное выражение трудовая теория А., разработанная Ф. Энгельсом в 70-х гг. 19 в. Её центральная идея заключается в том, что в процессе А. основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества. Биосоциальная сущность человека. Подчинение жизни человека как биологическим, так и социальным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчинение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отличия человека от животных — прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности — наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить.

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"