Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:43, реферат
Достаточно вспомнить основные особенности строения всех основных систем органов человека (скелет, нервная система, системы органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д.), чтобы убедиться: человеческое тело имеет тот же план строения, что и все остальные позвоночные животные. Еще полнее окажется сходство при сравнении строения человеческого тела со строением тела млекопитающих животных. И, наконец, не только тип внутреннего строения, но и черты внешнего сходства будут обнаружены при сравнении человека с человекообразными обезьянами из отряда приматов: орангутаном, шимпанзе, гориллой.
Сходство человека и животных
Достаточно вспомнить
основные особенности строения всех
основных систем органов человека (скелет,
нервная система, системы органов
кровообращения, дыхания, пищеварения
и т. д.), чтобы убедиться: человеческое
тело имеет тот же план строения,
что и все остальные
Рис. 112. Рудименты у человека в сравнении с соответствующими органами у других позвоночных. А — слепая кишка с червеобразным отростком у человека (1) и у копытного (2); Б — третье веко у человека (3) и птицы (4); В — ушная раковина у человека (сплошная линия) и обезьяны (пунктир)
Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На ранних этапах эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5—3 месяцев внутриутробного развития позвоночника эмбриона заканчивается хвостом, который позже превращается в копчик. Жаберные щели, наружный волосяной покров — тоже эмбриональные признаки, подтверждающие родство человека и животных.
Важные свидетельства родства человека с животными дают рудиментарные органы и явления атавизма. В теле человека насчитывается около 90 рудиментарных органов. Вот лишь некоторые из них: копчик, который является рудиментом хвоста; мелкие редкие волосы на теле, являющиеся остатками волосяного покрова; отросток слепой кишки —аппендикс и многие другие (рис 112). Как видно из рисунка, то, что стало рудиментами у человека, у других животных продолжает нормально функционировать (например, третье веко у птиц).
К числу зарегистрированных
случаев атавизма у человека относятся:
небольшой наружный хвостик у
новорожденных; тело, сплошь покрытое
волосами; лишние пары сосков; мускулы,
позволяющие произвольно
Рис 113. Случаи атавизма у человека
О наибольшей степени родства между человеком и человекообразными обезьянами свидетельствуют сходные детали морфологического строения: общий характер телосложения, редукция хвоста, противопоставление большого пальца другим на руках, наличие ногтей на пальцах, форма глаз и ушей и многое другое. Очень важны черты физиологического сходства: общие у человека и человекообразных обезьян группы крови, общие болезни (туберкулез, воспаление легких) и общие паразиты. Тщательное изучение высшей нервной деятель ности человекообразных обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их поведенческих реакций. В этом отношении особенно показательна их способность использовать различные предметы в качестве простейших орудий (например, составить вместе две полые палки, чтобы достать высоко подвешенный плод).
Как бы ни была велика
степень сходства между человеком
и человекообразными
Человек |
Животные |
Мышление и членораздельная речь | |
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) |
Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская
исследовательница Ладыгина- |
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. |
«Разговор» животных — различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях. |
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм. | |
Сознательная
целенаправленная творческая | |
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. |
Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы. |
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов. | |
Выражает ценностное отношение к действительности. | |
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ | |
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. |
Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования. |
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ | |
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. |
Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике. |
Биологические, социальные, духовные потребности | |
Удовлетворяет не только
биологические, но и социальные и
духовные потребности. Духовные потребности
связаны с формированием |
Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами. |