Физическое пространство и социальное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Социальное пространство – не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным.

Файлы: 1 файл

бурдье.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

Определив и измерив совокупность феноменов, хотя и связанных внешне с физическим пространством, но отражающих в действительности экономические  и социальные различия, остается только постараться выделить неразложимый остаток, который должен быть полностью приписан эффекту близости или дистанции в чисто физическом пространстве. Например, эффекту экрана, который следует из локализации в какой-либо точке физического пространства и из антропологической привилегии принадлежать не только непосредственно воспринимаемому настоящему, но и видимому и ощущаемому пространству со-присутствующих предметов и агентов (соседи и соседство). Таким образом, можно видеть, что вражда, связанная с близостью в физическом пространстве (конфликты между соседями, например), может затмить солидарность, ассоциирующуюся с позицией, занимаемой в государственном или межгосударственном социальном пространстве, или что представления, внушенные точкой зрения, связанной с занимаемой в локальном социальном пространстве позицией, могут воспрепятствовать восприятию реально занятой в государственном социальном пространстве позиции.

Социальное  пространство и генезис «классов»

 

Построение теории социального  пространства предполагает серию разрывов с марксистской теорией. Первый разрыв – с тенденцией акцентировать субстанцию,  то есть реальные группы, в попытке определить их по численности, членам, границам и т. п. в ущерб отношениям,  а также – с интеллектуалистской иллюзией, которая приводит к тому, что теоретический, сконструированный ученым класс рассматривается как реальный класс, как реально действующая группа людей. Далее, разрыв с экономизмом, который приводит к редукции социального поля, как многомерного пространства, к одному лишь экономическому полю, к экономическим отношениям производства, тем самым устанавливая координаты социальной позиции. Наконец, следует порвать с объективизмом, идущим в паре с интеллектуализмом, ибо в конечном счете он приводит к игнорированию символической борьбы, местом которой являются различные поля, а целью – сами представления о социальном мире и, в частности, об иерархии внутри каждого поля и между различными полями.

Социальное пространство

 

Прежде всего социология представляет собой социальную топологию.  Так, можно изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме, т. е. свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме. Агенты и группы агенте эти определяются, таким образом, по их относительной позициям  в этом пространстве. Каждый из них размещен в позиции и в определенные классы близких друг другу позиций (т. е. в определенной области данного пространства), и нельзя реально занимать две противоположных области в пространстве, даже если мысленно это возможно. В той мере, в какой свойства, выбранные для построения пространства, являются активными его свойствами, можно описать это пространство как поле сил, точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в это поле и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям 1.

Действующие свойства, взятые за принцип построения социального  пространства, являются различными видами власти или капиталов, которые имеет  хождение в различных полях. Капитал, который можно существовать в  объективированном состоянии –  в форме материального свойства или, как это бывает в случае культурного  капитала, в его инкорпорированном 3 состоянии, что может быть гарантировано юридически – представляет собой власть над полем (в данный момент времени). Точнее, власть над продуктом, в котором аккумулирован прошлый труд (в частности, власти над совокупностью средств производства), а заодно над механизмами, стремящимися утвердить производство определенной категории благ, и через это – власть над доходами и прибылью. Отдельные виды капитала, как козыри в игре, являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю или субполю соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или как ставка в игре). Например, объем культурного капитала (то же самое с соответствующими изменениями относится к экономическому капиталу) определяет совокупные шансы на получение выигрыша во всех играх, где задействован культурный капитал и где он участвует в определении позиции в социальном пространстве (в той мере, в какой эта позиция зависит от успеха в культурном поле).

Таким образом, позиция данного  агента в социальном пространстве может  определяться по его позициям в различных  полях, т. е. в распределении власти активированной в каждом отдельном поле. Это, главным образом, экономический капитал в его разных видах, культурный капитал и социальный капитал, а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т. п. Именно в этой форме все другие виды капиталов воспринимаются и признаются как легитимные. Можно построить упрощенную модель социального поля в его ансамбле, вообразив для каждого агента его позицию во всех возможных пространствах игры (понимая при этом, что если каждое поле и имеет собственную логику и собственную иерархию, то иерархия, установленная между различными видами капитала, и статистическая связь между имеющимися капиталовложениями устроены так, что экономическое поле стремится навязать свою структуру другим полям).

Социальное поле можно  описать как такое многомерное  пространство позиций, в котором  любая существующая позиция может  быть определена, исходя из многомерной  системы координат, значения которых  коррелируют с соответствующими различными переменными: таким образом, агенты в них распределяются в  первом измерении – по общему объему капитала, которым они располагают, а во втором – по сочетаниям своих  капиталов, т. е. по относительному весу различных видов капитала в общей совокупности собственности2.

Форма, которую совокупность распределения различных видов  капитала (инкорпорированного или материализованного) принимает в каждый момент времени, в каждом поле, будучи средством  присвоения объективированного продукта аккумулированного социального  труда, определяет состояние отношений  силы между агентами. Агенты в этом случае определяются объективно по их позиции в этих отношениях, институционализованной в устойчивых, признанных социально  или гарантированных юридически социальных статусах. Эта форма определяет наличную или потенциальную власть в различных полях и доступность  специфических прибылей, которые  она дает3.

Знание позиции, занимаемой агентами в данном пространстве, содержит в себе информацию о внутренне  присущих им свойствах (условие) или  об относительных их свойствах (позиция). Это особенно хорошо видно в случае лиц, занимающих промежуточные или  средние позиции, которые, помимо средних  или медианных значений своих  свойств, обязаны некоторыми своими наиболее типичными характеристиками тому, что располагаются между  двумя полюсами поля, в нейтральной  точке пространства и балансируют  между двумя крайними позициями.

Политическое  представление: элементы теории политического  поля

 

Памяти Жоржа Опта4

 

Для «политической науки» замалчивание условий, ставящих граждан, причем тем жестче, чем более они  обделены экономически и культурно, перед альтернативой либо отказываться от своих прав, прибегая к абсентеизму, либо лишаться прав посредством их делегирования, означает то же, что  для экономической науки замалчивание экономических и культурных условий  «рационального» экономического поведения. Из опасения натурализации социальных механизмов, которые продуцируют  и репродуцируют разрыв между  «политически активными» и «политически пассивными агентами»1, и превращения в вечные законы исторических закономерностей, действительных лишь в пределах определенного состояния структуры распределения капитала, и, в частности, культурного капитала, необходимо помещать в основу всякого анализа политической борьбы экономические и социальные детерминанты разделения политического труда.

Политическое поле, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение  соотношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости  дает о себе знать посредством  той связи, которую доверители, в  силу своей дифференцированной отдаленности от средств политического производства, поддерживают со своими доверенными  лицами5, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями. По причине неравного распределения средств производства того или иного в явном виде сформулированного представления о социальном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политическое поле – это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства.

1 Ансамбль диспозиций действия, мышления, оценивания и общения определенным качественным образом составляет габи:  (от habere (лат.)  иметь). Габитус – совокупность черт, которые приобретает индивид, диспозиции, которыми он располагает или иначе говоря, – свойства, результирующие присвоение ради некоторых знаний, некоторого опыта. – Прим. перев.

2 порядок исключения (лат.).

3 Инкорпорированный – обретший носителя, тело; интегрированный в субстрат (о свойстве) – Прим. перев.

4 Опт, Жорж (Haupt, Georges), 1928–1978. Историк, социолог, учился в Ленинграде и Париже, преподавал в США, был руководителем семинара в Высшей школе социальных наук в Париже; основатель и директор Социалистической библиотеки, руководитель ее коллекции. – Прим. перев.

5 Доверитель – доверенное лицо (mandant – mandataire),  лица, связанные друг с другом посредством мандата (оттandatum (osa)  – поручение), т. е. контракта, с помощью которого человек, называемый доверителем, дает другому человеку, называемому доверенным лицом, полномочия действовать от его имени. В статье эти юридические термины используются применительно к политически пассивным (доверители) и политически активным (доверенные лица) агентам. – Прим перев.


Информация о работе Физическое пространство и социальное пространство