Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………….5
1.1 Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика………………………………………………………...................5
1.2 Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» ….……………………9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 1 - 4 КЛАССЕ ………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………...................38

Файлы: 1 файл

14.04.2014 кур чел и мир.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

1. В какой природной  зоне обитают белые медведи?

а) в арктической пустыне; б) в Северном Ледовитом океане;

в) на острове Врангеля; г) в тундре

2. В какой природной зоне расположен город Воркута

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в ледяной зоне; г) в степи

3. Где расположена  природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.

а) на островах Тихого океана; 

б) на островах Индийского океана;

в) на остовах Северного Ледовитого океана.

Приведем примеры тестовых вопросов на соответствие для 4 класса.

Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

 Солнце.     Планета.

 Луна.     Созвездие.

 Земля.     Звезда.

 Большая медведица.  Спутник.

 Приведем пример  тестового вопроса на установление  порядка действий для 3 класса. Эти  задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень  качественная форма тестовых  заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

1. Составь цепь  питания

( ) Волк ( ) жёлуди ( ) кабан

С целью выяснения самых интересных способов проверки было проведено анкетирование и его анализ. Анкетирование проводилось среди учащихся ГУО «Бурковская средняя общеобразовательная школа».

Результаты анкетирования указывают на то, что учащиеся с 1 по 4 классы отрицательно относятся к самостоятельным и контрольным работам и многие дети поставили эти виды проверки на третье место. Индивидуальный и фронтальный опрос, а так же тестирование стоят на втором месте. Первое место по праву принадлежит проектной деятельности и заданиям творческого характера. ( Приложение 2)

Таким образом, для эффективной проверки знаний учащихся необходимо учить детей осознавать мотив своей деятельности

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

 Ответственность  учителя начальных классов всегда  была исключительной, но в условиях  введения государственного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

 Сравнительно  новым содержательным компонентом государственного стандарта НШ являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Приведем пример УУД, формируемых в 1 классе на уроках окружающего мира по программе «Школа 2100»

1-й класс

Личностные УУД:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для проверки знаний по предмету «Человек и мир» используются разные способы и виды проверки. Среди их многообразия нельзя выделить главный вид проверки, но можно выбрать наиболее эффективный. Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться». 

Мы в своей работе сталкиваемся с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Поэтому при планировании урока, прежде всего мы уделяем внимание подбору заданий, которые помогут реализовать деятельностный подход в обучении. Это, прежде всего групповая работа. После получения дидактического материала, дети самостоятельно распределяют роли, знакомятся с материалом и разрабатывают план работы над полученным материалом.

На уроках мы систематически используем разнообразные приёмы работы, которые помогают реализовать деятельностный подход. Подтолкнуть к деятельности на уроке также помогают такие приёмы как сравнение, сопоставление противоречивых фактов, явлений, каких либо данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.

В зависимости от способностей, умений ребят выбираются и соответствующие способы проверки знаний.

 На сегодняшний  день вместо простой передачи  знаний, умений и навыков от  учителя к ученику приоритетной  целью школьного образования  становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Однако становится бесспорным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не отмечают его успешной социализации после окончания школы. Поэтому в наше время, когда информация так быстро обновляется, ученику школы немаловажно не только изучить назначенный объем знаний, но и овладеть универсальными учебными действиями.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В. Рыбакова. Издательство Учитель. Волгоград 2003.-с 234

2. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.-с 55

3. Подласый И. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 300с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М:, 2000. -256 с.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.

6. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа. - 2007. - №7 – с 10

7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ Питер ,2001 – 230с

8. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие/Под ред. Р.А. Петросовой, В.П. Голова, В.И. Сивоглазова. – М.: Общая характеристика программ по природоведению, 2000.- 205с 
9. Окружающий мир: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира, 2005.- 49с.

10. «Окружающий мир»  в начальной школе: Учеб. Пособие / Под ред. Н.Ф, Виноградовой.- М.: Методы  активизации познавательной деятельности школьников в процессе изучения окружающего мира, 2008.- 67 с.

11. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. -Питер, 2004- 250с

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 



 

 


 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Анкета для детей.

Какие задания вам нравится больше всего выполнять на уроке. Обведите цифру.

1.Контрольные работы

2.Самостоятельные  работы

3.Тесты

4.Отвечать индивидуально

5.Создавать проекты

6.Выполнять творческие задания (искать дополнительный материал, рисовать иллюстрации).

 

 

Анкета для детей.

Какие задания вам нравится больше всего выполнять на уроке. Обведите цифру.

1.Контрольные работы

2.Самостоятельные  работы

3.Тесты

4.Отвечать индивидуально

5.Создавать проекты

6.Выполнять творческие  задания (искать дополнительный  материал, рисовать иллюстрации).

 

 

Анкета для детей.

Какие задания вам нравится больше всего выполнять на уроке. Обведите цифру.

1.Контрольные работы

2.Самостоятельные  работы

3.Тесты

4.Отвечать индивидуально

5.Создавать проекты

6.Выполнять творческие  задания (искать дополнительный  материал, рисовать иллюстрации).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

Экологическая викторина «Счастливый случай».

Обратите внимание на игровой барабан. Он разделен на 6 частей разного цвета. Это категории вопросов:

Оранжевый - вопросы о животных.

Белый - вопросы о птицах.

Зеленый - вопросы о насекомых.

Синий - вопросы о растениях.

Красный - загадки, пословицы.

Желтый - педагогические ситуации.

 

ВОПРОСЫ О НАСЕКОМЫХ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.

1. Какую роль играют жуки-могильщики? (они природные санитары - зарывают трупы мелких животных в землю и откладывают в них яйца).

2. Чем отличается  жаба от лягушки? (у жабы более массивное тело, короткие задние конечности и, как все сумеречные животные, она имеет вертикальную форму зрачка, бугорчатую кожу, жаба в воде только размножается).

Информация о работе Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика