Гигиена внешней среды школьников, как условие сохранения их здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:28, реферат

Описание работы

По данным ВОЗ состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 21.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

Предмет: «Возрастная физиология и школьная гигиена»

Тема: Гигиена внешней среды школьников, как условие    сохранения их здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

Гигиена внешней среды школьников, как условие сохранения их здоровья.

По данным ВОЗ  состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

 Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников– школьные формы патологии.К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов.

Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз.

Симптомы:

-жалобы на слабость, головную  боль;

-быстрая утомляемость, раздражительность;

-повышенная возбудимость  и несдержанность, легко наступающее  истощение;

- непереносимость яркого  света, звуков, шума;

-расстройства сна (трудно  уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры.

Подходы педагога к детям, страдающим неврозами:

      - уменьшить  объем домашних заданий и помочь  в их выполнении.

      -надо создать  благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, стимулирующие    занятия в школе, помощь в преодолении  возникших трудностей в учебном  процессе.

Гигиена внешней среды школьников (дошкольников) как условие сохранения их здоровья заключается в следующем:

 
      Признавая  важность влияния на организм  человека внешней среды, необходимо  с особой силой подчеркнуть  исключительную роль условий  социальной среды, в особенности  гигиенических мероприятий, проводимых  в целях охраны и укрепления  здоровья детей, подростков и  молодёжи и совершенствования  их физических и психических  сил.  
 
      Наряду с термином гигиена существует термин санитария, происходящий от латинского слова sanitas, т. е. здоровье. Под словом санитария подразумевается применение данных гигиенической науки на практике, в жизни.  
 
       Школьная гигиена, как наука об охране и укреплении здоровья детей, подростков и молодёжи, изучает влияние внешних природных и искусственно создаваемых условий жизни, а также влияние условий труда и быта на растущий организм, его развитие и здоровье. Пользуясь данными этого изучения, школьная гигиена разрабатывает мероприятия и нормы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена изучает и обобщает опыт применения этих мероприятий в школах и других внешкольных детских учреждениях, а также в семье.  
 
       Процесс формирования подрастающего человека происходит в школе и семье. Поэтому нельзя рассматривать гигиеническое воздействие на растущий организм отдельно в школе (в детском саду и т. п.) и отдельно в семье. Этот процесс един и должен осуществляться общими усилиями педагогов и родителей. Школьная гигиена имеет своей задачей внедрение лучшего передового опыта в практику учебно-воспитательных учреждений и семьи.  
 
       Некоторые рассматривают школьную гигиену как науку, изучающую вопросы охраны и укрепления здоровья детей только школьных возрастов. Такая точка зрения не может быть признана правильной. Школьная гигиена охватывает подрастающее поколение на протяжении всего времени его развития вплоть до 23- 25 лет: в процессе дошкольного воспитания, в период школьного обучения, а равно и по окончании средней школы - вплоть до завершения процесса формирования организма.

       Школьная  гигиена имеет предметом своего  исследования следующие основные проблемы:  
 
1) Школьная гигиена как наука, и её связь со смежными науками, методы исследования, история школьной гигиены и школьно-санитарного дела, организация и развитие государственных мероприятий в области охраны и укрепления здоровья детей,  
подростков и молодёжи.  
 
2) Состояние здоровья и физическое развитие детей, подростков и молодёжи. Знание современного состояния здоровья подрастающего поколения и его физического развития, особенно динамики этого развития, раскрывает закономерности в этой области и даёт возможность использования этих данных в практике школы и других детских учреждений для проведения эффективных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи.  
 
3) Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Сюда относятся вопросы морфологии и физиологии растущего организма, так или иначе связанные с процессами нормального его развития (костно-мышечная система, кровь и сердечно-сосудистая система, органы дыхания и пищеварения, кожа и органы выделения, нервная система и органы чувств, а также железы внутренней секреции).  
 
      Однако в отличие от педиатрии (науки о детских болезнях) школьная гигиена изучает анатомо-физиологические особенности растущего организма не с точки зрения патологии, а с точки зрения установления оптимальных условий для нормального развития и совершенствования растущего организма в целом и его отдельных органов и систем. Таким образом, педиатрия изучает растущий организм в состоянии его патологии, а школьная гигиена, опираясь на возрастную морфологию и возрастную физиологию, изучает здоровый растущий организм.  
 
        Знание анатомо-физиологических особенностей детей, подростков и молодёжи является важной предпосылкой для построения всех остальных разделов школьной гигиены.  
 
4) Личная гигиена растущего организма. Этот раздел и условия существования общественной гигиены имеет особо важное значение, так как от состояния гигиенической культуры отдельного индивидуума в значительной мере зависит гигиена коллектива.  
 
       Вопросы личной гигиены детей, подростков и молодёжи неразрывно связаны с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма.  
 
5) Влияние природных факторов внешней среды на здоровье детей, подростков и молодёжи. Взаимодействие организма с внешней средой оказывает огромное влияние на жизненные процессы и в значительной мере обусловливает самочувствие человека и состояние его здоровья. Знание этих факторов необходимо с точки зрения смягчения неблагоприятных их влияний на организм и особенно с точки зрения повышения его сопротивляемости и укрепления здоровья. В связи с этим приобретает особое значение закаливание организма воздухом, солнцем и водой. Только в социальном государстве возможно активное изменение условий среды в целях совершенствования физической и психической природы человека.  
 
6) Гигиена школы и других детских учреждений. Этот раздел объединяет комплекс вопросов, связанных с санитарно-гигиеническим благоустройством детских учреждений: принципы планировки этих учреждений, земельный участок, здания школы, детского дома и других детских учреждений, основные требования к ним, микроклимат, вентиляция и отопление, естественное и искусственное освещение, водоснабжение и канализация детских учреждений, требования к отдельным помещениям (классам, рекреационным помещениям, спальням и т. п.), уход за зданием и участком школы и других детских учреждений.  
 
7) Гигиена оборудования школы и других детских учреждений. Этот раздел тесно связан с предшествующим и является его дополнением. Сюда относятся требования к мебели школ и других детских учреждений, гигиено-физиологические основы сидения, устройство парт, посадка учащихся, требования к лабораторным столам, классным доскам и прочим предметам учебного, санитарного и хозяйственного оборудования. К этому разделу также относятся гигиенические требования к учебным пособиям (учебникам, детским книжкам, наглядным пособиям, географическим и историческим картам и пр.), школьно-письменным принадлежностям и игрушкам.  
 
8) Гигиена педагогического процесса. Этот раздел имеет особое значение для педагога и содержит следующие основные вопросы: гигиена умственного труда детей, подростков и молодёжи, гигиена учебно-воспитательной работы, в частности профилактика утомления и особенно переутомления учащихся, гигиенические основы построения режима дня отдельных возрастных групп, гигиена преподавания, гигиена урока, гигиена чтения, письма, занятий по рисованию, пению и музыке, гигиена учебных занятий по физической культуре, гигиена учебного кино, гигиена предэкзаменационного и экзаменационного периодов, гигиена внеклассной и общественной работы детей, подростков и молодёжи, гигиена работы учителя и т. п.  
 
9) Гигиена внешкольной работы среди детей, подростков и молодёжи. Сюда относятся такие вопросы, как гигиенические и физиологические основы отдыха растущего организма, гигиена мест проведения внешкольной работы в школах и во внешкольных учреждениях, гигиена детских игр и развлечений, гигиенические требования к внешкольной физической культуре и детскому спорту, гигиена технической самодеятельности и сельскохозяйственного труда детей, подростков и молодёжи, гигиена детского туризма, экскурсий и т. п. Этот раздел включает и такие вопросы, как гигиеническая организация режима дня ребёнка и подростка в семье и интернате, мероприятия по укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи во время зимних, весенних и летних каникул.  
 
10) Гигиена питания детей, подростков и молодёжи. Вопросы рационального питания растущего организма являются важными в ряду других разделов школьной гигиены. Вопросы гигиены питания тесно связаны с личной гигиеной. Они имеют большую социально-гигиеническую значимость. К ним относятся: гигиенические и физиологические основы питания растущего организма, возрастные нормы питания (вопросы калорийности, роль витаминов и минеральных веществ в питании растущего организма, дневной рацион питания и пр.), организация питания в школе и других детских учреждениях, а также в семье, гигиенические требования при приготовлении пищи для детей, профилактика пищевых отравлений и т. п.  
 
11) Профилактика болезней детей, подростков и молодёжи. Сюда относятся такие вопросы, как характеристика заболеваемости в зависимости от возраста, острые детские инфекционные болезни, пути передачи инфекционных болезней среди детей, самозащита организма от инфекции и пути повышения его сопротивляемости, профилактические мероприятия в детских учреждениях, школе, интернате и т. п.; незаразные болезни детей, подростков и молодёжи и их профилактика.  
 
12) Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение детей, подростков и молодёжи. Этот раздел включает методику привития санитарно-гигиенических навыков детям в школе, в детском саду, детском доме, распространение среди детей, подростков и молодёжи гигиенических знаний, преподавание гигиены в школе, санитарно-педагогическую пропаганду среди родителей и общественности.  
 
13) Организация школьно-санитарного дела. Сюда относятся такие вопросы, как организация работы по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи, организационные формы работы органов здравоохранения, народного образования, трудовых резервов и других ведомств по медико-санитарному обслуживанию подрастающего поколения, содержание и формы работы школьного врача как органического работника школы и других детских учреждений, роль и формы участия в работе по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи и добровольных обществ; законодательство в области школьно-санитарного дела.

        Как видно из изложенного, все эти проблемы органически связаны с учебно-воспитательной работой и знание их обязательно для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены влечёт за собой нарушение нормального физического и нейропсихического развития детей, подростков и молодёжи. Несоблюдение требований школьной гигиены отрицательно влияет на успеваемость детей и подростков. Она является крайне важной для учителей дисциплиной, так как оказывает большую помощь в их практической работе в школах и других детских учреждениях.      

 

 

 

 

 

                   Список использованной литературы:

1. М.П.Дорошкевич  «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

2. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год

3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков 2008.

4.Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология» Москва, «Высшая школа» 1985 год


Информация о работе Гигиена внешней среды школьников, как условие сохранения их здоровья